Найти тему

Чище, быстрее, дешевле

Учёные Института цветных металлов СФУ разработали оптимальный способ получения модификатора, улучшающего алюминиевые сплавы. Сравнивая способы, основанные на вовлечении различных исходных компонентов, они получили технологию, которая сделает производство модифицирующей добавки дешевле и безопаснее для экологии.

Приготовленные с введением такой добавки сплавы могут использоваться в авиа- и автомобильной промышленности в рамках государственной импортозаместительной стратегии. В частности, для улучшения литейных, механических и технологических свойств сплавов при производстве литых автомобильных дисков, компонентов шасси, корпусных элементов.

За основу учёные взяли известные схемы получения лигатур системы Al-Ti-B: электролизное восстановление, алюмотермическое восстановление из солей и оксидов, а также сплавление чистых компонентов. Благодаря высокой эффективности измельчения зерна, они давно применяются в алюминиевой промышленности, — например, при изготовлении литых деталей автотранспорта и производстве деформируемых полуфабрикатов для авиастроения.

Однако чтобы получить модифицирующую лигатуру высокого качества с однородным химическим составом, минимальным содержанием примесей и неметаллических включений, требуется обеспечить максимальное усвоение исходных компонентов. Это требует значительных затрат электроэнергии и приводит к выбросам вредных фтористых соединений.

-2

По мнению учёных СФУ, экологические показатели и степень извлечения титана (Ti) и бора (B) из сырья можно существенно улучшить, если правильно подобрать комбинацию технологических операций и используемых компонентов. Это также удешевит и ускорит процесс получения модифицирующей лигатуры.

«Классическая технология получения модификатора Al-Ti-B предусматривает восстановление дорогостоящих комплексных фторидов — гексафтортитаната калия и тетрафторбората калия. В интервале 700-800°С алюминий восстанавливает эти соли под слоем флюса. В процессе происходят интенсивные выбросы фтора, для отведения и переработки которых требуется дорогостоящая система контроля выбросов, переработки и утилизации отработанной солевой составляющей. С другой стороны, использование металлического титанового сырья взамен гексафтортитаната калия позволяет повысить экономическую и экологическую эффективность производства в результате снижения стоимости компонентов и отсутствия фтористых солей в носителе титана», — объяснил соавтор исследования, младший научный сотрудник лаборатории физикохимии металлургических процессов и материалов СФУ Никита Степаненко.

Учёные получили несколько составов модификатора с помощью алюмотермического восстановления порошковой смеси фторидов, сплавления раздельно подготовленных лигатур Al-Ti и Al-B, а также растворения пропитанной титановой губки в расплаве алюминия. Затем эксперты оценили модифицирующий эффект при обработке алюминиевых сплавов. Применив полученные данные, авторы изготовили полупромышленные образцы слитков диаметром 190 мм на установке полунепрерывного литья в Институте цветных металлов СФУ.

-3

По итогам исследования микроструктуры и оценки размеров зерна слитков, учёные определили оптимальную технологию получения лигатуры Al-3Ti-1B.

«С точки зрения технологичности процессов, экологичности и экономики производства, наиболее эффективной оказалась технология получения лигатуры Al-3Ti-1B с помощью растворения Ti-губки и последующего восстановления плавленой смеси KBF4+KCl. В дальнейшем к масштабированию исследования мы планируем привлекать начинающих исследователей — студентов Инженерного образовательного центра, создающегося на базе СФУ. Они смогут участвовать в формировании пула импортозамещающих технологий, важных для отечественной промышленности», — подытожил руководитель направления Инженерного образовательного центра СФУ Александр Косович.

Фото взяты из открытых источников.