Найти в Дзене
О Москве нескучно

"Пионерская": неужели ремонт испортил эту станцию Филёвской линии

Оглавление

Когда построили станцию? Правда ли, что её проектное название было совсем другим? Как архитекторы пытались придать платформе индивидуальности, когда сделать это было практически невозможно? Как "Пионерская" выглядела до реконструкции? Зачем тут вообще понадобился ремонт? А также - что изменилось в облике платформы после грандиозной стройки? И почему не все пассажиры остались довольны её результатами? Об этом и не только расскажу сегодня.

Название из ниоткуда

Станция "Пионерская" располагается на Филёвской линии Московского метро. Находится она в северной части района Фили-Давыдково. Совсем рядом есть немалых размеров Мазиловский пруд. Его площадь составляет 4 гектара. Открыли платформу здесь 13 октября 1961 года в составе нового участка от станции "Фили". На протяжении четырёх лет "Пионерская" была конечной, пока не стала работать соседняя "Кунцевская".

Станция "Пионерская" на карте Москвы. Яндекс.Карты.
Станция "Пионерская" на карте Москвы. Яндекс.Карты.

Поскольку станция наземная, то и работы вели в основном на поверхности. Рельсы на рубеже 1960-х годов прокладывали во многих местах вдоль бывшего русла реки Фильки. Саму её незадолго до этого заключили в подземный коллектор. Если посмотреть одну из карт Московского метро 1958 года, то никакой станции "Пионерская" на ней не существовало. Зато можно было увидеть другое название - "Мазилово". Дело в том, что на момент строительства метро, здесь до сих пор находилась одноимённая деревня.

Первые упоминания о деревне Мазилово встречаются ещё в 1627 году. Историю поселения мы разберём подробно, когда будем изучать прошлое самого района Фили-Давыдково. А пока перенесёмся сразу в советские времена. Как раз рядом с нынешней линией метро также находились земли колхоза "Верный путь". Конкретно здесь располагалась свиноферма. Деревенский характер местности сохранялся вплоть до 1960-х годов. Тогда здесь вместо деревянных домиков начали строить типовые жилые кварталы, потому что территория вошла в состав Москвы.

Творчество в рамках экономии

Станцию "Пионерская" решили разместить около пруда, перпендикулярно Школьной улице. Сейчас она именуется Мазиловской. Проект разрабатывали архитекторы Римидалв Погребной и Виктор Черёмин. Работы шли достаточно быстро. Саму станцию возвели меньше, чем за год. По конструкции это типовая островная платформа. То есть пути находятся по бокам. Вдоль центральной оси расположили квадратные колонны. Для их отделки, как и в некоторых других частях станции, использовали светлый мрамор. Саму платформу покрыли асфальтом, а сверху появился навес.

Сверху, то есть над платформой, обустроили небольшую эстакаду. Она соединила нынешнюю Мазиловскую улицу с Малой Филёвской. За счёт этого центральная часть станции оказалась как будто в тоннеле. Это позволило соорудить пусть и короткий, но участок путевой стены. Конечно, никаких украшений там не было - только рельеф за счёт особенностей конструкции. Здесь разместили огромную металлическую табличку, покрашенную в честь стены. В верхней части выложили буквы с названием станции. Под ними (чуть ниже) была весьма оригинальная навигация. А именно - схема линии, которая висит на многих путевых стенах в наши дни.

Два входа на станцию разместили по обеим сторонам современной Мазиловской улицы. Они располагаются прямо над платформой. Изначально эти были практически полностью стеклянные конструкции. Благодаря этому вся композиция в целом воспринималась, как лёгкая и немного воздушная. Конечно, в те времена ни о каких более серьёзных украшениях речи не было. Так что приходилось выкручиваться и хоть как-то придавать станциям индивидуальность. Поэтому если вам кажется, что наземные платформы Филёвской линии некрасивые, знайте, архитекторы сделали на тот момент всё, что было в их силах. Но требования экономии оказались сильнее.

Смешанные отзывы

В 2017 году на "Пионерской" начали реконструкцию. За более чем полвека, коммуникации износились, а внешний вид станции стал менее привлекательным. Для ремонта платформу закрывали по частям. Конечно, пассажиры от этого страдали. Например, какое-то время выйти на станции при движении из центра было нельзя. Требовалось ехать до "Кунцевской", а потом возвращаться обратно. Все работы заняли несколько лет. В итоге получилась совсем другая "Пионерская".

Наземные вестибюли в целом сохранили свои конструктивные особенности. Но им также добавили несколько новых деталей. В частности, яркий красный акцент в оформлении. Саму платформу отделали гранитом, а колонны облицевали мрамором чёрного цвета. Поменяли и освещение. Изначально простые, а потом и подвесные лампочки находились под навесом. Теперь же их встроили в новую крышу. Также вместо низкого заборчика-ограждения станции появился стеклянный экран. Отдельного внимание заслуживает небольшая путевая стена. Её покрыли белыми панелями с чёрными вставками на абстрактную тематику. Сами буквы с названием станции сделали очень большими. Они состоят из чёрных точек разного размера. Мнения относительно красоты и удобства этого элемента декора среди пассажиров разделились.

После завершения реконструкции, станция стала выглядеть более аккуратно. Возможно, некоторым не понравилось, что внешний вид платформы изменился так, что по сути от изначального облика ничего не осталось. Да и качество работ, судя по отзывам, не всех устроило. Пишут, что где-то уже кое-что отваливается и подтекает. Но в целом результат "после", наверное, лучше того, который был "до". Сегодня "Пионерская" не очень загруженная станция Московского метро. Согласно данным за 2-й квартал 2023 года, ей пользовалось всего лишь 11 тысяч пассажиров в сутки. В основном это жители окрестных кварталов или люди, которые приезжают отдохнуть около Мазиловского пруда.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!