Прошло пару дней после оглашения послания 2024 Владимира Путина федеральному собранию и надо сказать, что я первый раз слышу так много в речи президента о сфере образования. Бюджетникам всегда уделялось внимание в таком мероприятии, но, чтобы глава государства говорил, например, об изменениях в ЕГЭ или доплатах классным руководителям, не помню.
Кстати, о ЕГЭ – это самое лёгкое, что можно изменить уже завтра.
Какие темы затронул президент в своей речи? Капитальный ремонт школ и детских садов, открытие новых инженерных и лидерских школ. Про последние пока, правда, не очень понятно. Доплаты классным руководителям и советникам директоров по воспитательной работе, пересдаче Единого государственного экзамена, новых нацпроектов и так далее.
Второй шанс
Как я говорил, это самое лёгкое, что можно сделать в ближайшие месяцы. Цитирую слова Путина: «В связи с этим и о ЕГЭ. Он по-прежнему вызывает широкую общественную дискуссию и споры, мы всё об этом хорошо знаем. Действительно, механизм ЕГЭ должен совершенствоваться.
Что предлагаю на этом этапе? Предлагаю сделать ещё один шаг в этом направлении – дать выпускникам, что называется, второй шанс, а именно: по выбору самого ученика предоставить ему возможность пересдать ЕГЭ по одному из предметов, и сделать это до конца приёмной кампании в вузы, чтобы успеть подать документы уже с учётом пересдачи. Такие житейские вещи, но они важны для людей».
И тут у меня возникло такое ощущение, что Рособрнадзор уже готов был это сделать гораздо раньше, ведь буквально в течение нескольких часов после оглашения послания, в ведомстве заявили, что готовы внести все изменения на ЕГЭ уже в этом году. Единственное, надо согласовать с Минобрнауки по поводу сроков проведения приёмной кампании, а также, и это самое сложное, обеспечить техническую возможность такого решения.
Предлагаю остановиться подробнее. Во-первых, пересдавать можно один из предметов на выбор, а значит, если выпускник пожелает снова прийти на иностранный язык или информатику, то прибавится работы для технических специалистов. Во-вторых, ЕГЭ обычно заканчивается к последней неделе июня, а результаты приходят по последним экзаменам только в начале июля. Получается, что пересдачу также будет организована только в середине лета, а ведь в это время у учителей идёт разгар заслуженного отпуска.
Безусловно, не все педагоги заняты, тем более в пунктах ЕГЭ, но кому-то придётся чем-то жертвовать. И для меня, та оплата, которая сегодня есть в моём регионе, не стоит того. Я считаю, что все эти дни с удовольствием можно провести со своей семьёй и детьми.
В-третьих, для правительства все эти пересдачи выйдут в копеечку, ведь каждый поход учителя в пункт ЕГЭ, оплачивается. Много здесь зависит от региона, хотя я до сих пор не пойму, почему нельзя сделать единую оплату ОГЭ и ЕГЭ по всей стране.
И последнее про ЕГЭ: все ближайшие изменения отодвинут эту форму экзамена, точнее, оставят её, до 2030 года, как минимум. Здесь можно вспомнить слова и главы Рособрнадзора и самого президента, который считает госэкзамен хорошим социальным лифтом для Анны Ивановой из Иркутской области.
Учебная нагрузка в школе
Снова обратимся к речи президента. «Учебная нагрузка для детей должна быть разумной и сбалансированной. И, конечно, явно не на пользу дела, когда на уроках учат одному, а на экзаменах спрашивают другое. Такое несоответствие, мягко говоря, между школьными программами и вопросами на экзаменах, – а такое бывает, к сожалению, – вынуждает родителей нанимать репетиторов, а ведь далеко не всем это по карману».
Здесь вообще всё сложно, и мало кто знает, как решить данную проблему сегодня. Что касается нагрузки, то здесь можно вспомнить много новых предметов, которые каждый год добавляются в школьное расписание. Уберут ли все эти уроки? Вряд ли, ведь чего стоят «Разговоры о важном» или «Россия – мои горизонты».
А если говорить о репетиторах, то пока есть спрос, то будут и предложения. Да и вспомните слова руководителя ФИПИ Оксаны Решетниковой: «Школа не готовит к ЕГЭ». Хотите набрать 80+ баллов по физике или литературе, ищите репетиторов, школу, где есть профильные классы или хорошие учителя.
Доплата учителям
«С 1 сентября 2024 года предлагаю ввести федеральную выплату – 5000 рублей в месяц, для всех советников директоров по воспитанию в школах и колледжах, чего раньше не было. И отдельные решения предлагаю для школьных классных руководителей и кураторов групп в колледжах, техникумах, которые работают в тех населённых пунктах, где живёт меньше 100 тысяч человек. Так вот, уже с 1 марта 2024 года предлагаю вдвое увеличить таким специалистам федеральную выплату за классное руководство и кураторство группами до 10000 рублей».
Такие перемены, конечно, многим пришлись по душе. Единственное, сразу начали высказываться те, кто работает в больших городах и мегаполисах
«Ещё не смотрела... Но круто, однако, Вы пишете: за классное руководство в классе с 10 учениками будут платить 10000, а в классе в городе с 30 учениками только 5...».
Про 10 учеников, конечно, я не писал, но в принципе всё так. Почему решили поддержать только коллеги из малых городов и сел, не знаю. Но, видимо, всё упирается в финансы.
«Сделать единую оплату для классных руководителей по 10000 рублей!!!
Не понимаю, почему советникам доплатят по 5 тыс. рублей? За что? У нас в школе вожатая является ещё и советником. Но работы никакой!».
Эта проблема, на самом деле, довольно актуальная. Наверняка вы видели в социальных сетях, что в некоторых школах работа ведётся довольно активная, создаются проекты, волонтёрские движения и так далее, а в других, идёт пересказ федеральной повестки или можно встретить видео, где дети под копирку высказывает своё мнение о «разговорах о важном». К тому же не все проходят многочисленные стажировки в Артеке или «Машуке».
Есть и те учителя, которым такая доплата показалось маленькой.
«Нынешнее послание президента очень разочаровало, как раз из-за позиции по образованию. Просто капец какие великие 5000 за классное руководство!!! Что за подачки?!».
Пишите в комментариях, нравится ли вам инициатива с ЕГЭ и как вы оцениваете работу советника по воспитанию в вашей школе.