Найти тему
Minsknews.by

Где хотели бы служить столичные призывники, и почему многие предпочитают службу по контракту

Оглавление

С января в военкоматах проходит приписка к призывным участкам юношей, которым в 2024-м исполнится 16 лет. Об их подготовке к армейской службе корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с военным комиссаром Партизанского района Минска полковником Дмитрием Пешко.

-2

Хочу в спецназ

— Дмитрий Александрович, для 16-летнего подростка первое посещение военкомата всегда проходит на эмоциях. До призыва на срочную службу еще два года, но тем не менее…

— Вы правильно уточнили про два года. Все это время мы будем готовить его к армии. Речь идет не только о прохождении медицинских комиссий, хотя наблюдение за здоровьем допризывника обязательно. Подготовка осуществляется комплексно, включая личные беседы и с молодым человеком, и с его родителями. Будем показывать подростку армейскую жизнь, ее будни, знакомить как с лицевой, так и с изнаночной стороной. Одни только лекции в кабинетах с демонстрацией видеоматериалов успеха не принесут. Поэтому дважды в год совместно с администрацией Партизанского района проводим специализированный День призывника.

В ноябре 2023-го он состоялся на базе спецназа ГУВД Мингорисполкома в Уручье. Посмотреть, как живет и тренируется столичный ОМОН, прибыли свыше 200 юношей. Площадка, где проходила встреча, не рассчитана на большее количество зрителей. Как потом признавались парни, впечатлений было много. Так что не удивлюсь, если в ходе нынешнего весеннего призыва многие будут просить направить их именно в спецназ. О своей службе рассказывали солдаты-срочники и контрактники. Советы бывалого воина раздавал молодой человек, только что уволившийся в запас. Похожий по сценарию масштабный День призывника готовим для молодых людей Партизанского района и в мае.

-3

Осуществить мечту

— Количество призывников выросло. В чем причина? Следствие демографического бума начала нулевых годов?

— Скорее следствие того, что законодательство по медицинскому освидетельствованию призывников привели к существующим реалиям. Пример. Молодой человек работает дальнобойщиком, месяцами колесит по миру, питается и спит урывками. Медкомиссия в поликлинике не находит нарушений в его здоровье, а для срочной службы в армии он по каким-то причинам оказывается не годен.

При этом никто и не призовет его в спецназ, максимум — обучат военно-учетной специальности водителя. Нонсенс, но так ведь все и было. Другой распространенный пример: юноша горит желанием стать офицером, возможно, он из семьи военных. Занимается спортом, грызет гранит науки. Подает документы в военный вуз и получает отказ. Медкомиссия выявляет у него небольшую проблему со зрением. У несостоявшегося абитуриента глубокая психологическая травма, а армия, возможно, потеряла гениального стратега. Поэтому сегодня перечень медицинских ограничений для службы в Вооруженных Силах, скажем так, оптимизирован.

— Дмитрий Александрович, подозреваю, что большинство столичных призывников хотят пройти срочную службу если не в самом Минске, то хотя бы поблизости. А уж родители точно настроены на такой вариант.

— По поводу призывников я не соглашусь. Молодые люди часто просят отправить их в 103-ю Витебскую отдельную гвардейскую воздушно-десантную бригаду. Многие наши призывники попадают в органы пограничной службы и тоже рады такому распределению. Будущее место службы зависит, во-первых, от плана-задания, который рассылает нам военный комиссариат Минска, а во-вторых, от степени здоровья молодого человека и медицинских показаний. Призывник с жаром уверяет, что хочет стать десантником. Психолог спрашивает, не боится ли он высоты, и выясняется, что юноша не готов к такой службе.

-4

Контрактники

— Какое настроение у призывников?

— Не сказал бы, что для них это стресс. Предстоящие впечатления, разлука с родителями и друзьями, конечно, сказываются, но престиж белорусской армии сегодня высок как никогда, поэтому молодые люди спокойны. Отмечу еще одну характерную деталь. Беседуя с призывниками, в том числе с 16-летними юношами, которые только проходят приписку, обратил внимание: пусть и не большинство, но многие рассматривают для себя службу по контракту. Причем с каждым последующим призывом доля таких молодых людей увеличивается. Возможно, это вызвано растущим престижем службы — не зря же повышается конкурс на военные факультеты вузов. Не исключено, что причина и в том, что современная молодежь практична. Солдат-срочник служит полтора года, а контрактник — два. Разница небольшая, но в эти два года молодой человек получает зарплату, растет как специалист, перед ним открываются перспективы карьерного роста. При наличии специальности он может аттестоваться на прапорщика с существенной надбавкой к денежному довольствию или, если позволяет образование, на офицера. Понятно, что служба по контракту — окольный путь к вершинам возможной генеральской карьеры. Для этого надо сразу поступать в Военную академию. Тем не менее выйти в запас подполковником вполне реально.

— Каково ваше отношение к контрактной службе?

— Будучи офицером и военным комиссаром, я ее только приветствую. Желание молодых людей служить по контракту следует поощрять. Любому государству нужна профессиональная армия.