Найти тему

Развитие речи у детей до 3 лет: учимся играя

Оглавление

Первоначальные речевые навыки формируются у ребёнка в возрасте до 3 лет. Сбои на этом этапе влекут за собой задержку речевого развития. Она же грозит нарушениями чтения и письма, а также трудностями в обучении в школьные годы, пишет логопед Галина Кручинина [2].

Редакция «Родительского университета» выяснила, как вовремя понять, есть ли у малыша задержка в речевом развитии, а также подобрала игры, которые помогут родителям запустить и улучшить речь малыша.

Как понять, развита ли речь ребёнка по возрасту

Ведущий методист издательства «Просвещение–Союз», почётный работник общего образования РФ Оксана Скоролупова напоминает о нормах речевого развития детей до 3 лет:

К 1,5 годам

Малыш уже способен строить словосочетания и небольшие предложения во время какой-то активности («машина би-би», «собака гав-гав»). Он может находить по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине, учит названия окружающих его предметов.

К 2 годам

Ребёнок уже понимает сложные просьбы («Принеси книжку, а чашку поставь на стол»). Он использует двух-/трёхсловные предложения, употребляет прилагательные, местоимения при общении со взрослыми, понимает короткие рассказы. Благодаря этому он учится лучше понимать картинки и короткие рассказы в картинках. Он задаёт много вопросов. Его активный словарный запас составляет до 100-200 слов

К 3 годам

В активной речи ребёнка представлено до 500 слов. Он строит фразы и предложения из 3-4 и более слов, в его речи появляются сложные предложения.

Важно иметь в виду: нормы говорят о том, что малыш в силу развития мозга способен (а не обязан) делать в определённом возрасте. Конкретный ребёнок может начать, например, говорить двухсловные предложения месяцем раньше или позже, в этом нет ничего страшного.

Бить тревогу и вести его к неврологам, логопедам и другим специалистам стоит тогда, когда несоответствие слишком сильно. Например, если малышу уже год, а он даже не пробует гулить, лепетать и повторять за взрослыми элементарные слова («мама», «папа»), или если в 1,5 года он не может соотнести произносимое слово с называемым предметом (элементарные «глазки», «ушки», «ляля» и пр.).

Не стоит бояться профессионалов: чем раньше ребёнок получит помощь врачей и педагогов, тем меньше проблем у него будет в дальнейшем развитии и обучении.

Как запустить и развить речь ребёнка

Создать условия для того, чтобы ребёнок мог говорить, — задача родителей, отмечает Оксана Скоролупова.

«Для ребёнка младенческого и раннего возраста необходимо организовать эмоциональное общение с близким взрослым и насыщенную предметную деятельность, которая ведётся с окружающими ребёнка вещами. Эти условия очень важны, чтобы запустить речь. Без общения со взрослыми речи в принципе быть не может», — поясняет эксперт.

При этом она подчёркивает, что никакие гаджеты, приложения, компьютерные программы и телевизоры не способны заменить живого взаимодействия.

Игры для развития речи

Родителям-непедагогам бывает сложно играть и общаться с малышом, поскольку за давностью собственного детства они забывают, как это делается. Мы сделали выборку из большой коллекции игр из пособия «Как играть и заниматься с ребёнком от 0 до 3 лет»: гид для родителей» Наталии Голощук и Анны Смирновой [1]. Эти игры помогают не только в увлекательной форме запустить и улучшить речь, но и познакомить малыша с окружающим миром, развить его сенсорное восприятие и творческое мышление.

«Помоем куклу»

Расскажите ребёнку, что к вам в гости пришла кукла. Она долго гуляла на улице и запачкалась. Предложите малышу помыть её. Дайте ему влажные салфетки. Читайте стихотворение Агнии Барто «Девочка чумазая», а ребёнок пусть вытирает кукле части тела, которые упоминаются в стихотворении. Обратите его внимание на то, как кукла рада, что стала чистая.

Игра «Дорожка из кубиков»

Прочитайте ребёнку стихотворение Татьяны Коваль «Кубик». Предложите построить из кубиков дорожку для поезда. Для этого попросите его отобрать только зелёные кубики и построить из них дорожку. При необходимости помогите малышу. Аккуратно прикладывайте кубик к кубику, чтобы получилась ровная дорожка. Обсудите с ребёнком, какая получилась дорожка: длинная, узкая, зелёная.

Adobe Stock
Adobe Stock

Предложите ребёнку «погулять» пальчиками по дорожке. Сначала пальчики правой руки идут по дорожке, а теперь пальчики левой руки идут по дорожке. Скажите малышу, что дорожка очень узкая, поезд не сможет по ней ехать. Предложите построить широкую дорожку. Пусть он построит ещё одну полоску из кубиков рядом с первой. Обсудите с ним, какая теперь дорожка: длинная, широкая, зелёная.

«Матрёшка»

Покажите ребёнку матрёшку. Скажите, что она пришла к вам в гости, да не одна, а со своими сестричками. Разберите и соберите несколько раз игрушку. Предложите ребёнку самому открыть матрёшку. Обсудите, кто прячется у неё внутри, какие все матрёшки по размеру. Обратите внимание, что есть самая большая и самая маленькая. Прочитайте малышу стихотворение Владимира Орлова «В матрёшке — матрёшка». Попросите ребёнка собрать самую большую матрёшку. Спросите, какая она. Попросите малыша показать самую большую и самую маленькую матрёшку.

«Раскладываем овощи и фрукты и варим компот»

Расскажите ребёнку, что кукла пришла в магазин, чтобы купить фрукты и овощи (на столе должны быть разложены соответствующие игрушки или картинки). Предложите малышу помочь сложить фрукты и овощи в сумку.

Скажите, что теперь кукла пришла домой. Она хочет сделать салат и сварить компот. Обсудите с ребёнком, что подходит для салата, а что для компота. Пусть он сложит фрукты в кастрюлю, а овощи в миску. Если ребёнок затрудняется, помогите ему.

Предложите ребёнку помочь кукле сварить компот. Прочитайте ему стихотворение Наталии Нищевой «Компот». Выполняйте вместе движения по тексту.

«Игра в прятки»

Предложите ребёнку поиграть в прятки с куклой. Прячьте её в разных местах комнаты, называя, где спряталась кукла:

  • под столом;
  • в шкафу;
  • на кровати;
  • под кроватью;
  • за шторой.

Спрашивайте у малыша: «Где спряталась кукла?» Важно, чтобы он отвечал вам, используя в речи предлоги.

«Испечём пирог»

Заранее подготовьте три тарелочки, на которых насыпаны мука, сахар и соль. Расскажите ребёнку, что кукла ждёт гостей и хочет к их приходу испечь пирог. Но она не знает, как выглядят мука, сахар и соль. Предложите малышу вместе с куклой рассмотреть эти продукты и обсудите, чем похожи и чем они отличаются друг от друга. Пусть малыш потрогает их пальчиками, попробует на вкус. Помогите ему сделать вывод:

  • что все три продукта похожи по цвету — они белые;
  • что они отличаются на ощупь — мука мягкая, а сахар и соль более твёрдые;
  • что они отличаются по вкусу — мука безвкусная, сахар сладкий, а соль солёная.

«Для чего нужна посуда?»

Разложите игрушечную посуду: кастрюльку, половник, сковородку, вилку, ложку, тарелку, чашку, блюдце, чайник. Расскажите ребёнку, что все эти предметы называются одним словом «посуда». Люди пользуются посудой, чтобы готовить еду, есть из неё и с её помощью. Обратите внимание малыша, что сегодня у куклы праздник. Она готовит праздничный ужин, но у неё перепуталась вся посуда. Попросите помочь ей разобраться, какая посуда для чего нужна.

Прочитайте стихотворение Елены Николаевой «Я сейчас готовить буду», параллельно показывая предметы, о которых говорится в стихотворении. Рассмотрите их с ребёнком. Обсудите, чем они отличаются. Расскажите, для чего нужна кастрюлька — ней варят суп и компот; для чего нужны чашка и блюдце — из них можно пить чай. Спросите, какого цвета предметы. Обратите внимание, что чайник большой, а чашка маленькая и т. д.

Авторы книги подчёркивают: важно выбирать для занятий время, когда ребёнок отдохнувший и в хорошем настроении — с утра или после дневного сна. Обучающие игры не должны длится больше 10-15 минут. Если малыш устаёт раньше, нужно их прекращать.

Источники:

1. Голощук Н. В., Смирнова А. Ю. «Как играть и заниматься с ребёнком от 0 до 3 лет»: гид для родителей», М: «Просвещение, 2024

2. Кручинина Г.И. «Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста. Предупреждение нарушений устной и письменной речи», М. : Издательство ВЛАДОС, 2019