Да, бывает
Сегодня, к счастью, операции по коррекции деформации стоп - не редкость. Сейчас уже вовсю оперируют ученики моих учеников, обучающие курсы проходят регулярно по всей стране, на конференциях хирурги показывают прекрасные результаты.
Тем не менее, никакая хирургия невозможна без осложнений, ошибок, рецидивов заболевания и т.д. Хирурги - не боги, далеко не всё в наших руках. Более того, пациенты - тоже не ангелы, дисциплина - вообще не конёк нашего человека )))
Справедливости ради нужно заметить, что стопа - исключительно сложный объект для «ремонта». Вероятность допустить ошибку при планировании и выполнении операции достаточна высока, это не тот случай, когда по шаблону можно всем делать одно и то же одними и теми же заученными движениями, и всё будет гарантированно хорошо.
В целом, конечно, деформации довольно стандартные, и в абсолютном большинстве случаев всё у всех заканчивается хорошо. Но - бывают и исключения. Одно из таких исключений - рецидив деформации. Это когда операция сделана, вроде бы всё хорошо и визуально, и рентгенологически, а проходит несколько недель или месяцев, и становится понятно, что всё зря - деформация вернулась. А нередко еще и боли появились где-нибудь.
Хирургу, к которому пришёл пациент с рецидивом, приходится непросто. Во-первых, нужно понять, почему рецидив случился. Не учёл что-то хирург, неправильно что-то сделал, либо просто пациент не соблюдал режим, и разрушил правильно сделанное - это всё крайне важно.
Когда я говорю о дефектах планирования, это означает, что хирург выбрал не оптимальный способ операции/не учел длину костей стопы/величины углов между костями/состояние мягких тканей; когда речь о дефектах операции - неправильно распилил кости/неправильно зафиксировал/не учел качество костной ткани/не учел натяжение сухожилий/не учёл сопутствующие патологии стопы и т.д.
Когда я говорю о нарушении режима пациентом, обычно подразумеваю избыточное количество ходьбы/ходьбу без послеоперационных ботинок/самостоятельную смену повязок и т.д.
Всё играет роль, всё важно, иной раз мелочь (вроде как) может свести на нет результат всего мероприятия.
Исходя из этих соображений мы и составляем план дальнейших действий. Задача - сделать последнюю операцию, чтобы окончательно поставить пациента на ноги.
Вчера решал как раз такую задачу. Неделя получилась «стопная», за два операционных дня - шесть стоп, из них три - на переделку. К счастью - не мои, хотя и ко мне иногда пациенты возвращаются, это факт.
У данной пациентки на руках оказались все снимки, начиная с предоперационных. Женщина вполне серьезная, подозревать её в нарушении послеоперационного режима причин нет.
Посмотрел, проанализировал. Пришёл к определённым выводам. Составил план действий. Реализовал его.
К счастью, методики сегодняшнего дня позволяют коренным образом поменять ситуацию относительно малокровно.
В частности, здесь не была сделана остеотомия фаланг больших пальцев. Это не обязательный элемент операции по коррекции Hallux valgus, но, если исходно деформирован сам первый палец, то высока вероятность, что сухожилия после операции будут стремиться утащить его в исходное положение. Поэтому я в 90% случаев выравниваю и укорачиваю большой палец. Соответственно, через небольшие разрезы по старым рубцам сделал остеотомии фаланг больших пальцев. Слева было необходимо вмешаться и на самом суставе большого пальца - ОК, развернул головку плюсневой кости через тот же разрез. Легко и просто.
Второй момент - пациентку беспокоили боли под головками средних плюсневых костей - после первой операции они оказались ниже опорных первых и пятых.
Соответственно, задача - приподнять эти головки. На этот случай у нас есть чрескожная методика - через проколы кожи фрезой перепиливаем головки, смещаем их в нужном направлении. Кости укорачиваются, одновременно укорачиваются и средние пальцы. Это еще и гармонизирует визуально форму стопы.
Теперь интересно, что после такой операции мы сразу даём нагрузку на ноги - подкладываем поперечные супинаторы под своды, - они будут удерживать арку до сращения костей, выдаём послеоперационную обувь с плоской негнущейся подошвой, и - ходить. Большого отёка мы не ожидаем. Смещение костей может происходить только в желаемом направлении. Соответственно, послеоперационный период будет легче и короче.
А дальше - будем надеяться, что я всё правильно понял и сделал. Ясность появится месяца через 3-4, не раньше. Когда полностью срастутся кости, полностью сойдёт отёк, полностью разработаются суставы и восстановится походка.
Эту историю я рассказал для того, чтобы женщины, планирующие операции по «удалению шишек», «выпрямлению пальцев» и т.п., осознанно подходили к делу. Кудесники, обещающие лёгкое, безболезненное, гарантированное исцеление, мягко говоря, лукавят. Всё непросто и непредсказуемо. А вот «кудесники» или умышленно вводят людей в заблуждение (что лучше), или не понимают сути того, что делают (что хуже).
Однако глобально всё достаточно хорошо. У нас в стране - особенно, и это чистая правда. В доказательство выложу скрин из Инстаграма, результат операции английского хирурга. Понятно, что в Инстаграмм выкладывают лучшее. Выводы делайте сами )))