Найти тему

Некоторые поезда, которые успевал обогнать № 4 / 6 в советские годы при следовании по Транссибу

В прошлой статье про поезд № 083 и № 104 я как-то невзначай затронул тему знаменитых своей скоростью в 80-е гг. ХХ века на Транссибе составов № 4 и № 6 (Москва - Пекин и Москва - Улан-Батор). В общем они и сегодня были бы вполне конкурентоспособны. И захотелось вспомнить, кто еще из числа отправлявшихся из Москвы, кроме нашего "Байкала", по дням с которым шёл "Енисей", становился "жертвой" этих международных поездов. То есть кого они обгоняли. За основу взял справочник 1983 года под ред. Б.А. Таулина. Вот по нему и будем ориентироваться.

Ярославский вокзал. Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ярославский вокзал. Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Итак, составы 4 / 6 отправлялись из Москвы в 17.30. За три часа до этого в 14.30 уходила "двойка". Еще за 25 минут до "двойки" - "Байкал" - № 10 или "Енисей" № 12. А еще за час до этого в 13.05 уходил Благовещенский № 350. Что-то мне подсказывает, что это и будет первая "жертва" международных составов. В 08:00 состав № 352 до Улан-Удэ. Он там по дням следовал. 9,5 часов разницы... Должен № 4/6 его "достать" на этом расстоянии.

В 12:10 с Ярославского же вокзала отправится поезд № 16 "Урал" до Свердловска. Думаю, что международным составам просто не хватит расстояния, чтобы покрыть это отставание. За сутки 4,5 часа у не самого медленного "Урала"... Ну нет! Но проверим!

В 01.00 отправлялся состав поезда № 184 на Хабаровск. В 23.50 накануне отправлялся состав на Тынду № 14. Хм... Ну вот не уверен, что хватит расстояния покрыть 16 и 18-часовую разницу, но посмотрим. Ну и намного после него (ну или почти на сутки раньше) уходят составы № 20 / 26 / 34 на Пекин / Забайкальск. 20 часов 20 минут разницы - ну нет, такое не отыгрывается однозначно! Тем более, что идут то эти поезда по графику еще одного международного пекинского состава, который следует через Забайкальск. А вот догонят ли эти составы "Байкал". 7 часов 5 минут разницы. Вряд ли, но в Иркутске нужно не забыть посмотреть.

В общем, обо всём по порядку.

Итак, какой я там указал первым в обгонном списке?! № 350. Изучаем. Еще до Перми-II благовещенский состав продержится, но в Свердловске первым уже будет № 4/6. Скорее всего, обгон происходил на станции Шаля, где 350-й стоял 16 минут, за которые № 4/6 и проезжал мимо. К Кунгуру международный вряд ли бы успел догнать его. В общем, первая "жертва" известна. До Свердловска, кстати, составы № 4/6 добирались в те годы за 28,5 часов. Самый быстрый сегодня - № 56 (без одной минуты сутки), но он с Казанского вокзала. Остальные 26 - 33 часа. Всё вполне сопоставимо. Причем сопоставимо не только с № 4/6, но и 350-й не сильно то там отстанет. Я бы даже сказал "в одни ноги" следует. Ну и как я и предполагал, "Урал" он не догонит. № 16-й прибудет в Свердловск на 1 час 10 минут раньше.

Екатеринбург. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Екатеринбург. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Смотрим, что там с "двойкой". Разница между ними была 3 часа 25 минут. Быстро ликвидировать такое отставание будет сложновато. "Россия" то тоже не самая медленная была. не знаю даже вообще получится ли. Смотрим!

К отправлению из Свердловска отставание сократилось до 2 часов 38 минут. К Тюмени оставалось 2 часа 05 минут. Из Омска они отправлялись с разницей в 1 час ровно! Более того, в промежуток между ними там еще и "Байкал" вмещался. Смотрите какая плотность:

  • № 2 отправление в 09.48;
  • № 10 отправление в 10.12;
  • № 4/6 отправление в 10.48.

Кстати, заметьте, "Байкал" / "Енисей" пали "жертвой" скорости "России" еще где-то между Пермью и Свердловском. В Москве было 25 минут в одну сторону, а в Омске уже 24 минуты в другую.

Омск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Омск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но на следующем перегоне до Новосибирска жертвами № 4/6 станет и "Байкал", и "Россия". Естественно, что именно в такой последовательности. Из Новосибирска-Главного международный состав отправится на 55 минут раньше "двойки" и уже на 1 час 42 минуты раньше "Байкала" / "Енисея". К Красноярску "Россия" будет отставать уж на 1 час 11 минут, а "Байкал" на 2 часа 20 минут. К Иркутску отставание "России" вырастает до 1 часа 37 минут, а "Байкала" до 3 часов 19 минут. А вот "двадцатка" чуть-чуть "Байкал" не догонит. При прибытии в Иркутск 24 минуты останется между ними из более чем 7 часового отставания.

В целом же расстояние Москва Ярославская - Иркутск состав № 4/6 преодолел за 3 суток 9 часов 26 минут. Примерно столько же сегодня на это расстояние тратит № 81, но он с Казанского вокзала отправляется. № 2 и № 70 и того больше, а вот № 10 чуть меньше - 3 суток 5 часов, но современная "десятка" идет через Нижний Новгород.

Теперь ищем, где состав № 4/6 обгонит хабаровский состав № 184, который отправился из Москвы на 16,5 (!) часов раньше. В Иркутске хабаровский будет ровно на 1 час после № 4/6 (03:56 против 02:56 соответственно). Судя по всему обгон будет происходить на ст. Худоеланская между Нижнеудинском и Тулуном в Иркутской области.

Худоеланская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Худоеланская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, забыли мы как-то № 352-й. Он будет настигнут и оставлен позади уже между Омском и Новосибирском. Он прибудет в Иркутск на 2 часа 39 минут после "Байкала", хотя отправлялся на 6 час 05 минут раньше. Ну на то он и 300-й нумерации.

А вот тындинский состав № 14, который ушел из Москвы на 17 часов 40 минут раньше международного, тот догнать не сможет. К Перми разница сократится до 16 часов 29 минут, В Свердловске она при отправлении составит 16 часов 02 минуты. К Омску она уже 14 часов 48 минут. На узловой станции Тайга она лишь 11 часов 17 минут. Удивительно, но на всем следующем перегоне до Иркутска разница не только не сократится, а даже вырастет на 1 минуту - до 11 часов 18 минут. Последнюю отсечку мы сможем взять в Улан-Удэ - разница 10 часов 53 минуты. А затем № 4/6 отвернет на Наушки к монгольской границе. Между "Россией" и № 14 остается 12 часов 40 минут. При отправлении было 14:40. Неплохо так шел тындинский состав! К Чите будет 12 часов 38 минут. Паритет сохраняется. К Ерофею Павловичу "двойка" ценой, видимо, каких серьезных усилий отыграет еще целых ... 8 минут. Разница ровно 12,5 часов. А от Бамовской № 14 уже отвернет на север. Кстати, в наши дни поезд № 82 Москва - Нерюнгри, отправляющийся, правда, с Казанского вокзала, доставит вас до Тынды за 4 суток 18 часов. Но это по БАМу, конечно. А вот в 1983 году на это ушло бы 5 суток 14 часов.

Вот такие расчеты! Да, это не все поезда, следующие в восточном направлении. Были еще составы на Кемерово, Томск. Но они уходили изначально после № 4/6, так что соревноваться тут бессмысленно. Спасибо, что читаете! до встречи!