Найти тему

Маркировка рекламы: разбираемся в деталях

Оглавление

Что считается рекламой, как правильно её маркировать и какая вас ждёт ответственность за нарушения — рассказала Таша Москвичева на «Суровом Питерском SMM». Нюансы и подробности о маркировке рекламы.

Забирайте по ссылке 15 проверенных формул по написанию продающих текстов для рекламы. Это бесплатно

Предисловие про термины

Прежде чем погрузиться в тему маркировки рекламы, давайте обозначим термины.

ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы, который хранит данные 5 лет. Исправлять здесь ничего нельзя.

ОРД — оператор рекламных данных, который передаёт данные в ЕРИР. Здесь пока можно редактировать данные, они хранятся 1 год.

РКН — Роскомнадзор, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Идентификатор рекламы (токен) — уникальное цифровое обозначение, предназначенное для прослеживаемости рекламы в интернете и учёта информации о такой рекламе. ОРД присваивает идентификатор до распространения рекламы в интернете.

Токен вы должны получить до того, как выложите пост у себя в соцсетях, на сайте и т. д.

Сейчас аккредитованы официально всего 7 ОРД.

  • «Лаборатория разработки» (Сбер)
  • «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс)
  • «ВК Рекламные Технологии» (VK)
  • «ОЗОН ОРД» (Озон)
  • «МедиаСкаут» (МТС)
  • «Первый ОРД» (Вымпелком)
  • «ОРД-А» (Амбердата)

Некоторые из них — платные.

-2

Критерии определения рекламы

В законе прописано два критерия, которые определяют рекламу и отличают её от просто информации.

  • Критерий 1: информация направлена на привлечение внимания к товару, продвижение на рынке, формирование и поддержание интереса. Реклама
  • Критерий 2: информация адресована неопределённому кругу лиц. Не реклама

Только ФАС определяет, относится ли к рекламе пост в интернете. Вы можете написать туда запрос и получить ответ.

Если говорить о вашем собственном бизнесе, то информация, которую вы публикуете у себя на странице обезличенно, — это не реклама. Рекламой не считается информация о товарах и услугах, размещённая на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца.

Если какому-то отдельному товару вы уделяете особое внимание, даёте о нём избыточную и положительно эмоционально окрашенную информацию, в тексте есть призывы приобрести товар, в том числе написаны адреса магазинов, то такой контент может быть признан рекламой. Его нужно маркировать.

-3

Например, безоценочную информацию об ассортименте товаров или мероприятиях маркировать не нужно. Акции из серии «скидка на всё» — не надо, а акцию на конкретный товар с его выделением среди других — надо. Яркий креативный пост о конкретном товаре, содержащий призыв купить, — нужно маркировать. Креатив, размещение которого у вас кто-то заказал, — точно нужно.

Если вы размещаете у себя на странице чужой пост, то его надо маркировать, и не имеет значения, заплатили вам за него деньгами, по бартеру или просто попросили разместить по дружбе.

Что можно не маркировать?

  • Органичные интеграции. Но нужно смотреть, чтобы они действительно были органичными
  • Информацию на собственном ресурсе, включая монопродуктовый сайт, страницу в соцсетях. При этом навязчивый баннер будет рекламой, его нужно маркировать
  • Вакансии, если это не скрытая реклама.
  • Статьи и пресс-релизы, если это не реклама
  • Обзоры и аналитику
  • Информацию о совместных мероприятиях на собственных ресурсах, но всё зависит от того, как вы её написали
  • Информацию о партнёрах без признаков рекламы
  • Email-рассылки и push-уведомления

Нужно ли маркировать рассылки?

Если вы рассылаете клиентам информацию о своих продуктах, её можно не маркировать.

А если в рассылке есть информация о товарах или услугах третьих лиц и фирм — регистрировать и подавать отчётность придётся. Например, если у вас магазин обуви, а вы рассылаете информацию о партнёре, который продаёт сумки.

Также, если в рассылке есть информация, которой пользователь может поделиться, тоже нужна маркировка. Например, если вы прислали персональный прокомод — можно обойтись без отчётности, а если человек поделится промокодом с друзьями, то получится реклама, и к ней нужна пометка: «Реклама. ООО Ромашка ИНН 000000000». Если вы физлицо, то пишите свои ФИО.

Будьте внимательны всегда, когда разбираетесь, нужна ли маркировка рекламы. Если вы читаете ответы ФАС, дочитывайте их до конца, а не только выделенный текст. Все детали кроются в мелком шрифте.

В интернете ходит очень много информации. Если вы читаете где-то комментарии, то изучайте всю ветку обсуждения и изначальный вопрос.

Вывод о рекламности поста всегда зависит от деталей и контекста. Лучше уточнить нюансы у юриста, если что-то осталось непонятно.

Как заполнять данные при маркировке рекламы

Разбираемся на примере ВКонтакте. В ВК ОРД есть песочница https://sandbox.ord.vk.com/, в которой данные не передаются в ЕРИР и не страшны ошибки, а есть боевой аккаунт https://ord.vk.com/ — в нём все данные нужно вводить внимательно и аккуратно, т.к. они передаются в ЕРИР.

Если у вас есть вопросы по ВК ОРД, пишите их в техподдержку (не путайте с техподдержкой ВКонтакте): support@ord.vk.com.

Как получить токен для маркировки рекламы на примере ВК ОРД

1. Зарегистрируйтесь в выбранном ОРД

Для каждого захода — ВК, MyTarget и почта — создаётся отдельный кабинет. В ВКонтакте нельзя будет добавить сотрудника и нельзя расшарить доступ, как в рекламном кабинете.

-4

Лучше регистрируйтесь через почту — если аккаунт ВК заблокируют, зайти в ОРД вы уже не сможете.

2. Создаёте контрагента

Либо редактируйте собственного контрагента (себя), либо вводите данные вашего клиента/спонсора/партнёра.

Работайте по правилу: один кабинет — один клиент.

-5

Собственного контрагента здесь видно не будет, вы будете видеть только своих клиентов.

Параллельно заводите контрагента и заполняйте все поля с данными. Они должны быть строго как в паспорте и других документах.

-6

3. Создаёте площадку

При создании контрагента вы указываете роли, которых может быть несколько. Нужно обращать внимание на то, кто будет ответственен за площадку. Чтобы создать её, нужна будет дополнительная роль «издатель».

-7

4. Создайте договор

Если вы рекламируете себя сами, сразу выбирайте этот раздел и регистрируйте договор с самим собой.

Договор саморекламы действует как связка между контрагентом и креативом, это нужно чисто технически. Датой заключения такого договора выбирайте дату заведения договора в ОРД.

-8

Если у вас договор с клиентом или рекламодателем, то такой договор должен быть в первую очередь заключён физически. Понадобится его серийный номер, дальше укажите тип договора и оставьте комментарий к договору, чтобы его было легче найти.

Обязательно прописывайте в договоре, кто отвечает за учёт креативов. Если рекламодатель, то галочку «подрядчик обязуется вести учёт креативов» ставить не нужно. Если вы выступаете подрядчиком, то должны поставить эту галочку. По закону, с вас будет спрос — нужно будет отчитаться за полученный токен.

5. Создаёте креатив

Когда есть контрагент и договор, можно создавать креатив и получать для него токен.

-9

Указывайте дату или название креатива, чтобы вам было проще его найти. Заполняйте одно из трёх описаний, добавляйте файлы, ссылки — и получайте токен.

Если вы публикуете один креатив без изменений в разных соцсетях, вам будет нужен один токен на все площадки. Нужно будет просто отчитаться за эти три площадки.

Но если вы публикуете креатив ВКонтакте со ссылкой ВКонтакте, а потом в Одноклассниках со ссылкой в Одноклассники, тогда придётся получать новый токен, т.к. изменения критичны, ссылки ведут на разные ресурсы.

По истечении отчётного месяца в течение 30 дней сформируйте акт, в котором укажите стоимость и статинформацию.

Если у вас самореклама, выбирайте договор из списка, основные поля будут практически пустые. Укажите даты и количество просмотров рекламы. Отчитывайтесь по каждой площадке.

-10

Если работаете по договору, нужно будет создать бухгалтерский акт. Укажите роли, даты выставления, сумму акта, которую выставляете клиенту.

Например, по договору у вас определено, что клиент заплатил вам 100 тысяч рублей, из них 50 тысяч — за креативы. Значит, в договоре вы указываете сумму 100 тысяч. Дальше выбирайте периоды, договор и внизу укажите сумму акта, которую вам заплатили за креативы. Она может быть меньше или равна основной, но не больше.

-11

Чтобы сосчитать стоимость одного события в документе, берите калькулятор: стоимость креатива делить на количество показов — получится стоимость одного показа.

Как работать со спонсорскими постами

Алгоритм работы со спонсорским постом

  1. Заключить договор. Размещение рекламы — это услуга, а она не может быть безвозмездной. Значит, должен быть договор, а в нём прописана стоимость.
  2. Создать креатив для рекламного поста (текст/баннер/видео).
  3. Сходить в ОРД и получить токен.
  4. Разместить его на креативе.
  5. Выпустить пост.
  6. Отчитаться в ОРД по итогам месяца — в течение 30 дней месяца, следующего за отчётным. Например, вы разместили рекламу 15 июля. Значит, отчитываетесь с 1 по 30 августа. Если после 31 июля рекламу не удалили, отчитываться за неё надо и в августе, и далее каждый месяц, пока реклама не удалена.

Что нужно знать про акты

  • Скачать их нельзя. Данные уходят в ЕРИР, где вы можете их посмотреть
  • Рекламный пост можно удалить, но перед этим нужно снять с него все показатели. После этого нужно отчитаться, как обычно
  • Пока пост висит в ленте, за него нужно отчитываться: если 2 месяца — значит, отчитывайтесь за 2 месяца. Отчёт передавайте каждый месяц
  • Срок подачи статистики по актам — 30 дней месяца, следующего за отчётным. Например, за октябрь нужно отчитаться до 30 ноября

Делайте акты заранее, до 15-20 числа. Проверьте выгрузку в ЕРИР, всё ли корректно отображается, если что, внесите правки.

Почти во всех ОРД хорошо работает техподдержка — вы можете написать им запрос по работе с актами, креативами.

Подавать информацию в ЕРИР должен рекламодатель, если договором не определено иное.

Что такое маркировка и пометка

Важно знать, чем отличается маркировка рекламы от пометки. За них отвечают разные контролирующие органы.

Маркировка — это присвоение токена (уникального идентификатора) рекламному креативу. Контролирующий орган — РКН.

Токен зашифрован как буквенно-цифровой код в ссылке, по которой пользователь переходит с креатива на сайт рекламодателя. Токен приоритетно размещается в кликовой ссылке.

Для форматов без кликовых ссылок, например, видео, размещайте идентификатор в начале или поверх видеоролика текстом в формате «erid: XXX» или в выпадающем меню рекламного объявления. Если видео длинное, вырежите рекламную интеграцию и конкретно на неё получите токен. Также он может размещаться в картинке или тексте строго внизу.

Токен выдают на рекламный креатив. Его нельзя получить сразу на всю площадку или бренд.

Маркировка размещается в соответствии со ст. 18.1. Закона о рекламе, Приказ РКН об идентификаторе от 30.11.2022 N 191: пометка «Реклама», указание на рекламодателя и (или) сайт с информацией о рекламодателе, идентификатор должен быть присвоен до распространения рекламы и размещён в начале текста.

Например:

  • Реклама. ООО «Технологии маркетинга» ИНН 6683010997
  • erid: 2VtzqvA4nza Реклама. https://targethunter.ru/ erid: 2VtzqvA4nza

ВКонтакте выкатил обновление, благодаря которому токен можно разместить красиво.

-13

Маркировка здесь не автоматическая: вам нужно сходить в ОРД, получить токен и внести в рекламу.

На такой пост нельзя будет запустить таргет, опция работает только при создании поста, редактировать его тоже будет невозможно.

ERID пишется строго английскими буквами. Проверить его корректность можно в ЕРИР.

-14

Пометка — указание пометки «реклама» и информации о конечном рекламодателе. Контролирующий орган — ФАС.

Реклама в запрещённых соцсетях

РКН считает, что раз пользователям не запрещено пользоваться соцсетями Meta, значит, они могут видеть рекламные посты, находясь на территории РФ.

С другой стороны, ФАС считает, что т.к. соцсети запрещены, то их на территории РФ нет и рекламы в них не видно.

РКН не имеет права запрашивать документы, а рекламность поста определяет ФАС.

Поэтому однозначного ответа «маркировать или не маркировать рекламу в Нельзяграм» пока нет.

Штрафы

С 1 сентября 2023 г. введены штрафы за:

  • отсутствие маркировки
  • непредоставление данных в ЕРИР
  • несвоевременное предоставление данных в ЕРИР
  • предоставление неверной/неактуальной информации в ЕРИР
  • недостоверное предоставление данных в ЕРИР.

Ниже — таблица с суммами штрафов.

-15

Кроме этого, есть штрафы за отсутствие пометки «Реклама»:

  • на граждан — в размере от 2 000 до 2 500 руб.
  • на должностных лиц — от 4 000 до 20 000 руб.
  • на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.
  • нарушение обязанностей (для ОРД) — от 100 000 до 700 000 руб.

Есть порядок привлечения к ответственности. Если выявлено нарушение, то сначала вам пришлют запрос, по которому вы должны будете предоставить пояснения и необходимые документы. Всё разбирательство займёт около 2-3 месяцев, деньги с вашей карты просто так никто не снимет.

Нарушения находит робот или кто-то присылает жалобы по своей инициативе — например, конкуренты. Поэтому будьте внимательны и не надейтесь, что кто-то ничего не заметит.

Обязанность по маркировке можно делегировать, но это не избавит вас от ответственности. РКН говорят, что в случае нарушений будут смотреть и изучать договоры и уже из этого понимать, кто и когда нарушил.

Закон будет применяться только к нарушениям, выявленным после 1 сентября 2023 года. Но под действие закона могут попасть длящиеся нарушения по действующим договорам. Например, если вы ещё в июле опубликовали пост про акцию, которая действует до декабря, то это будет нарушением. Задним числом токен получить нельзя — только текущей датой.

Так что пользуйтесь таргетом. Там главное — внести верную юридическую информацию. В старом рекламном кабинете достаточно нажать галочку «Отправить в ОРД», в новом — принять условия на этапе создания оферты, и данные уйдут автоматически.

Если вы рекламодатель и напрямую пополняете рекламный кабинет, договор не нужен. Если вы подрядчик, то договор обязательно нужен. В агентских кабинетах это работает так же, но дополнительно автоматически формируются акты.

Итак, чтобы избежать штрафов за отсутствие маркировки:

  • поймите, что является рекламой
  • разберитесь, что такое идентификатор рекламы, как его получать и куда ставить
  • научитесь передавать отчётность
  • убедитесь, что всё корректно отображается в ЕРИР.

Соблюдайте закон — и у вас не будет проблем.

Забирайте по ссылке разбор 100+ примеров таргетированной рекламы, которая дала результат. Это бесплатно

-16