Найти тему
Тайны ГосЗаказа

Вопросы по применению национального режима в закупках по Закону № 44-ФЗ

С 1 марта 2023 г. в ограничениях допуска промтоваров заявки отклоняют по правилу «второй лишний». Разбираемся в тонкостях в этой статье.

-2

Вопрос: нужно ли применять постановления № 616 и № 617 в случае заключения контракта по пункту 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ?

Ответ: заказчику нужно соблюдать запрет при закупке товаров до 600 тыс. руб., входящих в перечень из постановления № 616. Запрет необязателен в случаях, перечисленных в пункте 3 постановления № 616.

Заказчику не нужно соблюдать ограничения при закупке товаров до 600 тыс. руб., входящих в перечень из постановления № 617. Ограничения применяются при подаче заявок в ходе конкурентных процедур, при малых закупках их нет. Позиция сформирована исходя из анализа пунктов 2, 3 постановления № 617 и письма Минэкономразвития от 07.12.2016 № ОГ-Д28-13887 по аналогичным вопросам предыдущей практики.

-3

Вопрос: как быстро выдают разрешение на закупку иностранного товара, если нет российских аналогов?

Ответ: после того, как заполненная заявка отправлена в ГИСП, Минпромторг в течение семи рабочих дней со дня присвоения заявке регистрационного номера осуществляет её проверку.

Если заявка соответствует требованиям, то Минпромторг в течение трех рабочих дней посредством ГИСП осуществляет сравнение и определение отличий параметров заявленного товара и параметров продукции, находящейся в реестрах российской и евразийской промышленной продукции.

Если по результатам сверки не будет выявлено наличие аналогичного товара, то Минпромторг в течение пяти рабочих дней со дня получения данной информации направляет в адрес заявителя, в том числе посредством ГИСП, разрешение.

Если будет выявлено наличие аналогичного товара, производимого на территории РФ и на территории государства – члена ЕАЭС, то Минпромторг в течение двух рабочих дней через ГИСП направляет заявки производителям аналогичного товара с запросом о производственной и технологической возможности произвести аналогичный товар. Производитель аналогичного товара в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса посредством ГИСП подтверждает или не подтверждает производственную и технологическую возможность произвести аналогичный товар.

Минпромторг в течение пяти рабочих дней со дня получения информации от производителя направляет в адрес заявителя, в том числе посредством ГИСП, разрешение.

Разрешение действительно в течение 18 месяцев со дня его выдачи и распространяется только на одну закупку.

-4

Вопрос: какими документами в составе заявки на участие в электронной процедуре участник должен подтвердить страну происхождения товара по постановлению № 617?

Ответ: в  данном случае участники при предложении соответствующего товара должны представить номер записи из Единого реестра российской промышленной продукции или Единого реестра евразийской промышленной продукции. Помимо реестрового номера, заявка должна содержать информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории России или ЕАЭС, если такие баллы предусмотрены.

При наличии хотя бы одной надлежащей заявки с предложением товаров из государств–членов ЕАЭС, другие заявки отклоняются.

-5

Вопрос: кто должен получать разрешение о закупке иностранного товара?

Ответ: заявку на получение разрешения могут подать государственные и муниципальные заказчики, а также юрлица, указанные в части 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.

Заказчику-заявителю необходимо выбрать представителя, который будет подавать и подписывать такую заявку.

-6

Вопрос: какое постановление применять при закупке медизделий (халатов) – № 102 или № 616?

Ответ: применяйте постановление № 616.

Заказчики закупают промышленные товары согласно приложению к постановлению № 616, то есть при закупке медицинских халатов заказчики руководствуются постановлением № 616.

Когда закупаете промышленные товары, применяйте постановление № 102 только в отношении медицинских изделий, которые не включены в приложение к постановлению № 616, но входят в перечень из постановления № 102.

Одновременно применять постановление № 616 и постановление № 102 невозможно. Эти документы содержат взаимоисключающие требования. Один запрещает допускать товары иностранного происхождения, второй разрешает закупать иностранные товары в определенных случаях.

-7

Вопрос: можно ли объединить в одну закупку товары, включенные и не включенные в перечень из постановления № 617, если эти товары являются комплектующими?

Ответ: нет, нельзя. Такой запрет на смешанные лоты установлен пунктом 5 постановления № 617.

Заказчик не вправе объединять в одну закупку товары, включенные в перечень из постановления № 617, и товары, отсутствующие в нем.

Не могут быть предметом одного контракта музыкальные инструменты и оборудование из разных производственных групп, а также другие отдельные виды промышленных товаров (п. 6 постановления № 617).

-8

Вопрос: отклонить ли заявку участника, если в ее составе не представлен реестровый номер из реестра российской промышленной продукции (далее – РРПП)?

Ответ: признайте заявку несоответствующей требованиям извещения, если установили запрет, и участник не представил реестровый номер из РРПП. Отсутствие товара в РРПП для целей закупок означает, что такой товар в России не производится и относится к иностранному. Об этом сказано в пункте 10 постановления № 616.

Исключение – все заявки с иностранным товаром можно признать соответствующими, если цена единицы продукции не превышает 300 тыс. руб., a общая стоимость – 1 млн руб. Об этом сказано в подпункте «б» пункта 3 постановления № 616.

Таким образом, отклоните все заявки, если исключение не сработало. Проведите «малый» аукцион повторно – с учетом исключений без установки запрета.

Также заказчик дополнительно может сделать запрос на разрешение закупки импортной продукции в Минпромторг, несмотря на то, что такую продукцию производят в России, но производитель пока не включил товар в РРПП. Возможно, Минпромторг подтолкнет производителя к действиям по включению товара в РРПП.

Официальных разъяснений и практики по данному вопросу нет. Ответ на этот вопрос является экспертным мнением редакции. Заказчик вправе обратиться за разъяснениями в Минпромторг. Министерство вправе давать разъяснения на основании подпункта «а» пункта 15 постановления № 616.

-9

Вопрос: если заявку не отклонили согласно ограничениям из постановления № 617, нужно ли обязательно применять условия допуска по приказу № 126н?

Ответ: приказ Минфина № 126н применяют, если закупаемый товар есть в перечне и требование установлено в извещении. Если товар есть только в перечне к постановлению № 617, то применяют только ограничение допуска.

Пункт 3 постановления № 617 применяют, если в извещении указано одновременно и ограничение допуска, и условия допуска. Товары сверяют по отдельным перечням. Товар должен одновременно быть в перечне к приказу № 126н и в перечне к постановлению № 617. Если товар только частично указан в приказе № 126н, то необходимо дробить закупку.

-10

Вопрос: необходимо ли согласовывать изменения с заказчиком, если в ходе исполнения контракта закупаемый товар заменен на товар с улучшенными характеристиками и другой страной производителя?

Ответ: да, необходимо согласование изменений в ходе исполнения контракта заказчика с поставщиком.

В случае замены поставляемого товара на товар с улучшенными характеристиками и другой страной производителя, заказчик должен внести соответствующие изменения в реестр контрактов. Вывод следует из части 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

-11

Вопрос: отклонить ли заявку участника, если коды ОКПД2 в документации и реестре Минпромторга разнятся, при этом предмет закупки один и тот же?

Ответ: нет основания отклонять заявку. Описание объекта закупки находится в компетенции заказчика. Выбор кода ОКПД2 также осуществляется заказчиком. При этом заказчик выбирает такой код, наименование которого наиболее полно отображает объект закупки.

Например, ОКПД2 14.19 носит название «Одежда прочая и аксессуары», ОКПД2 14.12 носит название «Спецодежда». То есть технически эти коды являются эквивалентными и могут быть взаимозаменяемы.

Заказчик, разместивший закупку, и Минпромторг, который осуществляет ведение реестра, по-разному подошли к прочтению кода ОКПД2. В РРПП на данный момент содержится более 6 тыс. наименований товаров. При выборе кода ОКПД2 для размещения закупки заказчик не мог знать, под каким именно кодом, который указан в реестре, будет поставлен товар. Поставщик указал в своей заявке товар, который полностью удовлетворяет потребности заказчика с точки зрения функциональных и технических характеристик. К тому же постановлением № 616 не предусмотрено механизма отклонения заявки за несоответствие кода ОКПД2 – там устанавливается запрет на допуск товара, а также перечислены все возможные исключения. Код, указанный заказчиком, не может восприниматься как единственно верный. Соответственно, у заказчика нет полномочий не допускать такую заявку до дальнейшего этапа.

Возможно, кроме этих вопросов у вас возникли и другие. Мы готовы помочь разобраться с ними.