Рассмотрим на примере одной из корпораций.
В декабре 2023 года появилась информация, что по итогам года производство автомобилей под брендом «Фольксваген», оказалось убыточным. Является ли это событие началом банкротства корпорации, или это ошибка руководителей фирмы, которые не учли все издержки и продавали автомобили ниже их себестоимости?
Деятельность современного завода рассчитывается по многим параметрам, но все эти расчёты можно объяснить на примере эксплуатации грузового автомобиля. Наибольшая прибыль от грузоперевозок достигается при полной номинальной загрузке, то есть при перевозке максимально разрешённого груза, минимальных простоях, минимальных порожних пробегах. При неполной загрузке автомобиля можно не только потерять прибыль, но и получить убытки. Убытки могут получиться и в случае перегруза – автомобиль сломается!
Похожая ситуация в промышленности. Поэтому следует предполагать, что в течение 2023 года автозавод Фольксваген ритмично работал, производил оптимальное, рассчитанное экономистами для получения максимальной прибыли, количество автомобилей. Но, к сожалению, спрос на бренд «Фольксваген» снизился. Продано автомобилей меньше, чем произведено.
Бренд «Фольксваген» - лишь один из брендов корпорации «Фольксваген», которой принадлежат многие другие бренды: Ауди, Порше, Шкода и др. У этих брендов убытков не было. И корпорация, в целом, сработала с прибылью, и легко может компенсировать отдельному заводу его убытки. В этом преимущество корпоративной структуры над отдельными предприятиями.
Ещё раз сравним Транснациональную Корпорацию и МинАвтоПром СССР. В упомянутой структуре, точно так же, как в современных корпорациях, заводы выполняли план по выпуску продукции. Работа заводов не зависела реализации произведённых автомобилей. О рентабельности или убыточности отдельного завода знали только в руководящем центре, в Министерстве. Кроме дотаций автозаводам, финансы МинАвтоПрома могли быть направлены и в другие министерства, другие отрасли. И наоборот. В случае необходимости, финансовая помощь автопрому приходила из других отраслей СССР.
Рассмотрим этапы крушения Советских Корпораций, существовавших в виде Отраслевых Министерств. Основной причиной падения спроса назовём конкуренцию, а именно появление на внутреннем рынке импортных товаров.
1-й этап. Для спасения отдельного завода отрасли используются средства других заводов, входящих в корпорацию (Отраслевое Министерство).
2-й этап. Когда имеющихся в корпорации средств недостаточно, приходит на помощь государство – госзаказ, субсидии, списание налоговой задолженности и т.п.
3-й этап. Распад корпорации на отдельные предприятия.
Событие, связанное с убытками одного из заводов одной из Транснациональных Корпораций, похоже на начало первого этапа крушения Корпоративной структуры Западной экономики.
Прежде чем говорить о сроках крушения Западных корпораций, уточним неотвратимость этого события.
Все заводы любой корпорации рассчитаны на выпуск определённого количества продукции. При этом все они (заводы) взаимозависимы, плотно скреплены экономическими связями. В случае даже относительно небольшого изменения спроса, рентабельность производства резко падает. Завод - не автомобиль, который можно быстро снять с учёта, чтобы не платить налоги и не покупать страховку. Завод – это сооружение. И речь идёт сразу о нескольких заводах, тесно связанных в единое производство. Поэтому, Корпоративная структура производства (или экономических связей) на сегодняшний день устарела и не может справляться с новыми задачами. Доказательством тому является крушение Советской Корпоративной экономической системы.
Разрушение Советской экономической системы происходило с 1985 по 2005 год, то есть на протяжении 20-ти лет. Этот срок можно принять, как контрольный. Как срок от высадки растения до созревания его плодов.
Возможны корректировки.
С одной стороны, все эпохальные события в России происходят в сжатые сроки и с опережением графика. Кроме этого, не следует забывать о «помощи» иностранных советников и влияние криминала. Это ускоряло процесс. С другой стороны, сильные политические (коммунистические) традиции, пробелы законодательства в области частной собственности. Это тормозило процесс.
С одной стороны, в нашей стране в каждой отрасли народного хозяйства существовала только одна корпорация – отраслевое министерство. На Западе в каждой отрасли действуют несколько корпораций. Конкурентная борьба может продлить процесс. С другой стороны, сколько бы футболистов не играло на поле, каждый из них за один матч сыграет не более 90 минут.
Наша страна уже прошла этот этап развития. Крупнейшие производственные структуры, такие как МинАвтоПром, были раздроблены на отдельные самостоятельные предприятия. У нас уже сложилась новая структура экономических связей. В этом наше превосходство.
Воссоздание подобия советской экономики в нашей стране – шаг назад.