Первый погост нынешней краевой столицы, если бы сохранился, мог бы считаться ровесником первого камня ставропольской крепости. Ее заложили в 18 веке. Поселение разрасталось и рядом вскоре образовался участок для захоронения
Территориально первый некрополь был расположен практически в центре современного города. Прямоугольный участок очерчен улицами Люксембург, Комсомольской, Спартака и Голенева. Три столетия назад здесь была только одна улица, Барятинская, и вела она каштановой аллеей к погосту крепости. В 1848 году местный меценат построил над прахом своих родителей церковь в честь Великомученицы Варвары и с первого колокольного звона, который разлился над памятными табличками, некрополь стали называть Варваринским.
После появления молельни погост приобрел особую статусность. Ближе к святому месту хоронили людей видных, полезных при жизни, творческую интеллигенцию, купеческое сословие. Говорят, здесь покоился даже сосланный в Ставрополь декабрист Бражников. Это подтверждают сведения главного краеведа края – Григория Прозрителева. Обследуя некрополь, в 19 веке, когда он уже был закрыт в связи с отсутствием территорий для дальнейших захоронений, ученый-историк стал ходатайствовать о необходимости сохранения надгробий, которые без должного ухода начинали разрушаться. Они были выполнены из мрамора достаточно хорошего качества, некоторые были скульптурировано оформлены, на других была гравировка и барельефы славных прижизненных поступков почившего.
Кладбищем вновь «заинтересовались» после Революции. Причиной стала церковь Святой Варвары и внутреннее убранство. Первыми исчезли колокола, потом стали пропадать иконы и ритуальная утварь, последним из храма пропал лик в полный рост самой старицы, именем которой был назван приход. О судьбе экспонатов спорили долго. Народные комиссары, дружинники и революционеры-студенты уверяли, что все ушло на нужды новой страны, а прихожане многозначительно молчали, опуская глаза. Возможно, реликвии храма были надежно спрятаны или переданы на хранение в монастыри.
В конце 30-х годов Варваринскую и соседнюю Архиерейскую церкви разобрали. А останки из некрополя перенесли в другое место под захоронения. Этому есть документальное подтверждение, что в одной из могил оказалось весьма неожиданное погребение. Найденный скелет был с монетой во рту, что указывает на его греческое происхождение: по традиции усопшему клали монету для оплаты переправы в загробный мир по реке Стикс. А вот судьба памятников и надгробий оказалась более чем печальная. Мрамор, который был получше, растащили мародеры на личные нужды.
Были и другие находки. Например, при работах вскрыли целый курган, который, очевидно, появился во времена сарматов, то есть значительно раньше, чем Варваринское кладбище стало некрополем крепости. «Разведка» указала на статусное погребение хана или князя, вместе с которым была упокоена конница и вся бытовая и военная атрибутика. Говорят, что все артефакты были переданы научному сообществу, однако положенных актов пока отыскать не удалось. Возможно, величественная особа до сих безымянный экспонат одного из музеев страны, а возможно это просто городская байка.
Сегодня Варваринское кладбище осталось лишь на страницах крепостной летописи, а любители мистики охотно смакуют городские легенды.
Фото: Артем Кулекин. РИА Новости
Валерия Поддаева