Найти в Дзене
Психолог из детсада

Ребёнку трудно запомнить римские цифры? Ему можно помочь

Оглавление

Научу, как школьнику легче запомнить римские цифры и определять века.

С арабскими цифрами дети знакомятся ещё в детском саду. А вот римские встречаются не так часто. Когда приходится на уроках истории заучивать века, ребёнок может чувствовать себя неуверенным.

Может, и у вас в детстве был страх перед этими палочками, галочками и крестиками? Однако если знать историю возникновения римских цифр, то запомнить их чрезвычайно легко.

Римские цифры могут запомнить даже дошкольники

Римские цифры, возникли у народов Апеннинского полуострова благодаря пальцевому счёту – самому древнему счёту на земле.

Поэтому римская цифра «один» I – это один палец.

Римская цифра «один» I – это один палец
Римская цифра «один» I – это один палец

Дальше не трудно догадаться:

  • II – два пальца;
  • III – три пальца.

А вот прежде чем понять, почему так пишется цифра «четыре», посмотрим на значок цифры «пять» – пять пальцев – это уже ладонь и чтобы до бесконечности не рисовать палочки, ладонь римляне обозначили галочкой:

  • V– пять,
  • IV– соответственно «четыре» – это ладонь без одного пальца – «палец» записывается впереди «ладони».
  • VI – а «шесть» – ладонь с одним пальцем.

Дальше ребёнок уже и сам может продолжить эту логическую цепочку:

  • VII– семь;
  • VIII– восемь;

Теперь, прежде чем понять «девятку», посмотрим на «десять» – это все пальцы рук, или две скрещенные между собой руки.

  • X– десять;
  • IX– соответственно «девять» – это десять без одного пальца;
  • XI– «одиннадцать» – десятка и один палец.
Десять – две  скрещенные руки
Десять – две скрещенные руки

Опять ребёнку под силу продолжить эту логическую цепочку:

  • XIV – четырнадцать – это десятка и ладонь без одного пальца;
  • XIX– девятнадцать – десятка и ещё одна десятка без одного пальца.

После такого объяснения хорошо было бы провести тренировочный диктант: вы говорите ребёнку цифры от 1 (I) до 30 (ХХХ) в разброс, а ваш ребёнок записывает их римскими цифрами.

Закрепите полученные знания. После этого распознание веков на уроках истории – уже не такая сложная наука.

Как научиться определять века

Дети путаются в соотнесении понятий год и век. Например 1812 год – ошибочно относят к восемнадцатому веку.

Не углубляясь в объяснения, просто скажите ему, что если дата четырёхзначная, то выделяем две первые цифры, смотрим – какое это получилось число и мысленно к этому числу прибавляем единицу. Поэтому 1812 год – к восемнадцати прибавляем один – девятнадцатый век. Если число трёхзначное: 776 год, то единицу прибавляем только к первой цифре – восьмой век.

То же самое относится к летоисчислению до нашей эры.

Полезное для педагогов:

Для родителей: