Научу, как школьнику легче запомнить римские цифры и определять века.
С арабскими цифрами дети знакомятся ещё в детском саду. А вот римские встречаются не так часто. Когда приходится на уроках истории заучивать века, ребёнок может чувствовать себя неуверенным.
Может, и у вас в детстве был страх перед этими палочками, галочками и крестиками? Однако если знать историю возникновения римских цифр, то запомнить их чрезвычайно легко.
Римские цифры могут запомнить даже дошкольники
Римские цифры, возникли у народов Апеннинского полуострова благодаря пальцевому счёту – самому древнему счёту на земле.
Поэтому римская цифра «один» I – это один палец.
Дальше не трудно догадаться:
- II – два пальца;
- III – три пальца.
А вот прежде чем понять, почему так пишется цифра «четыре», посмотрим на значок цифры «пять» – пять пальцев – это уже ладонь и чтобы до бесконечности не рисовать палочки, ладонь римляне обозначили галочкой:
- V– пять,
- IV– соответственно «четыре» – это ладонь без одного пальца – «палец» записывается впереди «ладони».
- VI – а «шесть» – ладонь с одним пальцем.
Дальше ребёнок уже и сам может продолжить эту логическую цепочку:
- VII– семь;
- VIII– восемь;
Теперь, прежде чем понять «девятку», посмотрим на «десять» – это все пальцы рук, или две скрещенные между собой руки.
- X– десять;
- IX– соответственно «девять» – это десять без одного пальца;
- XI– «одиннадцать» – десятка и один палец.
Опять ребёнку под силу продолжить эту логическую цепочку:
- XIV – четырнадцать – это десятка и ладонь без одного пальца;
- XIX– девятнадцать – десятка и ещё одна десятка без одного пальца.
После такого объяснения хорошо было бы провести тренировочный диктант: вы говорите ребёнку цифры от 1 (I) до 30 (ХХХ) в разброс, а ваш ребёнок записывает их римскими цифрами.
Закрепите полученные знания. После этого распознание веков на уроках истории – уже не такая сложная наука.
Как научиться определять века
Дети путаются в соотнесении понятий год и век. Например 1812 год – ошибочно относят к восемнадцатому веку.
Не углубляясь в объяснения, просто скажите ему, что если дата четырёхзначная, то выделяем две первые цифры, смотрим – какое это получилось число и мысленно к этому числу прибавляем единицу. Поэтому 1812 год – к восемнадцати прибавляем один – девятнадцатый век. Если число трёхзначное: 776 год, то единицу прибавляем только к первой цифре – восьмой век.
То же самое относится к летоисчислению до нашей эры.
Полезное для педагогов:
Для родителей: