В жизни бывают классные совпадения. Только знакомая меня спросила «не вредно ли использовать видеокамеру для того чтобы следить за ребенком» (почему то многие вопросы заботливых родителей начинаются со слов «не вредно ли…), как через пару дней, еще одна мама рассказала историю, как следит за своим сыном через смартфон.
Еще у меня была в запаснике одна история из этой же серии. Эту историю вам прямо сейчас выложу.
Стало понятно, что пора написать про детей и видеокамеры.
Первую историю услышала месяцев шесть назад. История тревожной мамы, которую в семье прозвали «наседкой».
– Бегу на малейший шум из детской. Сама понимаю, что детям (у неё дочь 6-ти лет и сын 3,5 года) не нужно столько моего беспокойства. Но удержаться не могу. Мне говорят: «Посиди хоть спокойно за столом, отдохни и детей не дергай». Для меня это не отдых. Я вся в напряжении.
Это то, что вспомнилось из нашего разговора с ней.
Моя консультация была психологического характера. Но её муж разрубил этот «гордиев узел» проще – решил купить видеокамеру для детской комнаты. Еще у них было видеонаблюдение на улице и при входе в дом.
– Видеонаблюдение со смартфона за детьми, позволило мне со стороны взглянуть на свои страхи – поделилась при очередном телефонном разговоре знакомая, – знаешь, увидела, что большую часть времени дети просто играют. Пусть иногда шумно, с визгами и криками. Но это просто игра. Получается, я ее стопорила, по десять раз заглядывая с вопросом «Что у вас тут опять случилось?».
Сначала я подолгу следила за детьми через видеонаблюдение. Но это утомительно. Сейчас заглядываю в смартфон, только в крайних случаях. Спрашиваю у дочки, чем они заняты. Оказывается, и разговаривать можно в режиме видеоформата, я не знала. Чувствую, что я спокойнее, а дети – самостоятельнее.
***
А вот вторая история. Побудившая к написанию заметки. У этой мамы ребенок 5-ти лет: активный, предприимчивый, порой импульсивный и драчливый. Ей с ним нелегко. Видеокамеры купила она по своей инициативе. При случае «похвасталась»:
– Сын у меня теперь «под колпаком». Всё знаю, что он делает. Все его шкодливые выходки мне известны. Недавно, я на диване, типа с планшета кино смотрю, а сама слежу, как он на кухне шарится, конфеты ищет. В самый ответственный момент зашла и дала ему понять, что МАМА ВИДИТ ВСЕ! В садике, чтобы меньше дрался, тоже говорю, что все вижу.
Похоже эта мама не единственный адепт ТОТАЛЬНОЙ СЛЕЖКИ. Однажды, выводя детей на прогулку в нашем детском саду, обратила внимание на то, что один мальчик, указывая на видеокамеру, установленную в коридоре, спросил:
– Это по этой видеокамере мама за мной наблюдает? Но как она видит через дверь группы?
Поняла, что психологическая консультация нужна тем родителям, которые используют видеокамеры для слежения за своим ребенком не в целях его безопасности, а в целях воспитательного сверхконтроля – перегибая палку, нарушая личные границы.
Это нарушает формирование саморегуляционного поведения. Ребенок не шкодит не потому, что это принесет вред окружающим и ему. А потому что боится всевидящего родительского ока. Как только он поймет, что родительская слежка в формате 24\7 невозможна, что остановит его? Явно не принципы внутренней морали.
В жизни появляется немало полезных гаджетов: умные видеокамеры, ведущие запись и днем и ночью, реагирующие на движение объектов, видеоняни. Разумное использование облегчает жизнь заботливым родителям и не наносит вреда детям. Особенно если дети должны быть какое-то время дома одни, дожидаясь родителей с работы.
А вы пользуетесь системой видеослежения за детьми дома?