Перед войной Надежда Арсентьевна Василевская окончила педагогический техникум, вышла замуж за директора белорусской сельской школы («неполной средней»), родила сына. Началась война. Пока судили и рядили, куда эвакуироваться – события развивались стремительно. 3 июля в их Ушачах (Витебская обл.) уже появились немцы. Муж пытался бежать на восток, но немцы опередили, захватив Полоцк.
Работали в поле. Вдруг, совершенно неожиданно, подъехали трое немцев на лошадях: «Сталин - капут! Москва - капут!» Колхозы немцы не стали распускать. В Ушачах разместили постоянный гарнизон и назначили бургомистра. Волости организовали, и волостных назначили.
Зима наступила суровая. Немцы мёрзли. Приехал полицай с бургомистром и даёт председателю колхоза распоряжение - собрать кожухи. Каждый дом должен дать кожух.
«Отец мой говорит: «Чтобы ты провалился! Я должен тебя одеть, чтобы ты моих сыновей убивал!» Два сына ведь у него в армии было. Полез на чердак, достал маленький полушубок, который на немца не налезет. Ночью сидел и выстригал шерсть. Отдал», - вспоминает Надежда Арсентьевна.
Отец её, кстати, вовсе не был лояльным к Сталину и советской власти. Но он говорил так:
«Сталин - это проходящее. Мы это переживём, а вот если мы останемся под сапогом у немцев, - то не вылезем мы уже из-под этого сапога…»
Они начали вести подпольную работу. Собирали оружие. Весной 1942 года появились в лесах советские десантники, начала действовать постоянная партизанская организация. Установили с ними связь. Муж занимался подбором людей для партизанского движения. Многих через Суражские ворота переправляли за линию фронта. Они потом воевали. Скот переправляли, тоже через эти ворота.
Потом муж ушёл в партизаны, в «Бригаду Чапаева». Потом Кореневский, комиссар бригады, взял его в райком Лепельской зоны. Работал там агитатором, инструктором. Всем работникам райкома давали по несколько участков, сельсоветов. Они там осуществляли советскую власть. Помогали, мирили, обеспечивали поставки партизанам из сёл продовольствия, одежды. Люди все помогали. Изменников в районе было очень мало.
Надежда Арсентьевна состояла в подпольной партийной организации. К ним прилетали самолёты. Даже её брат прилетал для обследования партизанских аэродромов. Он окончил военную академию имени Куйбышева. В 1943 году он встречались на партизанском аэродроме недалеко от Ушачей.
Прилетело два самолёта, два инженера. Партизаны подбили один наш самолёт. Получилось так, что группа партизан шла с задания, не знала ни о чём. А самолёт шёл на бреющем, они и сбили его. Хорошо, что никто не погиб. Самолёт сел на вынужденную жёсткую посадку.
«Бригада Чапаева» спасла детей Полоцкого детского дома, у которых немцы брали кровь. Подпольщики связались с директором детдома, Михаилом Степановичем Форинко, и вывезли детей в Ушачи. Потом – в несколько рейсов переправили их на самолётах за линию фронта.
В последнем рейсе совершил подвиг и погиб 27-летний лётчик Александр Петрович Мамкин. Его самолёт Р-5 был обстрелян и зенитками, и немецким ночным истребителем-перехватчиком. Загорелся двигатель. Пламя добралось до кабины пилота - тлела одежда, плавились шлемофон и лётные очки. Но Мамкин сумел посадить повреждённый самолёт и спас всех детей на борту, а сам погиб.
Поначалу Надежда Арсентьевна была пропагандистом, агитатором. Распространяла сводки Совинформбюро. Была связной.
Немцы наступали на партизан беспрерывно. В Задвинье была бригада Сипко. И первым делом они напали на эту бригаду. Партизан уничтожили, остались только считанные люди, которые смогли спрятаться на деревьях.
Километров в 6-ти в сторону Полоцка, крупная деревня Ореховно. И туда явился какой-то потомок владельца панского имения, причём больше по-немецки говорящий, по-русски – с трудом. И распоряжался! Вывезти из конюшни навоз! Мужики накидали навоз на повозки. Стоят, на вилы облокотившись, ждут новых повозок. Этот новый бауэр залетел на лошади в конюшню достал плеть, и давай лупить их. За что? За то, что немцы нас считали за скотов, а не за людей.
Был такой интересный случай. Комиссару отряда, Лапшенкову Геннадию, прислали из Москвы с очередным самолётом посылку с конфетами. Он заехал к ним и стал угощать маленького сына Надежды Арсентьевны конфетами. А тот не берёт: не знает, что это такое. Бабушка уговорила: «Попробуй, как вкусно». – Попробовал, согласился: «Вкусно, как соль!»
«Почему соль? А каково это - есть без соли, вы не знаете? А ребёнок – знал».
Когда партизанская база была разгромлена, и несколько партизан, вместе с её мужем, не смогли вырваться из блокады, Они выкопали тайную землянку прямо на болотах. Маскировали её дёрном, а землю уносили в мешках в канаву и топили, чтобы следов землянки не было. С делали накат из брёвен, наверх дёрн, лаз небольшой оставили. На лаз большую ёлку ставили. Сверху можжевельник, чтобы не было видно лаза.
Надо было их кормить. И Надежда Арсентьевна носила им еду. Однажды из болота выходила с кувшинами, и наткнулась на полицая.
«По дороге не ходила, а через кустики, а потом по полю, а там и деревня. Вышла из болота, только повернула в кусты - полицай. Разувшись, свои носки на просушку развешивает. Я на него наткнулась: «А, бандитка, ходишь партизан кормить!» Но он ничего мне не сделал. Далеко всё-таки до их гарнизона было», - вспоминает Надежда Арсентьевна.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
27 июня 1944 года пришла Красная Армия. А дня за три до этого она кормила своих подопечных, и они увидели, как наши истребители гонятся за немецким бомбардировщиком. Сколько было радости! Даже звёздочки разглядели!
«Я говорю: «Мужики, что мы будем делать, если жить останемся? Ничего же у нас нет! Все разграблено! Сожжено!»Немцы ведь, отступая, всё жгли и очень много расстреливали людей…
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А как Вы думаете, насколько эффективной была партизанская деятельность?