Часть вещей я погрузил в Ховер ещё с вечера. В воскресенье, 18 февраля 2018 года, проснулся рано утром, закинул в багажник оставшиеся вещи - и в шестом часу утра выехал. Заехал за Сашей, мы погрузили в Ховер и его вещи тоже, в результате чего свободного места в машине почти не осталось (потому что я прихватил с собой довольно много пустых канистр, рассчитывая привезти домой в Москву северной ключевой водички). В шесть с чем-то часов утра мы начали наше путешествие, выдвинувшись сквозь снегопад в сторону трассы М-8.
На самом деле, особенно сильного снегопада и не было - так, падало с неба немного. Снега много навалило в предыдущие дни, в Москве его ещё не везде успели почистить. Мы выехали из города на трассу, вскоре начало светать. Доехали до Сергиева Посада и свернули с М-8. Там нас ждал "Макдоналдс", где планировалось устроить завтрак. В семь с чем-то часов утра в заведении было почти пусто. Нам почему-то долго пришлось ждать, когда приготовят наши заказы, да и само качество пищи оказалось не очень: булки для гамбургеров были подгоревшие.
Поехали дальше уже при свете дня. Я боялся, что захочется спать, как это со мной обычно бывает после ранних выездов. Но этого почему-то не произошло. Мы двигались в очень хорошем темпе, довольно быстро проехали Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль. В Ярославле заправились и по знакомой дороге добрались до Костромы. Обычно через Кострому я с семьёй езжу в Кинешму, и в этот раз чуть по привычке не свернул перед городом направо, на Волгореченск и Приволжск. Но в этот раз нам было нужно перебраться в Костроме на тот берег Волги. Мост через Волгу в тот период ремонтировали, поэтому там образовалась пробка - да и дальше, уже на левом берегу, движение было не очень свободное. Дорога освободилась уже после выезда из Костромы, когда основная масса машин свернула куда-то налево, на север (если мне память не изменяет, на Никольское). Саша в тот момент даже забеспокоился, туда ли мы едем: мол, может, нужно было вместе со всеми ехать налево, а то ещё заедем в какую-нибудь глушь.
Температура за окном была ниже нуля, но совсем чуть-чуть - поэтому с дороги на стекло летела грязь (особенно когда мы догоняли грузовики). Мы проехали Судиславль и повернули на север, в сторону Солигалича. Саша задремал на пассажирском сидении, а я, не переставая следить за дорогой, погрузился в размышления. Первое путешествие на Север прошло в целом неплохо (несмотря на вельское приключение), вызвало восхищение северными красотами и интерес к той части страны, где будто попадаешь в другой мир. А теперь мы ехали туда второй раз - и не знали, какой получится эта поездка. Ощущения были, как по пути на второе свидание с понравившейся девушкой, после хорошо проведённого первого свидания, на котором явно определились взаимный интерес и симпатия. Во всяком случае, я сразу вспомнил, как шёл на второе свидание со своей женой.
Зимой от Судиславля на север я ездил, если память не изменяет, всего один раз. Из Митина в сторону севера зимой открываются не менее живописные виды, чем летом. Проехали Галич с одноимённым озером, добрались до Чухломы с также одноимённым озером. В Чухломе заправили полный бак на АЗС "ТНК": следующую брендовую АЗС нам предстояло увидеть не раньше Тотьмы, а оказаться без бензина зимой в этих глухих краях было бы не очень приятно. Как я уже писал, ехали мы всю дорогу в очень хорошем темпе: выехав из Москвы в седьмом часу утра, в Солигалич приехали в третьем часу дня. Остановились на улице Комсомольской, пошли в местное кафе "Титаник" - пообедать.
Кафе оказалось закрыто то ли "на инвентаризацию", то ли ещё по какой-то причине. Рядом с кафе вроде бы присутствовала кулинария. Но мы, посовещавшись, решили, что пока ещё не так уж и голодны. (Чем хорош завтрак в "Макдоналдсе" - так это сытностью своей.) Посмотрев на зимний Солигалич, сели в Ховер и продолжили свой путь. Припарковался я так, что заднее правое колесо оказалось в сугробе. При трогании оно начало пробуксовывать, а потом в заднем мосту послышался толчок - и машина резко выехала из сугроба. Возможно, это самоблок так сработал.
Мы выехали из города на север и направились к Кузёмину. По пути нам встретились две пузотёрки и одна "Нива". Дорога была неплохо расчищена, но после Кузёмина это вполне могло кончиться. Проходил какой-то слух, что в январе зимний "телепорт" от Кузёмина до Гремячего был непроезжий. Я переживал, что там окажется нерасчищенный снег. В этом случае нам пришлось бы вернуться в Солигалич и, возможно, заночевать в гостевом доме Ростецких - а возможно, попробовать добраться до Тотьмы альтернативным маршрутом, через Судай и Иду. В любом случае, возникла бы задержка в пути. Но с этим всё оказалась хорошо: зимник после Кузёмина был расчищен идеально. В Трофимове мы даже увидели развилку, причём обе дороги оказались расчищены одинаково хорошо.
Мы остановились подумать, по какой дороге ехать. Я вылез из Ховера сделать фото. Рядом стоял большой деревянный крест, а на горизонте виднелось урочище Николо-Чалово. Летом того же 2018 года нам мы с племянником там побывали.
Поехали дальше. Обе дороги, между которыми мы выбирали на развилке, слились в одну. Но иногда в стороны отходили другие дороги - не так хорошо почищенные, но точно проезжаемые. Основной же зимник оставался широким, ровным и хорошо почищенным от снега. Двумя годами ранее мы с папой ближе к Гремячему видели огромные лесовозные колеи - сейчас же их и в помине не было. Вполне можно было весь зимник проехать на легковушке. Я даже задумался: может, это уже и не зимник вовсе? может, тут и летом можно неплохо проехать? Тем же летом мы с племянником убедились, что проехать там можно - но не так просто.
Мы быстро добрались до Гремячего, ни разу не включив полный привод. Если двумя годами ранее в этом месте была тишина и покой, в этот раз происходило активное движение. На рельсах стояли составы с брёвнами, кругом бродили люди, какие-то мужики перегружали лес из вагона в кузов грузовика. Саша предположил, что это они воруют лес из состава, и подумал вслух, что лучше бы нам отсюда побыстрее уехать. Вряд ли мужики воровали лес, но останавливаться мы не стали. От Гремячего быстро долетели по ровной дороге до Игошева.
Церковь Алексия, человека Божия, за два года ни капельки не изменилась. С другой стороны дороги стоят дома. Как и двумя годами ранее, в 2016 году, из трубы одного дома шёл дым.
Если верить карте, за церковью должен быть святой источник. К нему вроде даже вела дорога, по которой мы пытались поехать, хотя сразу же передумали. Ховер на первой пониженной полз по плохо почищенной дороге довольно уверенно, но мы не знали, какова будет ситуация с разворотом. Часто так бывает: уверенно едешь вперёд, потом развернуться негде, начинаешь сдавать задом - и тут-то застреваешь. А у нас времени на такие упражнения не было, нам ещё предстояло доехать до Тотьмы. Хотя набрать в дорогу ключевой воды было бы неплохо.
Доехали до Никольского, где есть дом-музей Николая Рубцова.
В Никольском за руль сел Саша, и мы направились дальше вниз по течению реки Толшмы. Я волновался, что Саня с непривычки не сразу сможет на скользкой заснеженной дороге найти общий язык с двухтонным внедорожником с задним приводом и мощным турбодвигателем. Но он вёл Ховер вполне уверенно. Мы проехали отворотку на Великий Двор, где в 2016 году с папой свернули направо, и продолжили путь прямо. В этот раз я хотел разведать новую дорогу до Тотьмы, через Красное и Черепаниху, с пересечением Сухоны по ледовой переправе между этими двумя деревнями. Через полчаса мы и добрались до Красного. Ведомые навигатором, направились к предполагаемой ледовой переправе, и упёрлись в снежный бруствер и сугроб, из которого торчала табличка "Выход и выезд на лёд запрещён!".
Вылезли из машины, осмотрелись. Поблизости никаких альтернативных дорог видно не было. От реки поднимался наверх мужчина, за ним ещё женщина с детьми. Мы спросили у мужика:
- Здравствуйте! Не подскажете, тут вроде где-то ледовая переправа должна быть?
- Так нынче нету её, не заливали! Льда-то нормального нынче, считай, не было.
- Как не было? Вроде мороз на улице стоит.
- Ну так это сейчас мороз, а две недели назад что было? Не заливали нынче переправу, это год такой, такой год! - мужик добавил к слову "год" нецензурный эпитет.
- Что ж теперь нам делать, в обход ехать?
- Ну да, а как ещё? Вместо двадцати - 140 километров!
Сели в Ховер, стали бронировать гостиницу в Тотьме. Сначала я позвонил в кемпинг "Аляска" по телефону, сохранённому двумя годами ранее. Ответом мне было: "Набранный номер не существует". Благо, в Красном была не только сотовая связь, но и мобильный Интернет. Зашли мы на сайт booking.com - и я тут же был приятно удивлён. Если в 2016 году этот сайт показывал в Тотьме единственную гостиницу, в которой не было свободных номеров, то сейчас всё изменилось: гостиниц присутствовало много, рейтинг был довольно высокий. Явно в те годы в стране начал активно развиваться внутренний туризм. Я тут же нацелился на отель "Картуши", стал читать информацию.
- Вот, 1300 рублей с человека, это нормально, - сказал Саша. - Бронируй!
- Да нет, это 1300 рублей с двоих человек, за номер.
- Ну так тем более бронируй!
Забронировал, и мы поехали обратно. Конечно, крюк был не столь велик, как сулил житель Красного: мы проехали лишних 25 км туда и 25 км обратно. Но при местных скоростях это нам обошлось примерно в час времени. GPS-трек нашего пути от Солигалича до Красного можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/13d2aa7814c8515e8e0270d23ccfa768e8296e08/
Мы вернулись к отворотке на Великий Двор, свернули налево. "Навител" через какое-то время переключился в ночной режим, а вскоре и стемнело, довольно резко. В темноте мы ехали по узкой скользкой дороге, разъезжаясь с редкими встречными машинами. Ехать было нудно: ничего интересного по сторонам уже не было видно, а быстро двигаться было тоже нельзя, дорога не позволяла. Не знаю, кто придумал термин "доездинг" - в тот момент это слово лучше всего характеризовало ситуацию. Нужно было просто доехать до Тотьмы, поужинать там и заночевать. Первые достопримечательности нам предстояло увидеть уже на следующий день. Если, конечно, не считать достопримечательностями костромскую и вологодскую тайгу - которая при свете дня тоже была очень красива. В принципе, до Тотьмы можно было бы добраться не через Кострому и Солигалич, а через Вологду. По расстоянию получилось бы примерно столько же, но на три часа быстрее по времени (если верить Яндекс-картам). То есть можно было проехать дальше, заночевать в Великом Устюге (или, скорее, в Нюксенице - чтобы с утра увидеть Опоки). Однако в этом случае мы бы не проехались по зимнику, не прониклись атмосферой заснеженных грейдеров, не повидали окружающую их тайгу.
В Тотьму мы приехали уже ближе к семи часам вечера. На въезде сфотографировали Входоиерусалимскую церковь, не очень вежливо припарковавшись на обочине для этого.
Подъехали к гостинице. Она находится на третьем этаже здания, где на первом этаже расположен супермаркет "Пятёрочка". Отдельной парковки нет, поставили Ховер под фонарём у входа в супермаркет. Заселились, перенесли вещи в номер. Поинтересовались у администратора, где можно поужинать. Она посмотрела на часы и посоветовала кафе "Калифорния" неподалёку от гостиницы. Туда мы сразу и пошли (голодные были, потому как последний раз ели в "Макдоналдсе" в Сергиевом Посаде). Кормят в заведении хорошо, но порции показались маленькими (хотя и цены тоже невысокие). Обслуживание тоже быстрое.
Вышли из кафе и уже не спеша прогулялись по вечерней Тотьме до гостиницы. Лёгкий морозец, снег, деревянная одноэтажная застройка, запах древесного дыма из труб, тишина и покой - всё это создавало неповторимую атмосферу и говорило о том, что мы уже покинули среднюю полосу России и достигли Севера (хоть и самой южной его части). Вернувшись в гостиницу, помылись в душе. Душ - общий, на этаже. Но на десяток номеров есть две кабинки, в каждой из которых присутствуют душевая, раковина и унитаз. Обычно обе были свободны. На этаже также присутствовал кулер с холодной водой и чайник с горячей (вроде там даже были чайные и кофейные пакетики). Номер был небольшой, но вполне уютный. В целом впечатления о гостинице всецело положительные, учитывая цену - 1300 рублей за двухместный номер.
Хотя приехали в Тотьму мы довольно рано, спать всё равно легли позже 22 часов. Всегда по вечерам много хлопот: поужинать, помыться, сообразить маршрут на следующий день. После фиаско в Красном я заволновался: а есть ли ледовая переправа через Вычегду в Котласе? Начал искать информацию в Интернете. Выяснил, что переправа есть, и не так давно грузоподъёмность на ней увеличили с двух до трёх с половиной тонн (т.е. Ховер проходил с запасом). Стал искать, где съезд на неё (на картах она почти нигде не была отмечена). Вычитал, что переправа соединяет некий 46-ой лесозавод и деревню Макарово. Какое-то время ещё ушло на то, чтобы найти эти объекты на карте. Так мы и улеглись в одиннадцатом часу вечера. А будильник я завёл на шесть часов утра.
Оглавление
P.S. Шесть лет уже прошло с той поездки. Фотографии, видеоролики и короткие заметки из новых моих путешествий раньше всех появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/