Спустя пять лет я переношу сюда это повествование — о первом моём полноценном автопутешествии на Север (состоявшемся на новогодних праздниках 2017 года), с которого всё началось и которое сформировало во мне порочную страсть к таким зимним северным поездкам.
Я уже не помню, когда и почему у меня возникла идея путешествия в Карелию. По-моему, мысли такие появились ещё летом 2016 года, до поездки в Крым. Просто хотелось поехать куда-то в новое место, и вроде бы изначально в голове витала мысль о поездке на Урал. Но потом я начитался отчётов джиперов о путешествиях в Карелию, насмотрелся фотографий, в Мещёру съездил (а там места чем-то похожи на Карелию) — и направление очередного путешествия определилось.
Живёшь круглый год в Москве — и немного устаёшь от большого города. Поэтому я в основном планировал ехать по диким местам и осматривать достопримечательности природного характера. Благо, в Карелии таких достаточно: озёра, водопады, скалы. Прочитал я и о загадочной горе Воттовааре (почему-то решил, что это самая высокая точка Карелии). Сразу очень захотелось там побывать. Не только для того, чтобы отметиться, как на вершине Роман-Кош — сама гора интересна, природа там красивая, и шаманы местные бродят. Потом я ещё узнал о северной дороге из Карелии в Архангельскую область через Малошуйку. Дорога дикая, частично идёт через лес, а часть её — настоящий зимник (т.е. в тёплое время года дорога отсутствует). Вспоминая путь из Солигалича в Тотьму, я, конечно, сразу захотел проехаться и по этой дороге тоже, заодно посетив Архангельскую область. Так у меня и родился маршрут путешествия.
Основной маршрут на карте обозначен красной линией, а возможные альтернативы — синей.
Заезд на Воттоваару был бы гвоздём программы. Я интересовался, можно ли там проехать зимой: дорогу-то наверняка не чистят. На предыдущий Новый год люди доезжали на Шевроле-Ниве почти до самого подножья, а дальше успешно доходили пешком. Но в январе 2017 года снега было много. Проводники на Воттоваару из Гимол писали, что проехать можно только на снегоходе, а это дорого (да и бестолково: я-то хотел зимнего оффроада). После долгих размышлений, от посещения Воттоваары пришлось отказаться. В январе, помимо всего прочего, ещё и день короткий, да и холодно. Наверно, туда надо ехать летом и на несколько дней. Ночевать в палатке, бродить, сидеть, смотреть и слушать, проникаться местной атмосферой — чтобы не осталось потом ощущения недосказанности (какое осталось, например, после визита в Свияжск, да и не только).
Взяты с собой были довольно стандартные для зимней поездки вещи: тёплое пальто, ватник с ватными штанами, "Хаски", пила и топор, термос с электрочайником. Только канистр с бензином взял две: перегоны по диким дорогам без заправок предполагались довольно длинные, а остаться без топлива на севере в мороз — чревато летальным исходом. Продуктов немного прикупил: тушёнка, консервированная каша, быстрорастворимая лапша, сникерсы. Хотел ещё взять химические грелки "Теплоид", да при переезде на новую квартиру они куда-то затерялись. Думал купить новые 1 января, но "Сплав" оказался закрыт. Так и поехал без "Теплоидов". Потом я осознал на своей шкуре, что суровые условия Русского Севера я недооценил и к снаряжению и подготовке отнёсся довольно халатно. Но это осознание пришло уже в разгаре путешествия.
Ехали мы вдвоём: я и мой бывший однокурсник Саша asavan, с которым предыдущим летом ездили к шару под Дубной. Поначалу загорелась идеей поехать с нами ещё подруга моей жены, но ближе к путешествию энтузиазм у неё совсем угас из-за боязни морозов — в итоге она не поехала. Запланировали, что поездка продлится пять-шесть дней. К вечеру 1 января лихорадочные сборы были закончены, оставалось только лечь спать пораньше, чтобы с утра пораньше выехать.
Утром 2 января я проснулся рано, погрузил вещи — и в шестом часу утра поехал за Сашей. По пути к нему заблудился в предрассветной Москве, но в шесть с чем-то часов мы встретились, он погрузил свои вещи — и мы поехали по Москве в сторону Ленинградского шоссе.
Я вспоминал, как за пять лет до этого мы с женой ехали на Нексии в Санкт-Петербург в гости к её подруге (той самой, которая сначала изъявила желание в этот раз поехать с нами на Север, а потом передумала). Тогда мы выехали в рабочий день и довольно поздно (в восьмом часу), поэтому дорога заняла часов двенадцать. Вспоминал потому, что хоть наши с женой вкусы на путешествия и различны (я люблю забраться куда-нибудь в глушь, подальше от людей, поближе к природе, чтобы ещё сколько-нибудь бездорожья было, и сварить там обед на газовой горелке — а жена любит цивилизованные поездки по оживлённым трассам, по городам, с обедами в кафе), всё равно как-то необычно хорошо с ней путешествовать, как ни с кем другим.
В этот раз я, как и пятью годами ранее, пропустил развилку и поехал по Волоколамскому шоссе вместо Ленинградского. Впрочем, пробок в шестом часу утра 2 января не было, ошибка была исправлена поездкой по МКАДу — и мы двинулись в сторону Санкт-Петербурга. Было ещё темно, на улице шёл дождь, дорога была вся мокрая (было около двух градусов тепла) — поэтому ехали медленно. В Клину остановились позавтракать в "Макдональдсе", который там находится прямо рядом с трассой. Температура оставалась плюсовой, но дождь сменился мокрым снегом. Хотя иногда снег прекращался и даже выходило солнце.
После Твери дорога пошла трёхполосная. Крайние полосы были довольно неплохо почищены — а вот средняя была вся в снегу и во льду, поэтому выходить на обгон было страшновато (особенно на заднем приводе). Перед Торжком залили полный бак на "Газпромнефти". Сам Торжок объехали по окружной. Пятью годами ранее мы с женой там останавливались на обочине, перекусывали фисташками. А в Вышнем Волочке мы в 2011 году стояли в пробке, частично её объезжали, но всё равно упёрлись в злополучный светофор. Сейчас построена платная объездная дорога (трасса М-11), но 2 января никаких пробок не было, поэтому мы поехали через город. Электронное табло сулило время объезда 45 минут, мы через город потратили чуть больше.
Перед Вышним Волочком нас накрыл сильный снегопад. Встречные дальнобойщики по рации говорили, что они въехали в снегопад примерно в Хотилове. Впрочем, когда мы до него доехали, там небо уже прояснилось. Второй заряд густого мокрого снега мы ощутили на себе где-то вблизи границы Тверской и Новгородской областей. Видимость была неважная, с дороги на стекло летел поток грязи — даже незамерзайка в бачке кончилась, пришлось доливать. И длился этот снегопад довольно долго.
Где-то посередине пути до Питера авария была (о которой предупредили по рации встречные дальнобойщики). Кто-то завершал обгон по средней полосе — и не справился с управлением, ушёл в кювет (хорошо ещё, что не лобовое столкновение). Останавливаться не стали, там уже много машин остановилось, а авария вроде бы обошлась без серьёзных травм и без мертвецов.
В 2011 году мы с женой по пути туда и обратно обедали в кафе "2СВ2" в Немчиновой горе. Кормили там хорошо — поэтому мне потом было удивительно не находить в Интернете отзывов об этом кафе. Подумал, что закрыли его. Но вроде бы кафе функционировало, и фур возле него было много, как и тогда. Но мы с Сашей после плотного завтрака в клинском "Макдональдсе" ещё были не голодны, поехали дальше. После Валдая дорога пошла немного извилистая и холмистая: местность там немного другая, я это ещё пять лет назад отметил. Зато объездная Новгорода — шикарна. Красиво после снегопада, и по две полосы в каждую сторону — можно ехать, не снимая машину с круиз-контроля.
Канистра с 92-ым бензином, взятая из деревни, была неполная: руки не дошли залить её до горлышка перед поездкой (действительно, как-то сумбурно осуществлялась подготовка к поездке). Залили доверху её на "Газпромнефти" в Спасской Полисти. А в районе Чудова остановились пообедать в местном придорожном "Бургер Кинге". Не очень нам эта забегаловка понравилась: кофе там не было, а газировка на вкус была как будто разбавленная. Там мы заметили, что температура опустилась ниже нуля: лужи возле "Бургер Кинга" замёрзли. Поехали дальше. Стало заметно, что мы забрались не только к северу от Москвы, но ещё и к западу: дольше солнце не заходило, дольше не темнело. А ещё было заметно, что снега возле дороги лежит совсем мало. Было похоже, что здесь недавно прошла сильная и длинная оттепель. Я задумался: правильную ли информацию о глубоких сугробах мне предоставили проводники на гору Воттоваару? может, там тоже перед Новым годом оттепель прошла? С другой стороны, Воттоваара севернее намного.
Заправили полный бак на "Газпромнефти" перед самим Санкт-Петербургом. Оттуда же позвонили в гостиницу "Карлен" в Лахденпохье (город перед Сортавалой), забронировали номер. Я думал организовать первую ночёвку в самой Сортавале, но там все гостиницы были заняты, а искать квартиру на ночь поздно вечером — мероприятие с непредсказуемым результатом. В Лахденпохье же с гостиницами попроще. Ехать оставалось меньше 300 километров, мы бодро двинулись дальше и выехали с М-10 на КАД. Поток автомобилей был довольно густой для 2 января. Через 40 километров, обогнув Санкт-Петербург, мы съехали на трассу А-121 "Сортавала". Уже стемнело, дорога пошла неосвещённая, но по две полосы в каждую сторону, хотя и вся в снегу: третий сильный, густой снегопад за день накрыл нас. В одном месте посреди тьмы увидели рядом с дорогой синий светящийся шар. Нет, не НЛО — реклама какого-то банка. Хотя светится в темноте несколько пугающе.
(Все фото в тот день делал Саша, прямо из машины. Мы торопились одолеть за день путь в почти тысячу километров, поэтому специально для фото нигде не останавливались. Кроме фотографирования, он ещё и работу штурмана делал, пользуясь заранее распечатанным на бумаге маршрутом.)
На официальных картах Навител дорога кончилась, хотя в реальности продолжалась. Переключился на карты OSM — там дорога была, но маршрут не хотел строиться. Так и поехал дальше по дороге без маршрута. Впрочем, дорога по две полосы в каждую сторону вскоре кончилась. Свернули мы направо к Соснову — и поехали по узкой и извилистой дороге. После Приозёрска она стала ещё более извилистой, ехать приходилось медленно. А потом и вовсе асфальт кончился, начался грейдер. Правда, было это всего несколько километров. Потом мы увидели табличку с надписью "Республика Карелия" — с этого момента снова пошёл асфальт, и довольно прямая дорога, что позволило прибавить скорость. Названия населённых пунктов и прочих географических объектов здесь были уже чисто финские: Хийтола, Ихала… Граница с Финляндией в каких-то 20 километрах. И по названиям сразу понятно, что не зря Карелия когда-то называлась Карело-Финской АССР.
Ближе к Лахденпохье дорога снова началась чисто карельская — очень извилистая, с крутыми поворотами. И местами дорога шла через проходы, прорубленные в скалах. Я вспомнил свою поездку в Финляндию в 2002 году, ещё в школе — там такое же было: дорога идёт по равнине, но местами по бокам небольшие скалы. И становится понятно, что в этом месте в скале прорубили проход для дороги. Наконец, въехали в город и довольно долго ехали до гостиницы "Карлен". Рядом с гостиницей — огромная обледенелая площадка, отличная возможность для дрифта (пока мы ехали, температура воздуха снизилась где-то до 12 градусов ниже нуля). Хотя нам не до этого было. Заселились в гостиницу, где не слишком приветливая администратор выдала нам ключ от номера, взяла 2100 рублей за номер и ещё 150 рублей за парковку на территории. Загнали машину на территорию, пошли ужинать в кафе "Рундучок". В Интернете пишут, что оно едва ли не до трёх часов ночи работает. Примерно такое расписание указано и на стационарной табличке. Но на двери висит лист формата А4 с надписью, что на самом деле кафе работает до 22:00. Время было девять вечера с копейками, но девушка за стойкой нас огорошила: кафе-то до десяти работает, а вот кухня только до девяти, так что не будет вам еды, дорогие путешественники. Вернулись домой грустные, кое-как перекусили домашними припасами, вымылись и улеглись спать. Уснули быстро: день был тяжёлый, проехали без малого тысячу километров. Раньше мне никогда не доводилось зимой столько за день проезжать.
Номер в гостинице "Карлен" — неплохой, просторный, тёплый. Две кровати, два кресла, столик, санузел в номере, шкаф есть. Интернет через Wi-Fi присутствует. На столике стоит графинчик с водой — и вода какая-то необыкновенно вкусная, я раньше такую только из родника в деревне пил. При этом в кране вода — желтоватого цвета, такую пить не захочется.
А вот женщина-администратор в гостинице и девушка-бармен в кафе — действительно, какие-то не очень приветливые и неразговорчивые были. Впрочем, в Карелии нам ещё не единожды предстояло столкнуться с таким отношением. По итогам поездки у меня сложилось мнение, что Карелия чем-то Крым напоминает: красивая и величественная природа — и полное отсутствие сервиса для отдыхающих. Всё-таки одно дело когда ты в путешествии обедаешь разогретыми на горелке консервами, а спишь в палатке (или, в случае зимы, в машине, включив автономный отопитель салона). И совсем другое — когда заезжаешь в кафе и в гостинице, платишь деньги. Во втором случае хочется хоть какой-то приветливости, внимательности и сервиса со стороны персонала.
Оглавление
P.S. Пост в Инстаграме с немногочисленными фото нашего "доездинга" до Карелии, как это обычно и бывает, появился раньше, чем эта глава: