Найти в Дзене

Мезенская одиссея. Глава VII. От Пинеги до Мезени

Мало кто из путешественников выбирает столь необычное направление - поездку в суровые пинежско-мезенские края. Но из тех, кто всё-таки сюда едет - думаю, многие читали эти строчки.
"Когда-то в детстве знал я одного человека странной, темной тогда для меня судьбы. Был он сух, костист и как-то пронзительно, часто до неприятности даже, остер, стремителен. Черные глаза его во хмелю горели фанатическим огнем человека, потрясаемого дивными воспоминаниями. И ничего не помню из его слов, помню только, что не давал он никому слова молвить, кричал, стучал маленьким костистым кулачком и открыто презирал всех. А презирал потому, что прошел и проехал когда-то от Пинеги до Мезени.
- От Пинеги до Мезени! - говорил он шепотом, зажмуривался и крепко стукал кулачком. - А? Эх ты!.. Понимаешь ты это? От Пинеги до Мезени прошел я весь Север!
С тех пор эти два места казались мне мифически удаленными от всего нашего, человеческого. Разные другие места, города и деревни были как-то понятны мне, они были где-

Мало кто из путешественников выбирает столь необычное направление - поездку в суровые пинежско-мезенские края. Но из тех, кто всё-таки сюда едет - думаю, многие читали эти строчки.

"Когда-то в детстве знал я одного человека странной, темной тогда для меня судьбы. Был он сух, костист и как-то пронзительно, часто до неприятности даже, остер, стремителен. Черные глаза его во хмелю горели фанатическим огнем человека, потрясаемого дивными воспоминаниями. И ничего не помню из его слов, помню только, что не давал он никому слова молвить, кричал, стучал маленьким костистым кулачком и открыто презирал всех. А презирал потому, что прошел и проехал когда-то от Пинеги до Мезени.
- От Пинеги до Мезени! - говорил он шепотом, зажмуривался и крепко стукал кулачком. - А? Эх ты!.. Понимаешь ты это? От Пинеги до Мезени прошел я весь Север!
С тех пор эти два места казались мне мифически удаленными от всего нашего, человеческого. Разные другие места, города и деревни были как-то понятны мне, они были где-то рядом со мной, но вот Мезень..."
Ю. Казаков, "Северный дневник"


Тут, конечно, надо пояснить, что персонаж Юрия Казакова имел в виду посёлок Пинега и город Мезень. В описываемые времена между ними не было ни круглогодичной дороги, ни даже цивилизованного зимника. Поэтому путь того сухого костистого человека тёмной судьбы от Пинеги до Мезени наверняка был небыстр, непрост и изобиловал впечатлениями. Сейчас же между Мезенью-городом и Пинегой-посёлком проложена условно-круглогодичная дорога, и практически весь год (за исключением периода ледохода весной и ледостава осенью) можно за несколько часов доехать на автомобиле. Но перед нами с Сашей был другой маршрут - от Карпогор до Лешуконского. От реки Пинеги до реки Мезени. Чуть больше 200 километров, из которых без малого сотня километров - зимник. Навител сулил прохождение этого расстояния за пять часов, Яндекс - более чем за десять часов. Хотелось верить, что истина где-то посередине.

Выехали из Карпогор, я сказал Саше:
- Тут прямо цивилизация, даже заправка "Роснефть" есть.
- Вот там и зальёмся до полного, - ответил он.
А я совершенно не подумал о том, что несколько десятков километров после
вечерней заправки Ховер уже проехал и было бы неплохо наполнить бак: в таких краях каждый литр бензина на счету. Но когда мы подъехали к той самой заправке "Роснефть" - разглядели, что АЗС не действует, на ней даже снег не расчищен. Утром я посмотрел туда на ходу мельком, не успел это увидеть. Возвращаться в Карпогоры не стали, продолжили свой путь. Бензобак был почти полон, а в багажнике стояли одна полная и одна почти полная канистры.

Дорога шла хорошая - широкая, ровная, хорошо почищенная. Мы держали скорость около 70 км/ч. Я почему-то думал, что путь в Лешуконское идёт из Карпогор прямо на север - а оказалось, что надо ещё немного на запад сначала сместиться. При этом мы проехали мимо Шотовы с её храмом из красного кирпича, куда я заезжал
с утра. Саша заметил, что можно было бы и не вставать рано утром, а заехать в Шотову вместе по пути в Лешуконское. Вскоре на развилке наша дорога повернула на север, по указателю на Пинегу и Лешуконское. На запад уходила дорога, идущая на Белогорский, Холмогоры, трассу М-8 - одним словом, дорога к цивилизации. Мы туда пока ещё не спешили. Как ни странно, дорога на север, вдоль Пинеги, была более накатанная.

На этой накатанной дороге нас обогнали те самые два Лэнд Крузера, которые нам встретились в Карпогорах
возле церкви. Ехали быстро, около 100 км/ч. Там же мы видели отворотку налево в лес с деревянным указателем "Шотоград". Потом я выяснил, что указатель подразумевал деревню Шотогорку, которая стоит на левом берегу Пинеги. Но мы туда заезжать уже не стали. Свернули на следующей отворотке, проехали Чешегору и спустились к Пинеге.

На высоком левом берегу реки увидели деревянную церковь. Сразу захотелось доехать до неё, посмотреть. Для этого пересекли Пинегу - как это уже стало привычным, по ледовой переправе.

-2

Въехали в Пиринемь. Почему-то оба подумали, что те два "крузака", за рулём одного из которых был священник, заезжавшие в карпогорскую церковь, должны заехать и в пиринемскую церковь. Так оно и оказалось - стояли на дороге с заведёнными двигателями. Может, какого-то важного сановника привезли, с охраной, на инспекцию. Мы проехали мимо них по навигатору, который вёл к самой церкви, но возле реки дорога внезапно упёрлась в сугроб. Вышли из Ховера, дальше - пешком.

-3

Деревянная церковь Двенадцати апостолов в Пиринеми была изначально построена примерно в 1800 году. В 30-е годы XX века была закрыта, а в 1985 году - сгорела. В 2010 году начали строить новую церковь с тем же названием на том же месте, в 2014 году её открыли.

-4

Церковь холодная, неотапливаемая.

-5

Рядом, на крутом берегу Пинеги стоит деревянный крест - в память о старой, сгоревшей церкви.

-6

С высокого берега Пинеги открываются неплохие виды. На фото Саша стоит у самого обрыва, снимает снегоходные следы на льду. Снегоход в этом плане - неплохой транспорт: помимо того, что ездит по снежной целине, ещё может перевозить грузы через реки, когда лёд ещё не достиг толщины, достаточной для оборудования ледовой переправы и проезда автотранспорта.

-7

Насмотревшись на церковь и окрестности, пошли обратно. Заметили, что от церкви к дороге идёт укатанный снегоходный след. Он привёл нас к тем самым двум Лэнд Крузерам, которые припарковались в более подходящем месте.

-8

Дошли по дороге до Ховера, сели и поехали уже по левому берегу Пинеги. Дорога по нему шла не такая хорошая, как по правому - была более узкая и извилистая, ехали мы медленнее. Доехали до Чаколы, свернули на кладбище. Хотели найти могилу русской сказочницы Марии Дмитриевны Кривополеновой, с которой связан тайник. Но могилы были скрыты толстым слоем снега, да и ходить по этому сугробу было тяжело - так что ничего мы не нашли. Выехали с кладбища на перекрёсток. Дорога на запад вела через зимник на Пинегу-посёлок. Дорога на восток вела на ледовую переправу через Пинегу-реку в Веегору, а далее на юг - обратно в Карпогоры, на север - по зимнику в Лешуконское. Переехали Пинегу по ледовой переправе, миновали Веегору, не заезжая в неё (там вроде бы гостевой дом должен быть - вообще-то было бы интересно в этом убедиться, но было лень заезжать). И направились на восток по отлично почищенной дороге со скоростью около 60 км/ч. Через какое-то время мы достигли посёлка Широкое - последнего населённого пункта Пинежского района.

-9

Посёлок стоит на реке Ежуге. Я потом посмотрел по карте, у этой реки интересная судьба. Она течёт по местной тайге и в определённый момент раздваивается. Одно из её продолжений называется по-прежнему - Ежуга, оно течёт дальше на запад и впадает в Пинегу. Второе продолжение носит название Колодливая, течёт на восток или на северо-восток, но... в какой-то момент тоже начинает называться Ежугой, а впадает в Мезень. До устья этой самой второй Ежуги мы планировали в этот день добраться.

В Широком за руль сел Саша, и мы дальше поехали по отличной дороге в сторону Лешуконского. Думалось: неужели это и есть зимник? неужели в этом месте летом дороги нет? Вскоре, конечно, оказалось, что зимник выглядит немного по-другому, но то было позже. Хотя зимник - понятие относительное...

На обочине мы увидели Mitsubishi Pajero и его пассажиров, несколько мужиков и одного подростка - вроде бы они колесо меняли. Остановились поинтересоваться, не нужна ли помощь - те с добродушными улыбками ответили, что не нужна. В какой-то момент дорога началась извилистая и стала уже - и тут-то навстречу нам из-за поворота выехало несколько КАМАЗов-лесовозов. Но на узком участке дороги, видимо, специально сделали регулярные расширения для разъезда, так что проблемы не возникло. Потом дорога снова стала прямой и широкой, и по такой дороге мы ехали довольно долго, думая: когда же начнётся тот самый "сомнительный" участок? Один раз даже остановились передохнуть. Погода на улице стала мягче, по сравнению с утренним морозом, но оставалась ясной, солнечной, без снега.

-10

Поехали дальше. Я снова решил перенять у Саши моду на onboard-фото, чтобы не тратить время на остановки. Встречный транспорт в виде лесовозов по-прежнему присутствовал.

-11

В какой-то момент мы слегка проскочили нужный поворот. Ровная, широкая, прямая, почищенная дорога уходила на север (судя по спутниковым снимкам, там идёт масштабная вырубка леса), а узенькая бугристая дорожка с огромными снежными отвалами по бокам шла на восток - но именно туда нас вёл навигатор. Развернулись и съехали на эту самую узенькую дорожку. Вот когда начался зимник! На OSM-картах он был обозначен под именем "Земцовская дорога".

-12

Зимник тоже был хорошо почищен, застрять там было негде, мы ехали на заднем приводе. Но был он очень неровный, бугристый, поэтому мы двигались со скоростью около 30 км/ч. Иногда дорога шла с ощутимым боковым наклоном. В одном месте наклон был настолько сильный, что задняя ось даже начала скользить под этот уклон, а передняя осталась на месте - то есть машину занесло. Мы успели испугаться, хотя на скорости 30 км/ч ничем страшным занос не грозил, а риска перевернуться там тоже не было.

Временами зимник становился более широким и ровным.

-13

А иногда вообще раздваивался, параллельно друг другу шли две узенькие дорожки. Так мы и ехали больше часа. Где-то на границе Пинежского и Лешуконского районов видели снегоуборочную технику - на обочине стояли вроде бы бульдозер и грейдер, или что-то подобное. В одном месте зимник шёл через болото.

-14

Уже ближе к Усть-Чуласе зимник стал совсем узким - и тут навстречу нам выехали два КАМАЗа-лесовоза. Мы немного призадумались, как разъезжаться. За руль снова сел я - и ехал задним ходом около 200 метров до ближайшего "кармана". В процессе немного поговорили с водителями по рации. Но как разъехались - вскоре связь пропала. Возможно, с моей рацией что-то не так, надо будет потом разобраться. Я успел поинтересоваться у водителей КАМАЗов, как дорога после Усть-Чуласы и по какому берегу Вашки лучше ехать до Лешуконского - а вот ответ уже не услышал. Перед самой Усть-Чуласой ещё видели встречный внедорожник марки "Форд" и человека в камуфляже с портативной рацией, идущего впереди него. Но там зимник был широкий, разъехались легко.

Въехали в Усть-Чуласу. Трек нашего 40-километрового пути от начала зимника до Усть-Чуласы можно посмотреть тут:
http://gpsloglabs.com/share/548c16f078fd0b5f1246f38b658d881545e685b3/ Первой картиной, представшей перед нами, был мужик в кузове грузовика, грузивший брёвна специальным манипулятором то ли в кузов того же самого грузовика, то ли в кузов другого (не помню точно). В центре посёлка остановились, сделали несколько фото.

-15
-16
-17
-18

Где-то я читал, что от Усть-Чуласы до Лешуконского лучше ехать по правому берегу Вашки. Так мы и решили поступить. Выехали из посёлка и пересекли по ледовой переправе широкую реку Вашку - ту самую, которую переезжали по мосту ещё в республике Коми, сразу после Благоева.

-19

Однако дальнейшая дорога нас не очень порадовала. Это был тоже какой-то полу-зимник - узкий, извилистый, плохо почищенный. Впрочем, я потом посмотрел по интерактивной карте на сайте ador.ru - дорога от Усть-Чуласы до Лешуконского по правому берегу Вашки и есть зимник на всём протяжении. А вот дорога по левому берегу - зимник только в первой половине, ближе к Лешуконскому становится уже всесезонной дорогой. Так или иначе, летом от Усть-Чуласы до Лешуконского даже по левому берегу на гражданском транспорте не проедешь, разве что трактор осилит. Конечно, зимой, когда мы ехали - риск застрять на зимнике отсутствовал, но полный привод я всё равно включал иногда, потому что в этой снежной каше с иногда встречающимися снежными брустверами прямо посреди дороги Ховер швыряло туда-сюда. И расход топлива был 17-18 литров на 100 километров. Прямо как в той песне Сергея Кривцова:

Семнадцать литров на сотню, сердце стучит,
А под капотом надёжный друг-дизель рычит.
Мы покоряем леса и веси, и каждый бодр, полон сил и весел,
И если с нами удача - сердца не примерят гранит.

Я даже озвучил мысль вернуться назад в Усть-Чуласу и поехать в Лешуконское по левому берегу Вашки. Саша в ответ сказал:
- Не надо! Я ведь знаю, что ты просто хочешь лишний раз реку по льду переехать! - у него ещё с
прошлого путешествия были сложные отношения с ледовыми переправами.
Так мы и продолжили дальше путь на север по правому берегу. Фото плохо передаёт состояние дороги - кажется, что она отлично почищена.

-20

На самом деле этот зимник не только узкий, извилистый и плохо почищенный - на нём ещё и большие перепады высот. Мы двигались вдоль крупной реки Вашки, в которую впадают более мелкие речушки и ручейки. К некоторым из них были очень крутые спуски, а потом крутые подъёмы. Ну и неровный, конечно, зимник - удары в заднюю подвеску почему-то передавались на кузов, хотя вроде не так много вещей мы нагрузили. Также вдоль дороги и реки шла линия электропередачи с деревянными столбами. В некоторых местах столбы покосились или даже вовсе упали, линия лежала на рядом стоящих деревьях. Что удивительно, провода были на месте, никто их не срезал и не украл!

По этой дороге мы проехали около 45 километров со скоростью 30-35 км/ч. Показательно было, что за всю дорогу мы не видели ни встречного, ни попутного транспорта. (Видимо, местные жители знали, что в эту зиму лучше ездить по левому берегу Вашки.) Но почему-то ощущения экстремальности происходящего, которое присутствовало годом ранее
по пути из Карелии в Архангельскую область, не было ни до Усть-Чуласы, ни после неё. И там и там зимники были почищены, до Усть-Чуласы попадался встречный транспорт, а после неё дорога шла вдоль Вашки и проходила мимо нескольких населённых пунктов.

Уже на подъезде к Лешуконскому я почуял запах то ли горелого масла, то ли ещё чего. Вспомнив утренний запуск двигателя, сразу заволновался. В голову полезли мысли, что из двигателя выдавило масло, и оно начало гореть. Но через несколько секунд мы увидели источник запаха - какая-то жуткая снегоуборочная техника ехала перед нами, чадя чёрным дымом. Догнали эту технику (кажется, это был трактор, но без кабины, с открытым верхом). Те приняли максимально вправо и остановились, предлагая нам их объехать. Кое-как мы проехали мимо них на узкой дороге. Ещё чуть-чуть проехали - и увидели на высоком левом берегу Вашки село Лешуконское.

-21

Снова, отстегнув ремни безопасности, переехали Вашку по ледовой переправе - и въехали в Лешуконское. Трек нашего пути от Усть-Чуласы до Лешуконского по правому берегу Вашки можно посмотреть тут: http://gpsloglabs.com/share/f18d1744ba491d564a096ed23e2da5af2314ed2e/ Получается, дорога длиной 200 с чем-то километров от Карпогор до Лешуконского заняла шесть с небольшим часов - не так уж и плохо, с учётом зимника. Сотовой связи по дороге не было: как она пропала вскоре после Карпогор - так и не появлялась до самого Лешуконского.

Оглавление

P.S. Информация о новых моих путешествиях (фото, видео и короткие заметки) всех раньше появляется в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/