Повернув на перекрёстке налево, мы проехали по небольшой низине и выехали на ледовую переправу через реку Мезень. Пересекли её по длинной-длинной переправе (река здесь широкая), проехались немного вдоль берега. Я высматривал знаменитый обетный крест, стоящий на берегу Мезени - но увидел только тропку, ведущую к нему через сугроб. Крест мы решили посетить на обратном пути. Проехали чуть дальше, свернули направо и попали в деревню Кимжу - ещё одно примечательное место здешних северных краёв.
Одна из известных достопримечательностей Кимжи - ветряные мельницы. Насколько я знаю, ветряные мельницы Малой Нисогоры, Погорельца и Кимжи - самые северные в мире. Когда-то в Архангельской губернии их было более тысячи (и, видимо, в этих краях хватало зерна, чтобы обеспечить мельницы работой), а сейчас осталось всего несколько. Но если в Малой Нисогоре и Погорельце мельницы полуразрушенные, то в Кимже они восстановлены - даже лопасти присутствуют!
Расчищенной дороги для подъезда вплотную к мельницам нет. Чем дальше забираешься на север, тем меньше становится почищенных дорог и всё больше пешеходных троп, накатанных снегоходами.
Мы оставили Ховер там, где заканчивалась расчищенная дорога, и пошли пешком по снегоходному следу. Только тут я заметил, что, хотя мы отошли достаточно далеко от машины, сладковатый запах никуда не делся, по-прежнему ощущается. Сразу сообразил, что пахнет от моего пуховика. Значит, это был точно не запах утекающего антифриза - как говорится, на душе легче, одной заботой меньше. Я сначала подумал, что пуховик пропитался запахом шкафа в гостевом доме в Лешуконском. Уже позже я нашёл в кармане пузырёк жидкости для размораживания замков с отвинтившейся крышкой. Видимо, жидкость вылилась в карман, от этого и возник такой неприятно-сладкий запах.
У меня в голове почему-то ошибочно отложилось, что в Кимже не две ветряные мельницы, а четыре. Мы прогулялись по снегоходному следу, но ещё двух мельниц не нашли. Зато вышли на окраину деревни и полюбовались открывающимися просторами.
Возвращаясь обратно, увидели лошадку за изгородью. Кимжа сразу даёт понять, что она - живая деревня, не вымирающая.
При этом Кимжа совершенно заслуженно входит в список самых красивых деревень России, наряду с Ворзогорами, которые мы в процессе прошлого северного путешествия проезжали в темноте.
В Интернете пишут, что в Кимже нет вообще никакой сотовой связи. Мы выяснили, что МТС, действительно, не ловит - а вот "Мегафон" поймать удалось. По крайней мере, на возвышенности, где стоят ветряные мельницы. Жилые дома и деревянная церковь находятся ниже, ближе к реке Кимже.
Деревянная церковь Иконы Божией Матери "Одигитрия" в Кимже была построена в начале XVIII века. Строилась она из лиственницы, поэтому здание получилось очень долговечным. Насколько я понимаю, в 2003 году ещё стояло старое здание. В 2008 году церковь полностью разобрали для реставрации, которая к 2015 году была в целом завершена.
Однако кое-что, видимо, доделывают до сих пор: рядом стоят леса.
Судя по старым фотографиям, при реставрации достаточно точно восстановили исторический облик храма, включая мелкие детали.
На улице, на которой стоит церковь, все дома - старинные северные, высокие. Сами такие дома - достопримечательность. В одном из них находится знаменитый гостевой дом Нины Николаевны. Но нам в тот момент ночлег не требовался, поэтому мы этот гостевой дом даже искать не стали.
Рядом с церковью - продуктовый магазин. Возле него было что-то вроде торговых лотков с хозяйственными товарами, куда подъезжали люди на снегоходах. Чем севернее, тем большую роль играет этот вид транспорта.
С ветряными мельницами и с церковью связан геокешерский тайник, который был нами также успешно взят. На этом мы покинули достопримечательную северную деревню Кимжу. Нам ещё нужно было посетить знаменитый обетный крест, стоящий неподалёку от Кимжи на берегу Мезени. Напротив креста рядом с дорогой стоит небольшая будка (то ли автобусная остановка, то ли ещё что) с колоритным объявлением. Сразу понятно, что в здешнем краю в большом почёте охота.
Дошли от дороги по тропке до креста. Сам обетный крест изготовлен очень искусно, с душой.
Ходит легенда, что какой-то мужик, будучи пьяным, отрубил руки вырезанному на кресте распятому Иисусу и выбросил их в воды Мезени. Однако когда к кресту пришли другие местные жители и обнаружили, что он изуродован - увидели, что отрубленные руки так и плавают возле берега, никуда не уплыли. Люди выловили их и вроде бы даже прикрепили на место (хотя сейчас, как можно разглядеть на фото, руки у Иисуса отсутствуют).
Говорят, то, что отрубленные деревянные руки Иисуса не уплыли вниз по течению, а остались у берега - это не какое-то сверхъестественное явление, а вполне объяснимо. В районе Кимжи море уже близко, а приливы на Белом море сильные - поэтому во время приливов течение Мезени практически останавливается. Сама река уже очень широкая - заметно шире, чем в районе Лешуконского или Целегоры.
Ещё среди местных жителей ходит поверье, что если приложиться к этому обетному кресту и попросить о чём-либо - это обязательно сбудется. Я думал, о чём бы таком мог попросить я, чтобы непременно сбылось. Первая мысль была, что не надо мне никого ни о чём просить, у меня в жизни вроде и так всё хорошо, всё идёт своим чередом. Вторая мысль: так может думать только недалёкий и одинокий человек, а если есть родные и близкие - как минимум нужно попросить, чтобы они были здоровы и жили долго. Далее возникла третья мысль: в этих суровых и малонаселённых северных краях не просто так возникло столько обетных крестов - здесь человек чаще оказывается один на один со стихией, и надеяться ему таких случаях остаётся только на себя да на провидение. А в тот момент и мы с Сашей находились в северных краях, путешествие наше ещё не было завершено - и было бы логично пожелать его успешного завершения, чтобы Ховер не сломался где-нибудь посреди тайги и чтобы мы не замёрзли в этом 25-градусном морозе. Через некоторое время пришла четвёртая мысль: если бы знать, что все мои родные и близкие будут здоровы - то на поломку Ховера я бы даже согласился: всё равно глухих зимников на дальнейшем пути уже не предвиделось, и опасности для жизни такая поломка не несла. Но в тот момент у меня была уверенность, что Ховер не подведёт и довезёт нас обратно до Москвы без всяких поломок.
Надо сказать, что при этом сама идея просить что-нибудь именно у креста - вызывала у меня отторжение, поскольку отдавала каким-то язычеством. Хотя на Севере языческие верования и православное христианство местами просто срослись, и вовсе не требовалось выжигания язычества калёным железом, чтобы люди приобщились к православной вере (не забывая, впрочем, и языческих обычаев). Признак этого был и рядом с обетным крестом. Насколько я понимаю, эти повязанные одежды (пелена) - что-то, идущее от язычества.
Лично меня обетный крест очень впечатлил. Я читал, что на Мезени-реке есть несколько таких же красивых обетных крестов. Мне захотелось проехаться от Усогорска до Лешуконского напрямик, вдоль Мезени, чтобы эти кресты повидать. А мы с Сашей вернулись в Ховер, снова пересекли Мезень-реку по ледовой переправе - и поехали вниз по её течению. И снова мы ехали на север. Нас ждал город Мезень - долгожданная цель нашей одиссеи.
Оглавление
P.S. Фотографии, видеоролики и короткие заметки из новых моих путешествий раньше всех появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/