Утром проснулись, когда уже рассвело. Посмотрел я на сайте gismeteo.ru актуальную погоду в Вельске - было 39 градусов мороза. В номере по-прежнему было прохладно, но это не так страшно - гораздо более актуальным был вопрос, сможем ли мы в такой мороз запустить двигатель. Никакого внешнего подогрева у нас не было. Я налил в пятилитровую бутыль горячей воды из-под крана и вынес на улицу, положил под двигатель. Хотя понятно, что это примерно как слону дробинка.
Рядом с Ховером стоял Ниссан Кашкай, водитель которого не мог закрыть багажник: замок не срабатывал из-за сильного мороза. Я поинтересовался, как он завёлся - тот ответил, что всю ночь заводил свой автомобиль автозапуском. Мы с Сашей собрали вещи, отдали сменившимся администраторам ключи от номера, вышли на улицу. Когда я устанавливал аккумулятор на место, уронил гаечный ключ, который упал куда-то вниз. Чтобы достать его, пришлось снять пуховик и засучить рукав - и это в 40-градусный мороз. Наконец, привинтил, вставил ключ зажигания в замок, повернул... Стартер сначала еле провернул застывший двигатель, потом прокрутил все положенные 10 секунд - вспышки были, но двигатель не завёлся. Выждал, повернул ключ второй раз - стартер крутил уже бодрее, вспышек было больше, но мотор не запустился. Третий раз - ещё больше вспышек (даже, по-моему, три вспышки в трёх цилиндрах подряд были), и по-прежнему безрезультатно. Четвёртый раз - то же самое, а под конец пятого прокручивания аккумулятор уже сел. Не удалось нам завести двигатель без посторонней помощи.
Первая мысль - попросить кого-нибудь "прикурить": всё-таки, пока наш аккумулятор не разрядился, вспышки были довольно уверенные. Казалось, чуть-чуть не хватает для запуска. Я вытащил провода из багажника через салон (дверь багажника открывать боялся, чтобы не попасть в ту же ситуацию, что водитель Кашкая - а он, к слову, к этому моменту уже багажник закрыл и благополучно уехал). Двинулись мы с Сашей на трассу, по пути разматывая провода - и тут один из проводов лопнул пополам прямо у меня в руках. Изоляция в такой мороз превратилась в каменную. Стало понятно, что своими силами мы не справимся, надо звать кого-то на помощь. (О том, что провод можно отогреть и соединить скруткой, я почему-то в тот момент и не подумал. Хотя отогревание какое-то время заняло бы.)
Пошли обратно в гостиницу с мыслями о том, что в 39 градусов мороза Ховер уже не заводится. На крыльце гостиницы висел термометр, я на него посмотрел и не поверил своим глазам: он показывал 44 градуса ниже нуля. Подумал, что градусник занижает температуру. Как раз на крыльцо вышел покурить водитель-дальнобойщик:
- Что, не завелись?
- Нет, - ответил я. - Вы случайно не знаете, нельзя ли тут вызвать какую-нибудь машину с тепловой пушкой, чтобы приехали, отогрели двигатель и помогли завестись?
- Да нет, не знаю. Я сам завестись не могу. Грел-грел мотор паяльной лампой - ничего не помогает, аккумулятор уже посадил.
Зашли в гостиницу и обратились к администраторам. Те ответили, что никакой техпомощи, которую можно было бы вызвать для отогревания, в этих краях нет. Предложили вариант - вызвать своего знакомого таксиста, который за 200 рублей может прикурить нашу машину от своей. Поскольку других вариантов не было, мы согласились. Администратор стала звонить этому таксисту, в этот момент я вспомнил о лопнувшем проводе и попросил её уточнить, есть ли у него провода. Тот по телефону ответил, что за 500 рублей у него есть всё. Я попросил ему передать, что мы не в том положении, чтобы торговаться.
Посидели в тепле в кафе гостиницы, поболтали с администраторами. Потом приехал этот таксист на легковушке, мы вышли к нему. Он достал провода - тоже все потрескавшиеся, местами скрученные. Стали прикуривать - результат тот же: стартёр крутит, вспышки есть, но не заводится. Довольно долго прикуривали, много раз крутили стартером, и всё безрезультатно. Таксист сказал:
- Ну, значит, это надолго. Тогда я поеду, у меня заказы.
Я поблагодарил его и протянул 500 рублей. Он ответил:
- Триста рублей, ребята, - дал 200 рублей сдачи и уехал, пообещав поискать кого-нибудь, кто сможет нам помочь.
Пошли обратно в тепло. Поскольку прикуривание не помогало, стало понятно: Ховер нужно как-то доставить в тёплый бокс и дать двигателю согреться. Нашли мы в Интернете телефон автосервиса "Амиго", позвонили. Мастер ответил, что лучше бы подъехать чуть попозже, минут через сорок: одна такая замёрзшая машина у него в боксе уже стоит и пока ещё не заводится. Стали искать эвакуатор - и таковой в Вельске внезапно нашёлся: https://vk.com/club85146829 Позвонили по указанному телефону - водитель ответил, что готов быть у нас как раз через сорок минут. Стали ждать. Пока ждали, администратору гостиницы позвонил тот самый таксист и сказал, что нашёл для нас вариант - человека на УАЗе с пускозарядным устройством. Может приехать и дать прикуриться от своего устройства, а если и это не поможет - тогда подёргать нашу машину тросом. Но мы уже договорились с эвакуаторщиком и мастером автосервиса, так что вежливо отказались. К тому же я ещё из какой-то советской книги по эксплуатации и ремонту "Запорожца" помнил, что категорически не рекомендуется заводить накатом автомобиль, в двигателе и трансмиссии которого находится застывшее масло. Уже потом я в Интернете прочитал, что аномальные морозы в этот период были много где - и у некоторых автовладельцев машины замерзали в более глухих местах, в которых не было ни автосервисов, ни эвакуаторов. В некоторых случаях люди заводили автомобили путём буксировки другими автомобилями, а потом от этого возникали проблемы. В частности, владелец Ховера писал, что после такого запуска в 48-градусный мороз пошёл чёрный дым из выхлопной трубы, и в результате пришлось менять лямбда-зонд.
Сидели и ждали в кафе. Что-то шутили с администраторшами, что если не получится завестись - будем жить у них в гостинице и питаться у них в кафе, пока не потеплеет. Я написал жене и родителям, что мы не можем завестись из-за мороза. Жена ответила, что у них тоже сильные морозы (ниже 35 градусов), дочка уселась в кровать, завернулась в одеяло и стала говорить, что она едет в Карелию, только машина не заводится. Эвакуатор к нам приехал через час с чем-то. Вышли снова на мороз, поздоровались с водителем. Он развернул свой эвакуатор, опустил площадку, размотал лебёдку, зацепил Ховер и затащил его на платформу.
Процесс погрузки Ховера на эвакуатор занял некоторое время, и мы успели хорошенько замёрзнуть. Потом водитель пригласил нас в тёплую кабину. Из воздуховодов шёл обжигающий воздух, но это позволило на своей шкуре осознать поговорку "жар костей не ломит": лучше уж так, чем 40-градусный мороз, пробирающий до костей. Водитель сказал, что здесь сегодня отнюдь не 39 градусов мороза: в самом Вельске 41 градус, а в этом месте всегда на 2-3 градуса холоднее, потому что оно находится в низине возле реки. Так что 44 градуса на термометре - вполне похожи на правду. Я поинтересовался у него, как же они заводят свои машины при таких температурах. Тот ответил, что такие морозы - редкость: холоднее 40 градусов здесь уже давно не было. А вообще многие местные жители живут в частных домах с гаражами и устанавливают на свои машины "котлы", работающие от сети.
Расстояния в Вельске небольшие, мы быстро подъехали к заводу "Энергомаш", рядом с которым находится сервис "Амиго". Автосервис "Премиум" тоже находится там. Водитель эвакуатора агитировал нас туда и ехать: мол, тепло там в боксах, машина быстро отогреется. Но мы уже договорились с "Амиго", туда и направились. Подъехали, эвакуатор развернулся, стали сгружать Ховер. Он с застывшим маслом в трансмиссии не очень хотел съезжать с платформы. Я сел за руль, меня подтолкнули и посоветовали не тормозить раньше времени - так мы и скатили машину с эвакуатора. Водитель назвал совершенно московскую цену за услуги - две тысячи рублей. Но мы опять-таки были не в том положении, чтобы торговаться. Заплатили, он уехал. Мы же стали закатывать замёрзшую двухтонную махину в тёплый бокс - впятером (мы с Сашей и три мужика из сервиса). И это было очень тяжело, толкать приходилось изо всех сил. Я в этот момент посмотрел на Саню и почему-то вспомнил строки:
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но - шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но - держал...
Да уж, сулил я ему поездку по Карелии с осмотром разных достопримечательностей - а на деле вышло путешествие с неожиданными приключениями.
На въезде в бокс ещё был небольшой порог - и вот через него мы перекатили Ховер каким-то чудом. Ноги скользили по утоптанному снегу, мастер из сервиса даже посыпал его шлаком, чтобы более эффективно толкать. Как бы то ни было, автомобиль закатили в тепло и закрыли за ним ворота. Мне почему-то сразу после этого поплохело, чуть в обморок не упал - наверно, последствия перенапряжения в процессе заталкивания. Сел в Ховер, посидел, пришёл в себя - и обнаружил, что я не чувствую нескольких пальцев на руках. Видимо, обморозил, пока толкал машину в совершенно неподходящих для этого дела перчатках. Удивился, как быстро и незаметно это происходит. Грел руки на батареях, пока не отошли от мороза.
Мастер сказал, что стоять в тепле машине нужно около трёх часов, а сам он в это время поедет домой пообедать. Нам предложил провести время в кафе в ближайшем торговом центре "Аиша". Шли мы туда минут пять, и за это время снова основательно промёрзли. Вошли в спасительное тепло, поднялись на второй этаж в кафе. На самом деле, это не кафе, а столовая - но мы там поели первый раз за день, и довольно неплохо. Ещё там на удивление приличный, чистый туалет. В нём я довольно долго проторчал: два пальца из трёх обмороженных отошли ещё в сервисе на батарее, а третий (мизинец) я по-прежнему не чувствовал - так вот, держал его под струёй тёплой воды, пока не вернулись ощущения.
И при всём при этом не покидали волнения: заведётся ли Ховер в тепле? и как мы, чёрт возьми, доедем до Москвы, если он заведётся только к вечеру?
* * *
В кафе мы провели примерно час. У нас уже забрали подносы с тарелками, но мы сказали, что ещё посидим тут, погреемся. Впрочем, там было довольно пусто. Потом позвонили мастеру в "Амиго" - тот ответил, что уже вернулся в сервис, и пригласил нас тоже приходить. Опять прошлись по морозу, наблюдая дым из трубы "Энергомаша". Саша сказал: "Вот где тепло-то по-настоящему!" В такие морозы поневоле начинаешь машинально искать, где бы согреться в случае чего.
Зашли в сервис, где стоял отогревающийся Ховер. Заботливый мастер подключил к аккумулятору зарядное устройство. Я сел в водительское кресло, попробовал завести. Было то же самое: уверенные вспышки, но не завёлся. Я вслух выразил сомнения:
- Не угробили ли мы аккумулятор нашими попытками завестись?
- Да не похоже: крутит уверенно, - сказал мастер. - Дай-ка я попробую.
Сел за руль - и сразу запустил двигатель, слегка подгазовав. (Я это делать боялся, чтобы не залить свечи.) Наконец-то ожило сердце нашего автомобиля. Из открытого капота сразу пошёл дым (как мне показалось). Я перепугался, что масло выдавило - тем более, и запахло горелым маслом. Мастер меня успокоил: это иней и конденсат испаряется, так всегда бывает. Я хотел его ещё попросить поднять Ховер на подъёмник и счистить снег с защиты картера, но он меня и тут успокоил: ничем не страшен этот снег, лампочка Check Engine горела точно не из-за него. Денег попросил всего 400 рублей.
- По-божески, - сказал Саша.
- Да уж, у вас тут только на эвакуатор цены московские, - добавил я.
- А сколько он с вас взял?
- Две тысячи.
Мастер молча покрутил головой. Ещё недолго поговорили о том, куда и откуда мы едем, где были и что видели во время путешествия. Мастер поинтересовался, как летом ведёт себя Ховер в грязи. Мы сразу вспомнили, как ездили вдвоём к шару под Дубной. А потом попрощались и выехали из бокса. Время было уже сильно послеобеденное, а нам оставалось ехать больше 700 километров до Москвы.
Проблемы, вызванные морозом, на этом не закончились. На улице стёкла сразу стали обмерзать - и мы обнаружили, что не работает обдув. Тоже там что-то замёрзло, и тёплый воздух в салон совершенно не шёл. Я вышел из машины и пошёл снова к мастеру консультироваться. Но в окно из салона тут же постучал Саня: оказалось, когда я хлопнул дверью - обдув внезапно заработал. Поехали мы на ближайшую заправку "Роснефть" и залили полный бак. И попутно заметили, что двигатель работает очень неустойчиво, троит и не хочет прогреваться. Стрелка тахометра на холостых оборотах плясала туда-сюда, вся машина адски тряслась. Подумали и решили снова вернуться в сервис. Только подъехали к "Амиго", остановились - и двигатель сразу троить перестал, стрелка тахометра заняла стабильное положение. Я всё-таки зашёл к мастеру и поинтересовался, в чём могла быть причина. Тот ответил, что, возможно, в процессе запусков залили маслом какую-нибудь свечу (хотя и странно, что в этом случае снова не загорелся Check Engine). Посоветовал, как выедем на трассу, раскрутить двигатель до больших оборотов. На этом мы попрощались окончательно и около 15 часов выехали из Вельска в сторону Москвы.
Второй раз проехали через пост ДПС возле гостиницы, где мы ночевали. Передний номер был полностью покрыт замёрзшей грязью, но гаишники нас снова не тронули. А дальше мы с хорошей скоростью и без задержек направились на юг, к Москве. Вскоре стемнело, но дорога была пустая, что позволяло частенько включать дальний свет фар. Педали и рулевое управление, как водится, сразу снова замёрзли, двигатель капризничал, но тянул. Проехали мимо Верховажья, а потом сквозь Сямжу, где изначально планировали заночевать предыдущей ночью. Если бы мы так сделали - скорее всего, никаких проблем с утренним запуском двигателя и не было бы: в Сямже утром того же дня Интернет показывал всего лишь 36-градусный мороз. "Всего лишь"... Дома до этого я такой мороз считал бы экстремальным - а тут вот уже вполне приемлемым, потому что при такой температуре с тёплым аккумулятором можно запустить двигатель без внешнего подогрева. Хотя всё это относительно. Я вскоре после путешествия посмотрел фильм "72 градуса ниже нуля" (одноимённую повесть В. Санина ещё раньше читал). В фильме главные герои, полярники, рассуждают: "Вот съедем с купола, будет минус пятьдесят - теплынь, хоть портки скидывай да загорай". Для них и потепление до минус пятидесяти было огромным облегчением, потому что при этой температуре солярка (арктическая, естественно) уже не замерзает, подогревать её не требуется.
Продолжили путь на юг. Я обратил внимание, что перед гостиницами и кафе стоят знаки "WC". Тёплый туалет в такой мороз - это очень актуально. Если в 20-градусный мороз можно просто остановиться на обочине и относительно комфортно прогуляться с рулоном туалетной бумаги в лес (это я на себе проверял) - то в 40 градусов ниже нуля такой фокус уже не пройдёт, тут тепло нужно. Где-то я читал, что на стоянках дальнобойщиков в Сибири, где иногда случаются морозы до 60 градусов, а тёплых помещений нет, для этих целей выкапывают в снегу пещеру и роют в ней яму под туалет, а вход в пещеру прикрывают какой-нибудь тряпкой. И вроде бы получается относительно терпимо.
Проехали отворотку на Тотьму и Великий Устюг. У меня сразу возникла шальная мысль: свернуть туда, переночевать в кемпинге "Аляска" в Тотьме, а на следующий день рано утром по "телепорту" добраться до Солигалича, оттуда до Кинешмы, забрать жену с дочкой и к вечеру воскресенья приехать всем вместе в Москву. Но нам приключений уже хватило, хотелось скорее добраться до Москвы и отдохнуть. Доехали до Сокола (где, к слову, делают отличное сгущёное молоко) - и с этого момента дорога перестала быть пустынной, пошёл трафик, так что скорость немного снизилась. Проехали Вологду. Там нет полноценной окружной дороги, частично приходится ехать через город, стоять на светофорах, уступать дорогу пешеходам. Зато педали в процессе этого отогрелись, а ещё я успел во время стояния на светофорах жене и родителям сообщения отправить, что проезжаем Вологду.
После Вологды дорога оставалась такой же загруженной, ехали помедленнее. Я боялся, что после психологического напряжения первой половины дня в пути мне захочется спать. Тут меня выручил Саша, немного поспавший перед Вологдой. Первым делом он предложил сам сесть за руль, если мне захочется поспать. Кроме того, когда мы проехали Грязовец, я вспомнил семейные истории о том, как в 1918 году наступил голод (было такое, вроде бы по всей Центральной России), есть было нечего - и мужики из нашей деревни ездили в Череповец на сапоговаляльную фабрику "работать валенки", как это тогда называлось. За работу фабрика расплачивалась продуктами питания, которые потом везли на телегах в родную деревню. Сложность была ещё в том, что на дорогах стояли заградотряды, отбиравшие эти самые продукты питания (видимо, для нужд Красной армии). Крестьяне делились между собой сведениями, где какой заградотряд стоит, и объезжали их окольными путями (прямо как в наше время дальнобойщики по рации засады ГАИ обсуждают). А вспомнил я об этом потому, что в Грязовце стоял самый неприятный заградотряд: если другие, проявляя человечность, забирали половину или треть заработанных продуктов, грязовецкие отбирали всё подчистую. (Надо сказать, что с момента возникновения в Грязовце поста ДПС менталитет местных гаишников всегда был примерно такой же, как заградотрядовцев 1918 года - хотя нас не остановили.) Мой рассказ о заградотряде вылился в отличный разговор с Саней о политике - отличный тем, что держал в тонусе и отгонял сонливость до самого Ярославля.
В Данилове мы заправили полный бак на "Газпромнефти", а перед самим Ярославлем, где-то в районе Глебовского, снова загорелся Check Engine. Мы уже знали, что делать: снова остановились на обочине, поработали двигателем на холостых оборотах, заглушили и снова завелись - лампочка больше не горела. В Ярославле я поехал через город - планировал поужинать в пиццерии на проспекте Ленина, которая со времён моего первого посещения сменила три названия ("Ташир-пицца", "Пиццерия на проспекте" и какое-то ещё), но там всегда готовили оригинальную и очень вкусную пиццу. Но не получилось: пиццерия оказалась закрыта. Тогда мы решили поступить по-рабоче-крестьянски, как говорит мой научный руководитель - заехали на выезде в МакДональдс. В меню был какой-то новый острый бургер, мы решили взять себе по такому, но сначала я поинтересовался у девушки за стойкой:
- Скажите, пожалуйста, а вот тот бутерброд - он с чем?
- Вам все ингредиенты назвать? - похоже, она немного обиделась за "бутерброд".
- Если можно, да.
Бутерброд довольно бестолковый: он дороже Биг Тейсти и меньше по массе. Мы плотно поужинали, глядя по сторонам. В Карелии - один народ, в Поморье - другой, на Вологодчине - третий, и везде разные менталитеты, что сразу ощущается. А здесь, в ярославском Макдональдсе, я с удовлетворением ощутил, что приближаюсь к дому: кожей чувствовалось, что здешние люди по менталитету мало отличаются от москвичей или от кинешемцев. Посмотрели не только по сторонам, но и друг на друга. Оба на шестой день путешествия были обросшие, похудевшие, с обветренными лицами. Я руки обморозил, Саня - лицо.
Поехали дальше. По мере продвижения к Москве продолжало теплеть: в Ярославле было уже около 35 градусов ниже нуля. И это, надо сказать, прекрасно: столь умеренный мороз позволил ехать в машине без пуховика и даже держать печку не на максимальном режиме. Да и рулевое управление начало потихоньку отходить от своего замороженного состояния, а самое главное - перестал капризничать двигатель. От этого возникла некоторая эйфория. В Переславле-Залесском на заправке я выскочил на улицу без пуховика, в одной кофте. Правда, сразу поёжился и сказал заправщику:
- Ух, холодно у вас!
- Тридцать пять градусов мороза! - ответил тот.
- Мы сегодня с утра заводились в 44 градуса.
- Ого! А где это было?
- В Вельске.
- А где ночевали - в гостинице возле поста ДПС?
- Да... А как вы догадались?
- Там всегда холоднее, низина же, река рядом! Я сам из тех краёв, из Няндомы родом.
Даже переславский заправщик знает, что возле гостиницы "Уют" всегда немного холоднее, чем в самом Вельске и в окрестностях - только мы не знали. Может, если бы ночевали в самом Вельске - и осилили бы запустить двигатель.
До Москвы доехали легко и быстро. Саша честно не спал и поддерживал бодрый разговор - уже не о политике, но это всё равно не давало мне даже ощутить сонливость. В ближайшем Подмосковье и в Москве было совсем тепло - то ли 30 градусов мороза, то ли ещё теплее. Я с удовольствием ощущал, что Ховер окончательно оживает: двигатель работал, как часы, руль крутился легко - и даже педали тормоза и сцепления после выжимания стали возвращаться в исходное положение. Завёз домой Сашу, он взял рюкзак и со словами: "Неплохо покатались!" - попрощался и пошёл отдыхать. К своему дому я подъехал уже во втором часу ночи. После вельского мороза на улице казалось совсем тепло, воздух даже не обжигал внутренности при дыхании. Я бодро разгрузил вещи, сбегав пару раз от машины до квартиры и обратно, по-прежнему совершенно не чувствуя сонливости. Пришёл домой, напился воды, утоляя дорожную жажду. И только в этот момент нервное возбуждение куда-то улетучилось, на меня навалилась страшная усталость. Я и улёгся сразу спать.
На этом наше северное путешествие было завершено. Но такое длинное повествование о нём нуждается в эпилоге.
Оглавление
P.S. Пост в Инстаграме, посвящённый нашему знакомству с аномальным арктическим морозом, как обычно, появился раньше этой записи: