Найти тему
В погоне за эмоциями

Мезенская одиссея. Глава XIV. Красногорский монастырь и Святой ручей

Выехав из Пинеги, мы направились дальше в сторону Архангельска, двигаясь по дороге на юг и немного на запад. На выезде из посёлка увидели ещё одну АЗС (вроде бы действующую). Да, после глухих лесных дорог и зимников мы попали в относительную цивилизацию. На АЗС в Пинеге был 95-ый бензин, после Пинеги уже практически везде присутствовала сотовая связь. Дорога по-прежнему шла широкая, хорошо почищенная. Правда, шла она вдоль реки и была извилистая, поэтому мы ехали со скоростью 60 км/ч. Относительная цивилизация проявлялась ещё и в том, что не нужно было наматывать сотню километров до очередной достопримечательности. От Пинеги до Красногорского Богородицкого монастыря меньше 15 километров. Вскоре мы свернули с трассы и по извилистой дорожке начали одолевать подъём, пока не въехали в деревню Красная Горка и не остановились перед каменным зданием церкви Грузинской иконы Божией Матери.

Монастырь был основан аж в 1606 году. Икона Грузинской Божией Матери была перенесена туда в 1629 году. Одноимённую церковь (единственную из сохранившихся монастырских храмов) построили в начале XVIII века. На территории монастыря был похоронен князь В.В. Голицын, сосланный в эти края Петром Первым после отстранения от власти царевны Софьи. Интересно, что князь Голицын жил в ссылке, в частности, в Мезени, Кевроле и Пинеге (где и умер). После революции монастырь был закрыт, на его территории функционировал психоневрологический интернат. В здании церкви работала котельная.

-2

Я читал, что на колокольню церкви можно подняться. Снаружи к зданию приставлена деревянная лестница, но дальше неё входа нет. Вход в колокольню я нашёл с внутренней стороны, почти полностью занесённый снегом. Внутри, на нижнем этаже - остатки оборудования котельной.

-3

Наверх ведёт узкая каменная лестница с полуразрушенными ступенями. Чтобы не переломать ноги, лучше держаться за стены.

-4

Дальше ведёт массивная деревянная лестница.

-5

Её я сфотографировал уже на обратном пути, когда возвращался за потерянной шапкой, которую и нашёл на лестнице. Ещё раз посетовал, что гражданский пуховик крайне неудобен для подобных упражнений. Пока лазил по колокольне, из переполненных карманов вывалились вот эта шапка и электрошокер. Конечно, и то и другое я потом нашёл - но всё равно неприятно. С другой стороны, если бы я путешествовал в ватнике с надетым поверх разгрузочным жилетом с многочисленными подсумками - это, конечно, было бы удобно, но местные жители смотрели бы на меня странно.

По лестнице я добрался до вершины колокольни. Наверху свистел ветер, доски деревянного пола скрипели под ногами, на полу был наметён снег.

-6

Но виды на окрестности открывались отличные. С колокольни было видно Пинегу-реку.

А также Красную Горку и одиноко стоящий внизу Ховер.

Посмотрев на окрестности, я спустился вниз к Саше, которому за это время снова довелось пообщаться со сворой местных собак. Сели мы в Ховер и поехали дальше, радуясь теплу салона автомобиля. Километров через пять остановились на расширении проезжей части, от которого вела тропа в лог Святого ручья. Автомобилей там стояло довольно много, людей ходило тоже много. В этом тоже был контраст нижнего течения Пинеги по сравнению с местностью близ Вашки и Мезени, да и даже по сравнению со Средним Пинежьем. Здесь было гораздо больше туристов: сказывалась близость цивилизации (сюда доехать возможно круглый год, без всяких паромов и ледовых переправ), а ещё высокая концентрация природных достопримечательностей в одном месте. Одной из этих достопримечательностей и был лог Святого ручья.

Мы Вышли из Ховера и пошли по широкой натоптанной тропе. Впрочем, увидев на полпути узенькую, еле видную тропинку в снегу - естественно, сошли на неё: не просто же так она протоптана, наверняка куда-то ведёт. И полезли по местным склонам.

Тропинка была короткой, но очень рельефной. На подъёмах иногда приходилось карабкаться на четвереньках, а на спусках - съезжать вниз, будто с горки. А рядом с тропой встречались мини-пещеры - узкие, но с виду довольно глубокие и при этом практически вертикальные. Вот подскользнёшься или оступишься, свалишься в такую - наверно, уже никто не достанет.

Но наградой за тяготы и лишения перемещения по тропинке были сказочные виды зимнего леса. И скальной стены высотой не один десяток метров.

-11

Наконец, мы добрались до того места, куда вела тропа. В скальный массив уходила пещера, откуда раздавался мощный звук - шум подземного ручья.

-12

Я спустился вниз и сфотографировал Сашу, стоявшего наверху.

-13

На карте примерно в этом месте отмечена пещера под названием Победная. Но я ниже не полез: как-то там грязно было. Вот ещё один минус гражданской одежды: её пачкать жалко. Стал снимать видео, но вышло всего 20 секунд, потому что аккумулятор фотоаппарата от мороза разрядился. Но мощный шум подземного ручья услышать на видео можно.

Вернувшись по узенькой тропинке на основную тропу, дошли до водопада под названием Святой источник. К самому водопаду не стали спускаться: было очень скользко. Посмотрели сверху, там специальная площадка для этого есть.

-14

Внизу водопад, а сверху - опять-таки высоченная скальная стена.

-15

А неподалёку от водопада есть геокешерский тайник. Я, конечно, полез его искать. И это было очень непросто. Снега по грудь, а под снегом - огромные валуны, почти отвесные спуски и подъёмы. Тут даже снегоступы не сильно бы помогли. От тропы до тайника по прямой не больше 40 метров, но я потратил на поиски никак не меньше получаса. Саша всё это время бродил по тропе, периодически связываясь со мной по рации. Наконец, я нашёл место, где спрятан контейнер, и после нескольких минут рытья снега извлёк его. Отметился, вернул контейнер на место и снова его замаскировал. Возвращался не по своим следам, а спускался к площадке перед водопадом: спускаться, даже в полутораметровом снегу - всё-таки проще. Зато с этих валунов я сфотографировал большую отвесную стену с более удачного ракурса.

-16

На фото видно, как обмёрз по краям объектив. И мы с Сашей тоже слегка замёрзли на этом 20-градусном морозе. Я в процессе лазанья по валунам ещё и вспотел, а также слегка обморозил большой палец ноги. Когда дошли до Ховера - выпили кипятка из термоса. А я сразу же переобулся в более подходящую обувь - сапоги "Хаски С-080", так называемые "валенки XXI века". На стоянке возле тропы было по-прежнему много машин: кто-то уезжал, кто-то подъезжал. Водитель одной подъехавшей машины поинтересовался у нас, где тут стоят оленеводы. Я ответил, что оленеводы есть в Кулое.

Сели в Ховер, поехали дальше. Я даже пуховик снимать не стал: был весь мокрый, боялся простудиться. Вскоре мы проехали знаменитую турбазу Голубино, оценив её довольно немалый размах. Следом проехали Тараканий лог и Голубинский провал. Дорога в том месте перпендикулярно ушла от реки Пинеги в сторону леса, и вскоре начался практически серпантин, по поводу которого нас предостерегали в гостевом доме в Кулогоре. Фото почему-то не слишком хорошо передаёт величину уклона, но в реальности спуск в этом месте довольно крутой.

-17

Ещё через десять километров мы заехали в деревню Каргомень и посмотрели на церковь Николая Чудотворца. Эта деревянная церковь не блещет архитектурными изысками. Но построена она была аж в 1864 году. Вернее, перестроена из деревянной часовни XVIII века постройки. В 30-е годы XX века была закрыта, а примерно в 2012 году её начали восстанавливать. Видимо, восстановление было в целом успешно проведено, на крыше церкви даже водрузили крест. А приезжавший из Пинеги священник проводил в каргоменской церкви крещения, исповеди и причастия.

-18

Выехав из Каргомени, мы направились дальше на юг и немного на запад, вниз по течению Пинеги, всё ближе к цивилизации.

Оглавление

P.S. Фотографии, видеоролики и короткие заметки из новых моих путешествий раньше всех появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/