Что из себя представляют главные элементы психики человека с точки зрения духовной анатомии - ум, разум и эго.
🔘 Что такое ум, разум, эго
Ум, Разум, Эго - это элементы тонкого тела человека, или иначе говоря - психики. Полностью строение человека расписано в статье "Духовная анатомия человека".
Здесь будет подобное описание элементов, их взаимосвязи и формирование.
У каждого элемента есть своя роль и функция.
Напомню схематичное расположения элементов в тонком теле
🔹 УМ - самая внешняя оболочка тонкого тела
Функция ума - собирать информацию о внешнем мире
🔹 РАЗУМ нужен для обработки входящей информации
🔹 ЭГО - это самоотождествление
Функция эго - соединить душу и тело, чтобы человек мог осуществлять свою роль в этой жизни и выполнять свои функции
ЭГО истинное и ложное
- ИСТИННОЕ эго - это понимание своей духовной природы - я - вечная душа, я индивидуальность.
Истинное эго есть у Души всегда - и в материальном мире и в духовном, и в других видах освобождения. Когда имперсональные теории говорят, что душа после освобождения сливается с безличным Брахманов и теряет свою индивидуальность - противоречит природе Души. Такая теория противоречит истинной Веданте.
- ЛОЖНОЕ эго - эго в материальном мире - АХАНКАРА
Оболочка ложного эго формируется при рождении, чтобы вечная Душа могла отождествить себя с этим временным телом и с этим миром.
ЭГО - это кем я себя считаю, и с чем связываю, ассоциирую.
Формируется под действием информации, которая поступает из внешнего окружения с рождения: ты мальчик, твое имя такое, мальчики не плачут, ты русский, это твои родные, дом, страна, одежда, ценности, религия и тд.
Когда эго начинает отождествлять себя с этим телом (я - это тело), начинает присваивать себе все, что этому телу принадлежит. Именно Эго в человеке делит все на "моё - не моё".
Так идет идентификация и принадлежность ко всему, что есть в этом мире: семья, пол, раса, страна, вкусы, мнения, мысли и тд.
И далее, что из этого получается, как проявляется в жизни, на что влияет - вот в этой статье "ЭГО И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ"
🔘 Функции и взаимодействие элементов в теле
Схема движения информации по элементам тонкого тела (психики) такая:
1. Информация из материального мира к человеку поступает через УМ, так как ум - самая внешняя оболочка, и именно она взаимодействует с внешним миром через материальное тело. Ум воспринимает и обрабатывает все через 5 органов чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.
2. Далее Ум делит это на "нравится – не нравится",
И так создает некий банк впечатлений, и далее в жизни все фильтрует через них: принимает приятное чувствам и отвергает неприятное.
3. все это Ум направляет в Эго и Разум.
РАЗУМ строит стратегии по достижению желаний ума. Поэтому очень многое зависит от качества ума. В Бхагавад-гите сказано, что ум может быть человеку другом, а может быть врагом.
В идеале Разум должен управлять умом и оберегать человека (душу) - принимать полезные вещи и отвергать вредоносные, нравятся они чувствам или нет (лекарство горькое, но нужно его выпить)
Но если управляет Ум - то Разум подчиняется ему - и так он уже направлен не на пользу, а на то - как найти то, что хочет ум - получать удовольствия.
Пример:
Девушка захотела новую сумочку, а денег нет - желания ума.
Здесь разум может работать в 2 направлениях:
- сказать: я не буду это покупать, раз нет денег - если ум под контролем разума.
- искать, где можно раздобыть денег, занять, взять в кредит - если разум подчинен уму (эмоциям, желаниям). Если к уму подключится Эго, прибавится еще идея - ты достойна всего лучшего!
Примеры, в которых Разум подчинен уму, и работает во вред личности.
1. разум алкоголика ищет способы добыть новую бутылку, хотя по хорошему должен остановить его.
2. разум вора - как ограбить и избежать наказания.
Еще одно проявление подчиненного разума - оправдание своим привязанностям во вкусах и привычках:
мясо - полезно и вкусно, вино - очищает кровь, курить - модно, жареное - вкусно, фильмы ужасов - интересно; что естественно - то не безобразно, бьет - значит любит, бить детей - это воспитание, если Бог не исполняет мои хотелки, значит его нет. ну и так далее...
Чтобы включился Разум - Ум нужно успокоить.
Когда человек на эмоциях или в страхе (это всё продукты ума), он действует неразумно, а когда успокаивается - понимает, что можно было поступить иначе.
Поэтому просят не паниковать, дышать, успокоиться прежде, чем принимать решения - это нужно как раз, чтобы сменить бразды правления с Ума на Разум.
🔘 Для того, чтобы разум был сильнее, нужно:
✅ Ум - воспитывать, тренировать и очищать
- через различные техники: медитации, мантры, пранаямы
- исключать "пустой" контент, глупые фильмы и видяшки, вещи, наполненные негативными тяжелыми эмоциями (драмы, новости, ужасы), проводить время с пользой и тд
✅ Разум развивать - учиться критически мыслить, развивать логику, получать знания, повышать уровень сознания, и подниматься в гуну благости.
Разум должен получать необходимые знания и уметь ими оперировать. Он не должен ни слепо принимать информацию, ни слепо отвергать. За это отвечает функция разума "различать"
"Того, кто, обуздав чувства и держа их в повиновении, сосредоточивает ум на Мне, называют человеком с устойчивым разумом" (Бхагавад-гита. 2.61)
🔘 АНАЛОГИИ для понимания ума, разума и эго.
1. СНЫ
Чтобы понять, что такое ум, и как его отделить от разума - вспомните свои сны, и то, как мы их рассказываем ))
Когда мы видим сон, нам все кажется логичным, но когда начинаем рассказывать уже проснувшись, мы не можем состыковать факты, и начинается: "ну как-будто, вроде как, что-то похожее, я не знаю, как это объяснить и тд"
Дело в том, что во сне наш разум спит (это его функция), а ум действует всегда. И все, что там происходит - это игры ума, и у него нет никаких преград. Ровно так же, как в уме мы можем за секунду оказаться где угодно.
Когда мы рассказываем сон, мы уже пользуемся разумом, и нам многое кажется странным и не логичным, что мы объяснить не можем
2. Душа сидит в колеснице материального тела,
в Ведах приводится такая аналогия с колесницей
где:
- Душа – пассажир, она дает заказ Разуму
- Разум – возница, который управляет колесницей и конями
- Кони – 5 основных чувств, которые все в разные стороны рвутся
- Ум - вожжи, через которые Разум управляет конями (чувствами)
и вот тут - кто кого победит - кони понесут, куда хотят, или возница сможет их удержать, и направить, куда надо.
Но чаще всего в жизни побеждают наши "кони" ))
Для того, чтобы кони слушались и не убегали - они не должны быть голодными, их обязательно нужно питать, иначе они сорвутся и понесут. Разум решает, что и когда они будут есть, но если дать право коням, они будут есть, что хотят.
Если применить эту аналогию к жизни, то например, если дать право уму принимать решения, то он будет весь день втыкать в телефон, есть вкусняшки и кайфовать. Ум должен действовать под управлением разума, как ребенок под присмотром взрослого - вот это можно смотреть, это уже не стоит.
3. Архетипы: ребенок, подросток, взрослый
🔹 УМ - неразумный капризный ребенок
Его не интересует ничего, кроме его желаний, комфорта и развлечений.
Представьте маленького ребенка на научной лекции или серьезном фильме - ему скучно, неинтересно, непонятно. Он будет конючить, капризничать, убегать, заниматься своими делами, которые соответствуют его уровню развития. Ему все равно, что это полезно и нужно.
Выбор между развлечением и более полезными делами - очевиден.
Ум всегда выбирает то, что проще, веселее и понятнее - то есть приносит чувственные удовольствия.
Чем меньше мы уделяем внимание детям (уму), тем больше они его требуют.
Если ребенок захотел новую игрушку, ему бесполезно объяснять, что нет денег, дорого, не практично и тд, потому что у ребенка еще не развит разум, который может все это осознать и переварить. Так и человек, живущий на уровне ума, ведомый его желаниями получать только приятные вещи чувствам, не сможет осознавать разницу между "хочу и надо".
🔹 ЭГО - бунтующий, неуравновешенный подросток,
- он возомнил себя взрослым - я сам решаю, все знаю и все сам могу.
- Он очень обидчив и остро на все реагирует.
- Его бесполезно учить, воспитывать, призывать к разуму.
- Если он сам не даст добро на что-то, он это не примет. Иначе можно нарваться на тумаки либо выражение агрессии.
- А еще он думает, что мир крутится вокруг него.
🔹 РАЗУМ - взрослый человек, родитель
который в зависимости от своей силы и квалификации - либо поддается и подчиняется детям, либо управляет ими.
4. Плохая компания
компания "плохих парней", в которую затесался более разумный, но ведет себя, как все.
В компании всегда есть человек, который может сказать - слушайте, это неправильно, так не надо! Но может подчиниться большинству и творить глупости.
Это голос Разума.
Все зависит от его внутренней силы, смелости и цели.
это моя личная интерпретация, которая, на мой взгляд, помогает понять суть этих элементов, чтобы понимать - кто я сейчас? из какого своей части я действую, мыслю и принимаю решения?