Найти в Дзене

Ум, Разум, Эго - формирование, роль и взаимосвязь

Оглавление

Что из себя представляют главные элементы психики человека с точки зрения духовной анатомии - ум, разум и эго.

🔘 Что такое ум, разум, эго

Ум, Разум, Эго - это элементы тонкого тела человека, или иначе говоря - психики. Полностью строение человека расписано в статье "Духовная анатомия человека".

Здесь будет подобное описание элементов, их взаимосвязи и формирование.

У каждого элемента есть своя роль и функция.

Напомню схематичное расположения элементов в тонком теле

расположения элементов в тонком теле
расположения элементов в тонком теле

🔹 УМ - самая внешняя оболочка тонкого тела

Функция ума - собирать информацию о внешнем мире

🔹 РАЗУМ нужен для обработки входящей информации

🔹 ЭГО - это самоотождествление

Функция эго - соединить душу и тело, чтобы человек мог осуществлять свою роль в этой жизни и выполнять свои функции

ЭГО истинное и ложное

  • ИСТИННОЕ эго - это понимание своей духовной природы - я - вечная душа, я индивидуальность.

Истинное эго есть у Души всегда - и в материальном мире и в духовном, и в других видах освобождения. Когда имперсональные теории говорят, что душа после освобождения сливается с безличным Брахманов и теряет свою индивидуальность - противоречит природе Души. Такая теория противоречит истинной Веданте.

  • ЛОЖНОЕ эго - эго в материальном мире - АХАНКАРА

Оболочка ложного эго формируется при рождении, чтобы вечная Душа могла  отождествить себя с этим временным телом и с этим миром.

ЭГО - это кем я себя считаю, и с чем связываю, ассоциирую.

Формируется под действием информации, которая поступает из внешнего окружения с рождения: ты мальчик, твое имя такое, мальчики не плачут, ты русский, это твои родные, дом, страна, одежда, ценности, религия и тд.

Когда эго начинает отождествлять себя с этим телом (я - это тело), начинает присваивать себе все, что этому телу принадлежит. Именно Эго в человеке делит все на "моё - не моё".

Так идет идентификация и принадлежность ко всему, что есть в этом мире: семья, пол, раса, страна, вкусы, мнения, мысли и тд.

И далее, что из этого получается, как проявляется в жизни, на что влияет - вот в этой статье "ЭГО И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ"

🔘 Функции и взаимодействие элементов в теле

Схема движения информации по элементам тонкого тела (психики) такая:

1. Информация из материального мира к человеку поступает через УМ, так как ум - самая внешняя оболочка, и именно она взаимодействует с внешним миром через материальное тело. Ум воспринимает и обрабатывает все через 5 органов чувств: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус.

-3

2. Далее Ум делит это на  "нравится – не нравится",

И так создает некий банк впечатлений, и далее в жизни все фильтрует через них: принимает приятное чувствам и отвергает неприятное.

3. все это Ум направляет в Эго и Разум.

РАЗУМ строит стратегии по достижению желаний ума. Поэтому очень многое зависит от качества ума. В Бхагавад-гите сказано, что ум может быть человеку другом, а может быть врагом.


В идеале Разум  должен управлять умом и оберегать человека (душу)
- принимать полезные вещи и отвергать вредоносные, нравятся они чувствам или нет (лекарство горькое, но нужно его выпить)

Но если управляет Ум - то Разум подчиняется ему - и так он уже направлен не на пользу, а на то - как найти то, что хочет ум - получать удовольствия.

Пример:

Девушка захотела новую сумочку, а денег нет - желания ума.
Здесь разум может работать в 2 направлениях:

  • сказать: я не буду это покупать, раз нет денег - если ум под контролем разума.
  • искать, где можно раздобыть денег, занять, взять в кредит - если разум подчинен уму (эмоциям, желаниям). Если к уму подключится Эго, прибавится еще идея - ты достойна всего лучшего!

Примеры, в которых Разум подчинен уму, и работает во вред личности.

1. разум алкоголика ищет способы добыть новую бутылку, хотя по хорошему должен остановить его.

2. разум вора - как ограбить и избежать наказания.

Еще одно проявление подчиненного разума - оправдание своим привязанностям во вкусах и привычках:

мясо - полезно и вкусно, вино - очищает кровь, курить - модно, жареное - вкусно, фильмы ужасов - интересно; что естественно - то не безобразно, бьет - значит любит, бить детей - это воспитание, если Бог не исполняет мои хотелки, значит его нет. ну и так далее...

Чтобы включился Разум - Ум нужно успокоить.

Когда человек на эмоциях или в страхе (это всё продукты ума), он действует неразумно, а когда успокаивается - понимает, что можно было поступить иначе.

Поэтому просят не паниковать, дышать, успокоиться прежде, чем принимать решения - это нужно как раз, чтобы сменить бразды правления с Ума на Разум.

🔘 Для того, чтобы разум был сильнее, нужно:

Ум - воспитывать, тренировать и очищать

  • через различные техники: медитации, мантры, пранаямы
  • исключать "пустой" контент, глупые фильмы и видяшки, вещи, наполненные негативными тяжелыми эмоциями (драмы, новости, ужасы), проводить время с пользой и тд

Разум развивать - учиться критически мыслить, развивать логику, получать знания, повышать уровень сознания, и подниматься в гуну благости.

Разум должен получать необходимые знания и уметь ими оперировать. Он не должен ни слепо принимать информацию, ни слепо отвергать. За это отвечает функция разума "различать"

"Того, кто, обуздав чувства и держа их в повиновении, сосредоточивает ум на Мне, называют человеком с устойчивым разумом" (Бхагавад-гита. 2.61)

🔘 АНАЛОГИИ для понимания ума, разума и эго.

1. СНЫ


Чтобы понять,
что такое ум, и как его отделить от разума - вспомните свои сны, и то, как мы их рассказываем ))

Когда мы видим сон, нам все кажется логичным, но когда начинаем рассказывать уже проснувшись, мы не можем состыковать факты, и начинается: "ну как-будто, вроде как, что-то похожее, я не знаю, как это объяснить и тд"

Дело в том, что во сне наш разум спит (это его функция), а ум действует всегда. И все, что там происходит - это игры ума, и у него нет никаких преград. Ровно так же, как в уме мы можем за секунду оказаться где угодно.

Когда мы рассказываем сон, мы уже пользуемся разумом, и нам многое кажется странным и не логичным, что мы объяснить не можем

2. Душа сидит в колеснице материального тела,

в Ведах приводится такая аналогия с колесницей

где:

  • Душа – пассажир, она дает заказ Разуму
  • Разум – возница, который управляет колесницей и конями
  • Кони – 5 основных чувств, которые все в разные стороны рвутся
  • Ум - вожжи, через которые Разум управляет конями (чувствами)

и вот тут - кто кого победит - кони понесут, куда хотят, или возница сможет их удержать, и направить, куда надо.
Но чаще всего в жизни побеждают наши "кони" ))

Для того, чтобы кони слушались и не убегали - они не должны быть голодными, их обязательно нужно питать, иначе они сорвутся и понесут. Разум решает, что и когда они будут есть, но если дать право коням, они будут есть, что хотят.
Если применить эту аналогию к жизни, то например, если дать право уму принимать решения, то он будет весь день втыкать в телефон, есть вкусняшки и кайфовать. Ум должен действовать под управлением разума, как ребенок под присмотром взрослого - вот это можно смотреть, это уже не стоит.

-4

3. Архетипы: ребенок, подросток, взрослый

🔹 УМ - неразумный капризный ребенок

Его не интересует ничего, кроме его желаний, комфорта и развлечений.

Представьте маленького ребенка на научной лекции или серьезном фильме - ему скучно, неинтересно, непонятно. Он будет конючить, капризничать, убегать, заниматься своими делами, которые соответствуют его уровню развития. Ему все равно, что это полезно и нужно.

Выбор между развлечением и более полезными делами - очевиден.

Ум всегда выбирает то, что проще, веселее и понятнее - то есть приносит чувственные удовольствия.

Чем меньше мы уделяем внимание детям (уму), тем больше они его требуют.

Если ребенок захотел новую игрушку, ему бесполезно объяснять, что нет денег, дорого, не практично и тд, потому что у ребенка еще не развит разум, который может все это осознать и переварить. Так и человек, живущий на уровне ума, ведомый его желаниями получать только приятные вещи чувствам, не сможет осознавать разницу между "хочу и надо".

🔹 ЭГО - бунтующий, неуравновешенный подросток,

  • он возомнил себя взрослым - я сам решаю, все знаю и все сам могу.
  • Он очень обидчив и остро на все реагирует.
  • Его бесполезно учить, воспитывать, призывать к разуму.
  • Если он сам не даст добро на что-то, он это не примет. Иначе можно нарваться на тумаки либо выражение агрессии.
  • А еще он думает, что мир крутится вокруг него.

🔹 РАЗУМ - взрослый человек, родитель

который в зависимости от своей силы и квалификации - либо поддается и подчиняется детям, либо управляет ими.

4. Плохая компания

компания "плохих парней", в которую затесался более разумный, но ведет себя, как все.

В компании всегда есть человек, который может сказать - слушайте, это неправильно, так не надо! Но может подчиниться большинству и творить глупости.

Это голос Разума.

Все зависит от его внутренней силы, смелости и цели.

это моя личная интерпретация, которая, на мой взгляд, помогает понять суть этих элементов, чтобы понимать - кто я сейчас? из какого своей части я действую, мыслю и принимаю решения?

-5