Найти тему

ВЕДЫ и как в них ориентироваться

Оглавление

Эта статья поможет понять и разложить по полочкам это объемное слово ВЕДЫ - откуда столько разных течений и информации - что тут правда, и вот что верить?

ВЕДЫ - это ЗНАНИЯ, отсюда слово ведать - знать. Поэтому предлагаю изначально подойти к понятию Веды, как знаниям, а не виду религии.

Веды - многоуровневая система знаний и писаний, предназначенная для разного уровня людей, чтобы каждый мог найти что-то для себя исходя из его уровня обусловленности, интересов и желаний. Таким образом, Ведические знания можно представить в виде пирамиды знаний, где каждый уровень имеет свою силу и роль, но не равнозначен другим.

Ведические знания имеют свою строгую иерархию.

Этот же принцип отражен в системе образования - знания в институте - выше и объёмнее школьной программы.

В этой пирамиде и будем разбираться в этой статье

Краткое содержание статьи:

  • Возраст Вед
  • Структура Вед - из чего состоят, что к чему относится
  • Веды и Веданта - в чем отличие
  • Карма-канда и ритуалы - основа Вед
  • Ведическая картина богов
  • Высшая Личность Бога, Высший Разум
  • Почему Бог в Ведах скрыт, и что это значит
  • Изучение Вед - с чего начать
  • Принцип Гуру-парампары
  • Шримад-бхагаватам - зрелый плод на древе Вед
  • Самбандха гьяна - как основа ведических знаний
  • Многовариантность теорий
  • Уникальность ведических знаний
  • Самбандха-абхидея-прайоджана и 4 цели жизни
  • Веды, наука и религия
  • Веды, Индия и вайшнавы
  • Шрила Прабхупада и Сознание Кришны

Для лучшего понимания данной темы, рекомендую ознакомиться также с параллельной статьей Структура Вед, которую я вынесла в отдельную статью, чтобы не перегружать эту, и она является неотъемлемой частью данной статьи

🔘 ВОЗРАСТ ВЕД

Веды - самые древние знания во Вселенной. Они существуют вечность, а значит не имеют начала и конца.

Веды были расшифрованы и записаны в письменном виде чуть более 5000 лет назад мудрецом Вьясадевой. Из-за этого факта существует ошибочное мнение, что они появились в тот момент. Записаны не равно созданы!

Мало кто понимает суть того, почему и как они были ЗАПИСАНЫ.

Современный человек автоматически думает так, что раз записали, значит "придумали и сразу записали", но относительно Вед - это не верное утверждение. Раньше в ведические времена не было необходимости заниматься записями - люди воспринимали всё на слух и просто запоминали на память, так же и передавали. По этой причине духовные учителя имели огромное значение и ценность, потому что больше нигде и никак нельзя было получить знания, только от учителя, и нужно было заслужить право быть учеником. Поэтому самый первый раздел Вед называется - ШРУТИ - УСЛЫШАНО. А вот для нас, людей Кали-юги, как раз записали, чтобы мы могли изучать и пользоваться.

Тут нужно еще понимать ведическое летоисчисление, которое состоит из 4 эпох (юги) - сатья, трета, двапара и кали. И главная особенность нашей эпохи кали-юги - идет деградация человеческого сознания, и одновременное развитие технического прогресса. Это отдельная большая тема.

Подробности о нашей эпохи Кали-юге - отдельная статья - хит на моем канале.

🔘 СТРУКТУРА ВЕД

Веды - это огромный пласт знаний, затрагивающий все сферы жизни.

Веды учитывают, включают и объясняют все особенности людей, общества, эпохи и тд, и поэтому в Ведах содержатся писания для разных слоев общества, уровней сознания людей, а также целей жизни. Условно, как учебники для разных классов, или игрушки для разных возрастов, которые учитывают уровень развития и интересов ребенка или ученика.

Поэтому фраза "в Ведах написано" весьма неоднозначна - где именно? для кого? Кто и кому сказал, и в каком контексте? Это становится важным, когда люди начинают спорить о том, что же является истиной, и чему стоит следовать. Эту тему я расписала во второй статье по Структуре. Кроме основной структуры писаний также в статье приведены другие элементы, которые имеются в Ведах, и по которым можно их делить и рассматривать - откуда и почему берутся разные взгляды, течения и философия из единых Вед - двайта и адвайта, имперсонализм и монизм, 3 аспекта Абсолюта, и 3 основных уровня пирамиды Вед - карма, гьяна и бхакти.

Вообще для этой статьи, чтобы лучше ложилась информация, в идеале познакомиться с одной из важных тем и структур - карма, гьяна и бхакти, описанных с статье "Лестница йоги"

схематично основная структура выглядит вот так:

-2

Красным выделены главные писания в каждом разделе - это самые важные писания Вед, в которых вся суть Веданты:

Но не все изучают Веданту, и не все ссылаются на эти писания и изучают их, дальше узнаете почему

🔘 ВЕДЫ И ВЕДАНТА

Изучать Веды не равно изучать Веданту

Веданта - вершина пирамиды Вед, многие просто не доходят до нее, не всем она интересна.

Почему?

Как мы уже разобрали в статье по структуре Вед, в них есть писания для разных категорий людей с разной обусловленностью. Людей в жизни интересуют разные вещи, и Веды - как отражение этого, дают всем то, что им интересно.

В статьях про "лестницу йоги" (карма, гьяна и бхакти) и "уровни сознания" этот вопрос рассматривался подробнее - в чем именно выражается разность людей.

🔘 КАРМА-КАНДА и ритуалы - основа Вед

Из чего делаем вывод, что основная часть людей живет на уровне Карма-йоги - поэтому основная часть Вед - это КАРМА-КАНДА, и ее условно 80% всех Вед.

Кто такие КАРМИ - люди, для которых рекомендован раздел Карма-канда - описано в теме карма-йоги.

Карма-йоге следуют люди благочестивые, они хотят жить в рамках установленных Богом правил, жить в гармонии со Вселенной. И эти правила и рекомендации как раз описаны в Карма-канде.

КАРМА-КАНДА - это как улучшать качество своей материальной жизни, живя по законам Бога/Вселенной, за это получать хорошую карму, и наслаждаться ее плодами.

То есть основная часть Вед - это РИТУАЛЫ - как правильно совершать различные церемонии, чтобы получить различные блага.

Эта часть, в принципе, всем знакома так или иначе: как правильно провести свадьбу/венчание, похороны, поклонения богам, предкам, как ставить свечку и когда, какие молитвы читать, как проводить различные религиозные праздники и тд. Наши писания основных современных религий относятся к карма-канде - как правильно жить, чтобы попасть в рай. А рай - это место для наслаждений. Кстати, о том, что такое Рай (Сваргалока), и где он находится - можно почитать в статье об устройстве Вселенной и ведического космоса. Эта тема тоже поможет понять структуру Вед, ибо там тоже есть этот принцип пирамиды, и ее слои и уровни прям четко расписаны.

Обычно Веды советуют людям, терпящим материальные страдания, обращаться к полубогам. Чтобы достичь определенной цели, необходимо поклоняться соответствующему полубогу. Так, больному человеку советуют поклоняться богу Солнца, тому, кто хочет прослыть ученым, надо поклоняться богине знания Сарасвати, а человеку, мечтающему о красивой жене, — богине Уме, супруге Господа Шивы. Таким образом, шастры содержат предписания, связанные с поклонением различным полубогам. Когда человек хочет тех или иных мирских благ, Господь побуждает его обратиться к соответствующему полубогу, и так он получает желанное благословение. (БГ 7.21 комментарий)

Ведическая картина мира - богоцентрическая, то есть Бог - в основе, в центре, и все с Ним связано. Благочестивые люди, изучающие шастры, понимают это. Поэтому Ведам в принципе не могут следовать те, кто не верит в Бога, либо борются с ним.

🔘 Ведическая картина богов

немного сложнее той, к которой привык западный человек. Непосвященный считает такую картину многобожием, хотя она, что ни на есть - монотеистическая. Принцип у нее такой же, как в схеме - президент и его министры, наместники, выполняющие каждый свои функции. Но эта система становится ясной только при изучении Веданты, в Ведах этого нет.

Есть один Главный Бог - Верховная Личность Бога, которого называют разными именами - Вишну / Кришна / Нараяна. Или есть такое общее понятие, как БХАГАВАН - тот, кому все принадлежит.

Все остальные боги - это Его экспансии либо энергии, поэтому все подчиняются Ему. У каждого своя роль и функции. На санскрите их называют ДЭВЫ, а на русский язык это слово переводят не очень красивым словом "ПОЛУБОГИ", ну тут уж как есть.

И люди, и полубоги зависят от воли Верховного Господа, поэтому без дозволения свыше человек не может поклоняться полубогу, так же как и полубог не может дать ему благословений. Говорится, что без дозволения Верховной Личности Бога и травинка не шелохнется.

Человек вправе сам выбирать - кому он хочет поклоняться - полубогам или сразу Всевышнему. Но у каждого уровня есть свои особенности, требования, ритуалы и тд.

Если человеку главное, чтобы решился его материальный вопрос, и его может решить личность, уполномоченная на это, зачем беспокоить главного начальника? тем более что пробиться к нему явно сложнее, либо требует определенной квалификации, которой нет. Это то, почему для карми (тот кто выбирает карма-йогу) Веды рекомендуют обращаться к полубогам.

В понимании этого и заключается основная тема Вед.

🔘 Верховная Личность Бога

Ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣шн̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ ана̄дир а̄дир говиндах̣ сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам. (Брахма-самхита 5.1)

Кришна — Господь Говинда, Верховный Повелитель, чье тело духовно, вечно и исполнено блаженства, Он - причина всех причин, Сам не имеющий причин (Он источник всего сущего, но у Него Самого нет источника)

"Будучи трансцендентным и величайшим, Я выше и тех, кто подвержен изменениям, и неизменных. Поэтому и в мире, и в Ведах Меня славят как Верховную Личность". БГ 15.18

"Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа верховного повелителя всего сущего" БГ 9.11

🔘 Бог в Ведах скрыт

В классических Ведах можно встретить множество богов-полубогов, но Верховная Личность Бога там в таком явном виде отсутствует. Почему так? Потому что в Нем там нет нужды - там другие цели и интересы. Тут будет понятнее, если знать суть "лестницы йоги".

Чтобы до Бхагавана дошли только те, кто реально хочет с Ним общаться, остальных он перенаправляет к другим своим формам, через другие философии и знания, которые им ближе.

БГ 7.3: Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня.

🔘 ВЕДАНТА

Знания о Верховном Боге даются только в Веданте - и в этом главное отличие Веданты от остальных писаний Вед.

Веданта заключена в писаниях, которые изучаются на уровне БХАКТИ, эти высшие знания называют "раджа-видья" - царь всех знаний.

Даже если человек — великий ученый или философ, пока он не встанет на путь преданного служения Господу, он не сможет постичь Кришну таким, какой Он есть. 

«Кришну невозможно постичь с помощью грубых материальных органов чувств. Но Он Сам открывает Себя Своим преданным, довольный их трансцендентным любовным служением Ему» (Бхакти- расамрита-синдху, 1.2.234).

Условно схема такая:

Веды говорят: хочешь удачи в бизнесе - поклоняйся Ганеше, если такое желание - вот такой ритуал (примеры выше описаны). И в принципе, людям этого достаточно, поэтому они сильно не погружаются в изучение духовной науки Вед. И только тот, кто пойдет дальше в изучение Веданты, узнает, что выше этих полубогов находится Главный Источник всех энергий - Верховная Личность Бога - Вишну / Кришна. А выше цели жизни для удовлетворения своих материальных потребностей и желаний, есть духовная цель жизни.

Бхагавад-Гита стихи 42-43

"Людей со скудными знаниями очень привлекает цветистый язык Вед, которые призывают их совершать различные кармические обряды и ритуалы, чтобы подняться на райские планеты, родиться в богатой и знатной семье, обрести могущество и многое другое. Стремясь к чувственным удовольствиям и роскошной жизни, такие люди говорят, что нет ничего превыше этого". БГ 42-43

Комментарий к стиху:

"Большинство людей не слишком разумны и по невежеству прельщаются кармической деятельностью, предписанной в разделе Вед, который называется карма-канда. Предел их мечтаний — вкушать чувственные удовольствия, наслаждаясь жизнью на райских планетах, где текут реки хмельного напитка, где много красивых женщин и все утопает в роскоши. В Ведах описано множество различных жертвоприношений, совершая которые человек получает право попасть в рай, и невежды думают, что подобные предписания составляют суть ведической мудрости."

Но суть в другом, и Кришна это четко определяет в БГ 15.15

Цель изучения всех Вед — постичь Меня. Я истинный составитель «Веданты» и знаток Вед.

То есть цель изучения Вед - постичь Веданту, в которой раскрывается Личность Бога.

И вся система Вед выстроена так, чтобы человек придерживался тех писаний и предписаний, которые ему доступны на данном уровне обусловленности, и так потихоньку духовно прогрессировал из жизни в жизнь, так как духовное достижение не теряется при смене тел, в отличие от материальных. И так живое существо доходит до высшего понимания своего Я и его отношения с Верховным Богом.

Общими чертами этот принцип изменения сознания показан на схеме "лестницы йоги". А далее приведу стихи из "Бхагавад-Гиты как она есть":

БГ 2.45 комментарий:

"Все живые существа в материальном мире ведут изнурительную борьбу за существование. Чтобы научить их жить в этом мире и указать путь к освобождению из материального плена, Господь, сотворив мир, дал им Веды. Сначала живое существо посвящает себя деятельности ради чувственных удовольствий, описанной в разделе карма-канда, а завершив этот этап, получает возможность встать на путь духовного самопознания, описанный в Упанишадах, которые являются частями разных Вед, так же как «Бхагавад-гита» является частью пятой Веды («Махабхараты»). Упанишады указывают на начало духовной жизни.

Основная часть Вед посвящена различным предписаниям, касающимся деятельности ради ее плодов. Цель этих предписаний — помочь обыкновенным людям постепенно отказаться от деятельности ради чувственных удовольствий и подняться на духовный уровень.

Поскольку Арджуна был учеником Господа Кришны, Господь советует ему сразу подняться на духовный уровень — уровень философии «Веданты», который начинается с брахма-джигьясы, или вопросов о высшем духовном начале. (БГ 2.45 комм.)

Поэтому говорится, что тот, кто постигает Веданту на уровне бхакти - высшем уровне познания философии Вед, не нужна эта ритуальная часть, потому что в полном уже содержится все остальные части, как поливая корень растения, пользу получают все его части.

БГ 2.46. Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед - обретает все описанные в них блага.

Комментарий к стиху:

"Итак, чтобы постичь высшее назначение Вед, надо быть достаточно разумным, не ограничиваться совершением ведических ритуалов и не стремиться вкусить изысканных удовольствий на райских планетах. Никто из людей этого века не способен исполнять все ведические ритуалы, равно как и досконально изучить «Веданту» и Упанишады. Чтобы выполнить все предписания Вед, требуется очень много времени, сил, знаний и средств. В нынешний век это едва ли возможно. Однако высшей цели ведических предписаний можно достичь, просто повторяя святое имя Господа. В век Кали большинство людей слишком глупы и невежественны, чтобы быть способными понять философию «Веданты». Лучший способ достичь ее высшей цели — повторять без оскорблений святое имя Господа"

Об этом я подробнее рассказала в статье "Жертвоприношение" - это те самые ритуалы, предписанные Ведами - какие бывают и для чего нужны, а также то, что воспевание Святого Имени - единственно действующее средство для людей Кали-юги.

🔘 Время - место - обстоятельство

Веды рекомендуют изучать знания и применять их по принципу "Время - место - обстоятельство"

Нужно подходить разумно ко всему, и понимать - когда и что может быть применено, когда и для кого сказано и тд.

Например, правила, описанные в Ведах для санньяси, не применимы в наши дни. В Ведические времена санньяси уходили проповедовать по миру, они ходили по домам, получали еду и давали знания. Сейчас же для проповеди нужно использовать более разумные инструменты. Важно взять принцип процесса, содержание, а не форму.

О важности отличать форму и суть, не потерять одно за другим

🔘Веды изучаются ведическим путем / ГУРУ-ПАРАМПАРА

Это такой закон, который заключается в том, что духовные знания получают только через Духовного учителя, особенно, что касается Самого Бога.

Чтобы духовные знания шли без искажений, они должны строго передаваться по принципу Гуру-парампары.

ГУРУ-ПАРАМПАРА - цепь духовных учителей, принцип передачи знаний от учителя к ученику, то есть знания идут сверху (парам) - вниз.

В парампаре каждый передает только то, что получил сам, не добавляя и не убавляя ничего. Таким образом духовные знания максимально сохраняются. Это называется "находиться в традиции".

Духовные знания - это не та сфера, где человек может разобраться сам, и дело не в его умственных способностях. По парампаре не просто передаются знания формально, но и трансцендентная духовная сила.

Иначе под прикрытием любого священного писания можно просто излагать свои мысли и теории, но такие люди и книги не несут духовную силу и заряд для людей, и не меняют жизни. Но именно это в нашем мире максимально распространено.

Принцип Парампары существует, как важный элемент, только в ведической традиции, и сохранился только в Индии, поэтому "индийские веды" сохранились лучше всего, хотя тоже претерпевают большие изменения.

Изначально эта цепь начинается с Верховной Личности Бога, и когда этот импульс угасает, Господь приходит и дает новый толчок, так было и 5000 лет, когда Кришна в очередной раз поведал миру Бхагавад-Гиту, о чем в ней же и говорится:

глава 4, стихи 1 - 3

Верховный Господь Шри Кришна сказал: Я открыл эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван поведал ее Ману, отцу человечества, а Ману в свой черед поведал ее Икшваку. (Здесь кроме принципа парампары, говорится еще и о том, что БГ не в первый раз озвучивается, даже просто если взять эти имена - это миллиарды лет).

Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и ее постигали праведные цари. Но с течением времени цепь учителей прервалась, и это знание в его первозданном виде было утрачено.

Сегодня Я открываю тебе эту древнюю науку о взаимоотношениях живого существа и Верховного Господа, ибо ты Мой преданный и Мой друг и потому способен проникнуть в тайну этой божественной науки.

🔘 С ЧЕГО НАЧАТЬ ИЗУЧЕНИЕ ВЕД

По классике рекомендуют начинать с Бхагавад-гиты. Но чтобы понять ее, а не просто читать - нужен правильный перевод и доходчивое объяснение. Поэтому есть принцип Гуру, и крайне важно - какой комментарий к стихам Бхагавад-гиты - как этот человек объясняет, расшифровывает вложенный смысл в этом коротком стихе.

Под УЧИТЕЛЕМ в данном случае нужно понимать не обязательно Гуру в классическом понимании - тот, кто дает посвящение в традицию (дикша-гуру), видов учителей в Ведах много. Когда мы выбираем Писание с чьим-то переводом и комментарием, он для нас - главный учитель в данной теме.

Для получения знаний нужно слушать возвышенных преданных, тех, кто уже разобрался в духовной науке и может объяснить смысл и суть. Это могут быть просто лекции в интернете - это тоже наши учителя.

Процесс слушание/шрути в Ведах - это важнейший этап, о котором подробно описала вот тут. Оно дает не только знания, но и очищение: если слушать тех, чье сознание уже очищено и находится на высшем уровне, оно подтягивает нас вверх. И тогда мы уже начинаем сами отличать, что истинно, а что ложно.

Кого и что слушать?

Когда человек много слушает, и имеет развитый разум, он со временем сам начинает сопоставлять информацию, и отметать ненужную. Тут важную роль играет то, ЧТО является этим фильтром: разум (знания), ум (чувства - нравится/не нравится/не хочу это принимать), эго (хочу, чтобы мое понимание было единственно верным), либо наша квалификация и уровень сознания, в пределах которого мы способны что-то осознавать, и могу ли я принять то, что пока за его пределами.

Как выбрать того, кого слушать - для этого я пишу свои статьи - чтобы можно было ориентироваться в море информации, чтобы уже знать признаки разных философий, и понять, какая ближе самому. Так же, с пониманием этой статьи и Лестницы йоги, будет большой фундамент для изучения Бхагавад-гиты, да и другие статьи облегчат понимание философии.

Я для себя выбрала парампару Шрилы Прабхупады - его "Бхагавад-гиту как она есть", и другие его книги. Если кому-то откликается, то можно начать с его небольших книг, особенно рекомендую "Совершенные вопросы - совершенные ответы"

А так, каждый выбирает для себя исходя из своих предпочтений, взглядов и целей жизни. Об этом всем еще будет ниже.

Парампара Гаудия-вайшнавов
Парампара Гаудия-вайшнавов

🔘 Лучший учитель Веданты - это вайшнав.

БГ 2.46: «Веданта» — это вершина всей ведической мудрости, а главным знатоком и автором «Веданты» является Господь Кришна. Поэтому самым лучшим ведантистом следует считать ту великую душу, которая черпает блаженство в повторении святого имени Господа. Вот конечная цель мистического учения Вед"

В БГ Кришна рассказывает о Себе Сам от первого лица, как о Верховном Господе. Но те, кто не готовы признать Его таковым, начинают убирать Его в своих переводах, и искажать сказанные им слова в сторону своей философии, и это накладывает отпечаток на весь смысл БГ. Такой перевод не считается истинным и авторитетным, поэтому изучать Веданту нужно только от преданных Господа. Это те, кто находится на Высшем уровне сознания, способном осознать и познать высшую форму Абсолюта - Верховную Личность Бога. И если мы получаем знания от такой личности - они будут наиболее полными и духовно наполненными (см тему 3 аспекта Абсолюта - Брахман, Параматма, Бхагаван).

В Ведах преданные Господа Вишну называются ВАЙШНАВЫ - "подобные Вишну". Вишну и Кришна - это одна и та же личность с некоторыми особенностями.

Не каждая БГ будет одинаково полезна, ибо тот кто сам не познал науку бхакти, не стал преданным, не получил милость Господа, не может передать всю силу и истину этих знаний. Ни гьяни с их философией, ни йоги с желанием познать Параматму, и тем более карми - не способны познать Высшую форму Господа и передать истинный смысл бхакти.

Никакой академический перевод, или простой философский, или перевод имперсоналистов/майявади (о них в статье "структура вед") - не считается истинным, такие знания не авторитетны и не принесут результата.

Изучать Веданту через ложного Гуру или через призму майявады - это как облизывать снаружи банку с медом - вкус не почувствуешь, но видимость сохраняется.

Примечание.

Не каждый, кто называет себя вайшнавом или последователем Вишну - является таковым. Многие просто умозрительно, понимая эту иерархию знаний, объявляют себя последователем вайшнавизма, чтобы вводить в заблуждение людей. Для этого нужно самому иметь знания, чтобы отличать лже-гуру. Но даже если не знать все признаки, я вам озвучу главный, по которому можно определить вайшнавского учителя - Шримад-бхагаватам, она же Бхагавата-пурана.

🔘 Шримад-бхагаватам - зрелый плод на древе Вед.

или как его еще называют - СЛИВКИ Вед.

Сняв «сливки» всех ведических писаний и летописей вселенной, Шри Вьясадева передал «Бхагаватам» своему сыну, самому высокочтимому среди осознавших себя душ. 1.3.41

Шримад-бхагаватам - естественный комментарий к БГ, в нем подробнейшим образом изложено все то, что вкратце описано в БГ.

ШБ - это то самое писание, в котором содержится полнейшая информация о Верховном Боге Шри Кришне, Его деяниях, творении, энергиях, проявлениях, аватарах и тд.

Многие изучают различные писания Вед, но мало кто изучает Шримад-бхагаватам, мало кто вообще переводит его, это писание считается вайшнавским, просто потому что только они изучают его, другим не интересно изучать Бога на таком уровне. Поэтому в мире мало кто по истине владеет истинными знаниями, и так много вариаций на тему.

Шримад-бхагаватам - это как верховный суд или последняя инстанция - как там написано - это и есть высшая истина.

Так же, как Верховный Господь скрыт от любопытных глаз и умов в писаниях, и он не раскрывается просто так, поэтому же не всем дается даже просто чтение ШБ. Можно, конечно, просто читать, кто запретит :) но вопрос в способности усвоить, осознать, принять, чтобы знание укрепилось в сердце и дало росток. Для это нужно иметь трансцендентный доступ к писанию, и как бы это ни звучало высокопарно, но нужно еще заслужить даже желание ео изучать. Для того, чтобы просто потянуло к Шримад-Бхагаватам, да и к Бхагавад-гите, нужно накопить бхакти-сукрити (пунья) - духовное благочестие, нужно очиститься до такого, чтобы это знание вошло и заняло место. Про духовное очищение можно почитать вот тут.

ШБ 1.3.43 комментарий: "Теперь «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», подобно факелам, освещают путь незрячим людям этого века. Иными словами, если люди века Кали хотят увидеть истинный свет жизни, они должны обратиться лишь к этим двум книгам, и тогда они смогут достичь цели своей жизни. В «Бхагавад-гите» излагается то, что следует изучить, прежде чем приступить к изучению «Бхагаватам». А «Шримад-Бхагаватам» — это суммум бонум жизни, воплощение Господа Шри Кришны. Поэтому мы должны принимать «Шримад-Бхагаватам» как непосредственное проявление Господа Кришны. Тот, кто способен видеть «Шримад-Бхагаватам», может видеть и Самого Господа Шри Кришну. Они тождественны друг другу." (ШБ 1.3.43 комментарий)

🔘 История появления ШБ

Итак, интересная история появления ШБ, показывающая ее суть.

Когда Шри Вьясадева написал все ведические писания, он чувствовал неудовлетворенность, казалось, он упустил что-то главное. Потому он обратился к своему учителю Нарада Муни, и получил такой ответ:

ШБ песнь 1, глава 5 стихи 8-9

"Ты фактически не воспел возвышенную и безупречную славу Личности Бога. Философия, не доставляющая удовлетворения трансцендентным чувствам Господа, считается бесполезной.

О великий мудрец, хотя ты очень подробно описал четыре принципа, начиная с религиозных обрядов, ты не описал величия Верховной Личности, Ва̄судевы."

Дальше идет комментарий с объяснениями ШБ 1.5.8:

"Ученый мудрец Вьясадева создал много произведений, представляющих собой более подробное изложение ведических писаний, венцом которых является философия «Веданты», но ни одно из них не посвящено непосредственно прославлению Личности Бога. Сухое спекулятивное философствование, даже о трансцендентном Абсолюте, малопривлекательно, если оно не имеет непосредственного отношения к прославлению Господа. Осознание Личности Бога — высшая ступень трансцендентного осознания. Осознание Абсолюта в форме безличного Брахмана или локализованной Параматмы, Сверхдуши, не приносит того трансцендентного блаженства, какое способно принести высшее осознание величия Его Личности". (примечание: здесь вновь про 3 аспекта Абсолюта)

Вьясадева — составитель Веданта-даршаны. Но хотя он и был ее автором, это не принесло ему мира. Какое же трансцендентное блаженство могут обрести читатели и слушатели «Веданты», если она не объяснена непосредственно ее автором, Вьясадевой? Вот почему возникла необходимость в том, чтобы сам автор «Веданта-сутры» дал ей объяснение в форме «Шримад-Бхагаватам».

В чем суть: когда человек изучит все философии, и получит все знания, он поймет, что они пресные и пустые. Есть время, когда его устраивает, что просто есть планеты, энергии и какой-то мир со своими законами, связями и тд, но приходит время, когда будет важным - а КТО за всем этим стоит? КТО источник всего этого? И так из безличного представления о Боге, что просто так устроено природой, некой Вселенной, ему захочется познакомиться с Создателем и Владельцем всей Вселенной (Пуруша). И если он не найдет такие знания, он не будет удовлетворен. Для таких людей написан ШБ - кто готов познать Самого Господа, кому интересно познавать мир, жизнь и все явления через призму Создателя.

"Я вхожу в каждую из планет, и, удерживаемые Моей энергией, они остаются на своих орбитах. Я становлюсь Луной и питаю жизненными соками все растения" БГ 15.13

На этом уровне все приобретает личностные качества - каждый кустик, речка, книга и планета - за каждым стоит какая-то Личность, все одухотворяется и оживает. И все становится частью одного большого организма, системы.

Луна дает всем растениям свой аромат и вкус, а если точнее, Высший Пуруша делает это через представителя энергии Луны. Не каждый готов вообще признать действия планет на людей, а в частности, Луны - лунный свет, календарь, приливы и отливы - все это я могу признавать просто как факт, но а если задуматься - как возможно такое влияние от простого куска материи, если за этим не стоит Сознание? Влияние любой планеты - это действие Личности, поэтому мы знаем, что в ведической астрологии за планетами стоят их божества: Луна - Чандра Дев, Сатурн - Шани Дев, Венера - Шукрачарья и тд. Но еще выше понимание - это что все они - инструменты в руках еще более Высшего Разума, который создал всю эту систему и контролирует ее таким образом, наделив полномочиями могущественные личности.

Таким образом, ШБ не призывает видеть только одного Высшего Господа, и отказаться от других Личностей, а наоборот, призывает видеть всех и вся, и дает систему, структуру, как все в мире выстроено и взаимодействует.

Для материалиста все это может показаться глупым, ненаучным, сказкой, но на самом деле, это его сознание пока не доросло до этого уровня понимания и видения, поэтому ему это кажется нереальным и несерьезным. Тот уровень взаимосвязи элементов, существующих на планете, во вселенной, который я способен осознать (мой уровень сознания) - создают мою философию жизни, на которую я опираюсь, и знания какого уровня способен принять. Об этом еще будет ниже в теме самбандха - абхидея - прайоджана.

🔘 Веды описывают ТРИ ПУТИ ПОЗНАНИЯ от грубого к тонкому:

  • ПРАТЬЯКША - ЭМПИРИКА - буквально "что перед глазами" - познание органами чувств - верю только в то, что вижу, могу потрогать - самый примитивный.
  • АНУМАНА - ЛОГИКА - через разум - не самый точный, ибо логика - не самый надежный инструмент, может быть ложная база и выводы будут ложные.
  • ШАБДА- принятие информации на веру от авторитета. ШАБДА-ПРАМАНА - авторитет священных писаний и Учителей - самый совершенный путь познания.

Ученые-материалисты пытаются найти жизнь на других планетах, но они никогда ее не найдут, ибо они ищут ту форму жизни, которая им доступна для понимания - биологическую, они руководствуются только эмпирическим методом (пратьякша). А вот шабда-прамана нам говорит, что везде есть жизнь, но в телах, соответствующих месту проживания, и тела бывают разные, в том числе только из тонкой материи, ну как привидения, например.

🔘 ВЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Основу ведических знаний составляет самбандха гьяна - знание о всевозможных взаимосвязях во Вселенной. Основа представлена на этом рисунке в виде такого треугольника, концы которого - основные элементы творения - Бог, материя и душа.

Веданта определяет истинное духовное знание так:

Совершенное знание — это знание о материальном мире, о стоящей за ним духовной природе и об источнике их обоих. Такое знание называют трансцендентным. Когда ты овладеешь им, для тебя уже не останется ничего непознанного БГ 7.2
-4

◾️ Бог представлен как Абсолютная истина в его 3 аспектах - только понимание всех трех форм дает полное понимание об Абсолюте, или Верховном Господе. От Бога исходят 2 энергии - духовная и материальная.

◾️ На материю Он воздействует энергией времени, и поэтому материя проходит 3 этапа: рождение - жизнь - увядание. Материя всегда конечна. На материю воздействует 3 энергии - гуны природы, поэтому она может развиваться в 3 направлениях - в этом заключается некий выбор.

Как устроен материальный мир более подробно

◾️ Душа в отличие от материи - вечная, но связана с Абсолютом любовью: от Него всегда идет любовь в сторону души, а от души не всегда возвращается - в этом процессе заключается отношения между ними. Когда живое существо (джива) осознает себя вечной душой, и понимает, что ее истинные потребности могут быть удовлетворены лишь в духовном направлении, она начинает идти в с торону Бога и строить с ним любовные отношения. До этого деятельность дживы направлена в сторону материи, и обусловленная материальной природой, считает себя такой же конечной, как материя (концепция "я-тело") - это и есть страх смерти.

◾️ Душа и материя связаны кармой - так Абсолют контролирует Душу в материальном мире.

"Душа и ее характеристики" и "проявление Души в материальном мире"

🔘 МНОГОВАРИАНТНОСТЬ теорий

В зависимости от того, как интерпретировать элементы данного "треугольника", возникает множество теорий, которые можно считать "родом из Вед".

Например, то, в каком аспекте воспринимается Абсолют, влияет на формирование мировоззрения - в каком направлении я буду развиваться, какое учение выберу. Каждому аспекту соответствует своя ступень "лестницы йоги", в той статье описала это вот тут

Дальше, вариации учений могут идти из восприятия Души, ее характеристик, качества, последующей жизни и тд. Примеры:

◾️ У каждого аспекта Абсолюта свои отношения с Душой. Например, если это безличный брахман, то Душе не с кем строить отношения, а освобождение души выглядит, как слияние со светом, а значит, она перестает существовать. Это философия имперсонализма, ни к чему не обязывающая человека при жизни и после.

◾️ Если Бога видим, как Личностный аспект - то Душа строит отношения с Личностью, а освобождение - это духовный мир Вайкунтха или Голока.

Отсюда же философия двайты и адвайты, монизма, нирвишеша, и тд. Вкратце описала в смежной статье вот тут.

Поэтому когда известна и понятна вся картина целиком, уже нет смысла спорить относительно ее частей, просто знаешь - откуда у чего "ноги растут", что и где в этой картине расположено, и какую роль играет.

🔘 Важный момент!

то что я способен осознать, и то что является высшим знанием - 2 разные вещи!

Именно из-за этого часто возникают конфликты идеологий - мое лучше! но это лишь реакция ЭГО. Поэтому по духовной лестнице можно расти, только успокоив и усмирив свое эго, если я не пойму, что есть что-то выше, и буду держаться за свое, я никуда не продвинусь и не вырасту. Поэтому, кто еще не знаком, для кучи предлагаю ознакомиться с темой эго, которому в Ведах уделяется огромное значение.

Всю статью мы говорили о Ведической пирамиде знаний, вершиной которой является Веданта, а ее вершиной - вайшнавская философия.

Часто я сталкиваюсь с тем, что человек, получив знания с уровня вайшнавских писаний, говорит, что это бред, как вообще можно было такое придумать! Чаще всего это люди, имеющие в арсенале только карма-канду, и Веданта - уже за пределами их сознания настолько, что вызывает отрицание, недоумение, желание оспорить. Сознание должно быть готово к получению знаний, иначе не было бы столько разных людей с их разными потребностями.

Вайшнавские нормы может принять только подготовленный разум, для этого нужно много чего изучить и осознать. Что значит осознать - это когда что-то для тебя является настолько естественным, что ты не можешь жить иначе. И эти нормы для всех разные.

Несколько норм, для того, чтобы понять, о чем речь - насколько вам легко осознать эти вещи?

корова - священное животное,

мясо ожесточает сердце, что не позволяет идти к Богу,

животное не должно жить в доме с человеком,

жить как "я душа" - не то же самое, как "у меня есть душа"

В целом все мои статьи, написанные на основе Веданты, могут стать таким проверочным инструментом.

🔘 УНИКАЛЬНОСТЬ Ведических знаний

Полная картина устройства мироздания в полной мере раскрывается и объясняется только в Ведах, а понятия карма и гуны материальной природы вообще больше нигде нет, поэтому многие вещи невозможно объяснить в других традициях. Так же больше нигде нет и того, что Бога можно принимать в 3 видах: как энергия/свет, как Высший Разум и как Личность.

🔘 ТРИ ГУНЫ материальной природы

как уже было сказано, это уникальное знание Вед, описывающее свойство материи в 3 качествах: благость, страсть и невежество.

Многие считают, что жизнь в благости и есть духовная жизнь, но пока человек зависит от какой-либо гуны, даже благости, он остается в пределах материи, а духовная жизнь - выход за пределы материи и действия гун. Вот это уже мало кто знает про гуны, что можно подняться выше гуны благости, которая выводит за пределы обусловленности материей, и истинная духовность начинается только там, а гуна благости - это как подготовительный этап, благочестивая материальная жизнь.

БГ 2.45 "В Ведах в основном говорится о деятельности в трех гунах материальной природы. Поднимись же над этими гунами, о Арджуна. Перестань зависеть от всех проявлений двойственности, избавься от стремления приобрести или сохранить что-либо в этом мире и утвердись в понимании своего истинного «я».

В этом стихе Бхагавад-гиты Кришна призывает сразу подняться на уровень бхакти, утвердившись на котором, можно выйти за пределы трех гун.

🔘 Три элемента любого процесса:

  • самбандха - связь
  • абхидея - методика
  • прайоджана - цель

  • САМБАНДХА - это знание о том, как все со всем взаимосвязано

Связи бывают разные и пронизывают все наше бытие - молекулярно-клеточные, системы жизнедеятельности, связи в обществе, мы и космос и тд.

На принципе понимания взаимосвязей выстроена вся ведическая система знаний. Основа которого представлена выше на треугольнике "самбандха-гьяна".

Важнейшим пониманием такой взаимосвязи являются отношения людей и полубогов, отвечающих за "коммунальное хозяйство" нашей Вселенной. Об этом говорили выше в разделе карма-канды, а также этой теме выделена отдельная статья ""Жертвоприношение/ягья". Это очень важная тема в понимании ведической системы.

  • АБХИДЕЯ - методика, как применить теорию на практике, процесс.

Технологии - как нужно действовать, чтобы те или иные связи укрепить либо разорвать (как выйти из-под влияния времени, как разорвать или укрепить связь с материей, как установить отношения с Абсолютной Истиной), чтобы достичь результата, который мне интересен, либо наоборот, куда меня приведет мое мышление и действия.

  • ПРАЙОДЖАНА - цель, которая достигается через процесс абхидеи.

У любого процесса и пути есть свой результат, и не все пути ведут к одной точке. Этим и хороши Веды, что объясняют эти тонкости.

Например, вопреки расхожему мнению, что любой путь приведет к Богу - это не так! приведет, но к какому Богу? И хоть "Бог один", мы говорим, но представления о Нем у всех разные, и под каждое представление у Него есть свой представитель, как например, пророк, который положил начало религии, либо Его воплощение в той или иной форме, либо экспансия Абсолюта (личностное, безличностное), либо полубоги, в чье царство тоже можно попасть (например, рай - это царство Индры, и рай - это часть материального мира, а не духовный).

Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; поклоняющиеся предкам отправятся к предкам; те, кто поклоняется духам и привидениям, окажутся в этих формах жизни; те же, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной. БГ 9.25

При этом эти рекомендации учитывают квалификацию и обусловленность человека. Поэтому в Ведах не особо используется такое понятие, как ГРЕХ. Веды не запрещают, Веды объясняют - что будет, если будешь делать так, почему так можно делать, а так нет, для кого и что будет считаться грехом - зависит от многих факторов.

Условно, если хочешь духовно развиваться - нужно начать следовать принципам гуны благости. Хочешь наслаждаться материальной жизнью - следуй карма-канде.

Есть статья, в которой я рассказываю, как уровни сознания влияют на образ мышления и жизни человека. Вот этот уровень позволяет или не позволяет осознать определенные вещи в жизни - это и есть самбандха - какие взаимосвязи я вижу, осознаю, готов понять, принять - такое у меня будет мировоззрение. Моя философия жизни, которая влияет на мои действия, исходя из осознаваемой самбандхи - это абхидея - то, как я выбираю жить. И мой образ жизни и действия ведут меня к какой-то цели (знаю я о ней или нет) - это прайоджана.

Проблема людей, не изучающих Веды, в том, что они не имеют знаний - куда ведет их жизнь, и поэтому они не могут понять, что не так, а главное, объяснить им, без изменения мышления, философии - невозможно.

Эта тема влияния мышления на образ жизни и цели, к которой он приводит - раскрывается в самой сути статьи про Лестницу йоги.

Эти вещи - базовые, фундаментальные в понимании Ведической философии.

🔘 Веды выделяют 4 цели жизни:

  • Дхарма - выполнение обязанностей
  • Артха - экономическое процветание
  • Кама - наслаждение
  • Мокша - освобождение души.

В зависимости от главной цели и желаний (самбандха), я выбираю стратегию (абхидея).

Это тоже этапы единого процесса, чтобы все развивалось гармонично, но не все хотят идти поэтапно, поэтому бывает, что человек хочет благополучия без выполнения обязательств (фин. схемы, казино, любовники, марафоны желаний), но это разрушительный путь.

Подробнее описано в Структуре Вед, не буду повторяться.

Там же еще - другие темы, которые рассматривают Веды

🔘 Веды, наука и религия

Почти все, что известно сейчас человеку, берет начало из Вед, даже науки не открывают ничего нового.

В наше время 3 крупнейшие сферы жизни - наука, философия и религия - это кардинально разные плоскости видения мира, противоречащие друг другу. Веды же это синтез всех этих сфер, они дают знания в комплексе.

Поэтому Веды - это не смена религии, это получение знаний, которых больше нигде нет. Это, своего рода, повышение квалификации в познании мира. А уже там внутри Ведических знаний опять же каждый выбирает тот уровень знаний, который ему сейчас нужен и доступен.

Это же является ответом на мнение, что изучая Веды, человек предает свою религию.

Как сказала в самом начале, писания всех религий - это неполные знания, ибо роль их в том, чтобы дать людям карма-канду - благочестивую жизнь, не противоречащую заповедям Бога. Вот тут уже подробно разбирала тему - почему сокровенные знания о Самом Боге скрыты в наших писаниях, и это не секрет и не новшество, ведь сам Ийсус говорил прямо: "многое имею сказать вам, да не вместите, ибо черствы сердца ваши" .

Но есть те, кому этого мало, и они начинают искать, это не имеет отношения к религии, а тем более предательству.

Ну вот возьмем, к примеру, самый распространенные вопрос: "почему страдают хорошие люди?"

Кому-то будет достаточно услышать "Богу так угодно", "Бог терпел и нам велел". Кто-то скажет "ответа нет, просто мир несправедливый и все". Но у кого-то это вызовет еще больше вопросов. С точки зрения авраамических религий внятные объяснения на это дать невозможно. Поэтому кто-то идет искать ответы, а кто-то разочаровывается в Боге и становится атеистом.

Слишком много людей живут в претензиях к Богу и Его творению, просто не имея знаний о себе, о мире, о Боге, обо всем.

Именно поэтому у меня есть целая статья, в которой я собрала самые популярные претензии к Богу, и дала на них ответы исходя из Ведической концепции.

С точки зрения разума очевидно, что лучше получать знания, чем жить в претензиях, неведении, но зато в рамках своей религии.

Уж лучше радоваться, что люди находят для себя дорогу к Богу, чем обвинять его в предательстве.

В соответствии с тем, до какого уровня человек дошел в изучении Вед, может меняться и вид его отношений с Богом и миром - внешние ритуалы, образ жизни, мысли, изучаемые писания и тд.

🔘 Веды и Индия

Многие западные люди, услышав про Веды, переносят свои представления на Индию, думая, что вот они - представители ведической жизни. Потому часто вижу вопросы "почему тогда вот в Индии...?"

Нужно разделять Индию, Веды и Вайшнавов.

Это разная философия, писания, кухня, религия, нормы чистоты и поклонения и тд. К примеру, индийское общество, ведическое и вайшнавское - это совершенно разные уклады и нормы жизни.

Индия - это индуизм - совокупность ВСЕХ имеющихся религий, учений, течений. Мало кто в Индии знаком с реальными ведическими знаниями, и наоборот, западные люди сейчас более осведомлены в вопросах ведической науки. Индия, устав от бедности, смотрит на Запад, желая наслаждений. Хотя, бесспорно, в Индии сильны корни духовности, они рождаются и живут в среде, где понимают разницу меду материей и духом, в каждом доме алтарь, поклонение ежедневно, у них больше смирения, чем у нас. Святые места - это вообще отдельная тема для разговоров.

Ведическая жизнь - тоже максимально разная и обширная, как вы убедились в этой статье. Есть некие нормы ведической жизни, общества. Ведическое общество строится по принципу варнаашрамов - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Вайшнавы - дли них рекомендованы высшие ведические нормы. Так как вайшнавы - это уровень бхакти, высший, там и нормы чистоты максимальные, почти брахманические.

Пример из еды: индийская кухня - кухня народов Индии, на юге, севере и тд - она сильно отличается, может быть и мясная. Ведическая еда - согласно принципам аюрведы, и в целом просто вегетарианская. Вайшнавская еда - это следующий этап - "прасад" - строгие нормы чистоты, приготовления (мясом не должно быть осквернено ничего на кухне - ни люди, ни предметы), состава продуктов, а главное, предложенная Богу еда - так она освящается и освобождается от кармы, несет заряд духовной энергии, которая помогает очищаться и возвышать сознание.

Главный принцип Бхакти: "Чем бы ты ни занимался, что бы ты ни ел, какие бы ни приносил дары, что бы ни отдавал и какую бы тапасью ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне". (БГ 9.27)

Вот и получается, что пока весь мир посмеивается над чудоковатыми "кришнаитами" (вайшнавы в простонародье), они в своем духовном развитии находятся на высшей ступени эволюции сознания.

🔘 Сознание Кришны

А.Ч. Бхактиведанта Прабхупада в 1966 году в Нью-Йорке основал "Международное Общество Сознания Кришны" (ISCKON / ИСККОН).

Шрила Прабхупада проповедовал
философию "Сознание Кришны"

"Сознание Кришны" равно смыслу "Осознание Кришны" - то есть, это такой высокий уровень сознания, на котором возможно осознать Высшую Личность Бога, и получать высший уровень духовных знаний Веданты. О чем и была эта статья.


Сознание Кришны не означает, что человек будет осознавать только Бога в виде Кришны и больше ничего. Наоборот, оно позволяет расширить максимально видение мира.

Смысл такой, что: если ты стоишь на 5 этаже, то тебе видно все, что видно с 4-х нижних этажей. Если у тебя есть 1000 руб, она включает в себя все суммы до 1000.

Прабхупада раздавал это сознание, он поднимал людей на этот уровень своей проповедью, книгами, знаниями и своей духовной силой. Он первый, кто привез на Запад бхакти-йогу. В отличие от других Гуру, приехавших на Запад на заработки, которые подстраивались под нормы западных людей, чтобы собирать много учеников и денег, Прабхупада сразу раздавал высшие нормы жизни - его учение было революционным в этом смысле. Минимальные требования, которые он просил - это соблюдать 4 регулирующих принципа, которые для современного человека почти невыполнимы, но до сих пор все последователи учения Прабхупады, соблюдают их:

  • вегетарианство - отказ от мяса, рыбы, яиц, плюс грибы, чеснок, лук
  • отказ от любых одурманивающих веществ (включая кофе, сай и шоколад)
  • отказ от незаконных сексуальных связей (вне брака и сверх необходимого в браке)
  • отказ от азартных игр, финансовых махинаций, и любой иной деятельности в гуне невежества, связанной с производством и реализацией того, что запрещено.
-5
-6

Также крайне рекомендую прослушать этот семинар, который даст еще больше информации о том - что же такое Веды. Также тут есть информация - какие научные данные прописаны в Ведах (теорема Пифагора, расстояние до Солнца, число Пи и тд)

ну и не будет лишним