Лет 15 назад, работая с разными стартапа, я часто ссылался на Джефри Мура и его модель "преодоления пропасти". И по большому счету - это была теория, а основной упор при обсуждении делался на проблеме перехода с "новаторов" на "провидцев" и, соответственно, поиск "кеглей" для преодоления пропасти.
А сегодня, можно сказать прямо на глазах, происходит победное шествие "Позднего большинства", скоро и "Увальни" пойдут. А ведь еще три-пять лет назад все маркетплейсы решали проблему преодоления пропасти, причем "кегли" были у каждого свои.
Очень быстро течет время нынче. Я искренне предполагал пару лет назад, что что мебель на МП придет лет через пять. Ошибся: хватило пары лет.
Как продавать на маркетплейсах
Кроме покупателей, туда же повалило и позднее большинство продавцов (селлеров) от страждущих до жаждущих. Я наблюдаю за этим процессом где-то со стороны, а где изнутри.
Приятно поражает скорость обучения, хотя можно назвать это и копированием: вот кто-то что придумал, проходит месяц, а то и две недели и уже не один и не два - а все скопировали.
Вот, например, благодаря маркетплейсам существенно улучшились качество и надежность упаковки у эконом мебели. Кто-то за эту науку заплатил миллионы рублей, а кто-то скопировал бесплатно. Но потребителя это не интересует 😊
Что дальше будет с рынками и рынком мебели, в частности
Основной вопрос для меня сейчас - роль продавца: нужен ли будет и для каких товаров бизнес про продаже товаров на маркетплейсах или производители и экспортеры создадут отделы у себя в структуре и сами будут продавать?
Вот на рынке мебели пока передовую роль вроде бы играют крупные интернет-магазины и производители (фабрики и .. популярные в 90-ые "оболочковые" фирмы).
Но это если смотреть с ГОЛОВЫ (топов продаж) на оборот одного (каждого) селлера и сравнивать их с селлером-перепродавцом.
А если смотреть "С ХВОСТА" - со стороны небольших производств, то МП открыли им второе дыхание: теперь наладить продажи на 10 млн рублей в месяц на МП может практически любой менеджер. То есть для малого бизнеса пропали ограничения выхода на рынок, исчезли трудности пробития.
Настало время перечитать книгу "Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в интернете" Криса Андерсона. (настоятельно рекомендую это сделать тем, кто тут живет - а я точно знаю, что вас в моей группе не один и даже не два).
Средние фабрики и продажи
Если честно, то удивляет такое поведение средних (крупных) фабрик. Сейчас до 70-80% экономмебели и всей малогабаритной мебели в крупных городах уже продается через интернетмагазины и маркетплейсы, при этом идет быстрый процесс смещения в сторону маркетплейсов.
Но фабрики вообще не управляют этим процессов, впрочем как не управляли и процессов продажи в интернет магазинах и вообще.
Но есть исключение, одна из фабрик сначала производила для одной оболочковой компании мебель, а потмо в какой то момент сама вышла на маркетплейс и сейчас продаёт очень много.
Есть одна крупная фабрика, которая активно продавала с интернете сама и соответственно, также успешно начала продавать на маркетплейсах.
Но это скорее исключение.
Но я буду я, если не задамся вопросом: а может так и правильно?
Ведь как показало время, те, кто не управлял продажами ранее в какой то мере оказался прав.
Но по моему мнению, сейчас не то тот момент. Почему?
Не важно сколько у фабрики покупателей - перепродавцов, важно то, что по сути теперь это три продавца и все продажи зависят от ситуации у них. Риск зависимости существенно вырос. Можно сравнить с ситуацией, когда у фабрики всего три покупателя, причем фабрика с ними не знакома.