Найти тему
VK Гид

От мира к Казимиру: как художники XIX–XX веков отказались от изображения реальности и пришли к абстракции?

Оглавление
Казимир Малевич, «Автопортрет», 1910-1911 год
Казимир Малевич, «Автопортрет», 1910-1911 год

Нам порой сложно принять абстрактную живопись и получать от неё удовольствие, хотя она появилась более века назад. К 145-летию со дня рождения Казимира Малевича специально для VK Гид историк философии, автор книг по истории искусств Никита Добряков рассказывает, как от изображения реальности живопись пришла к абстракции и почему это не деградация искусства, а его закономерное развитие.

С чего всё началось?

Чтобы понять, как от пейзажей и изображения человека художники пришли к геометрическим фигурам и пятнам краски, нам потребуется заглянуть в середину XIX века.

В европейском искусстве царил академизм — консервативное течение, основанное на слепом подражании идеалам классического искусства. Академизм структурировал и упорядочивал вольное ремесло художника, помещая его в жёсткие рамки традиции и канона. Арсенал академического художника был предельно ограничен: рисунок должен быть идеальным, композиция — геометрически правильной, а целиком картина должна напоминать скорее сцену из спектакля, чем момент настоящей жизни. С точки зрения содержания свободы было и того меньше: разрешалось изображать только религиозные и мифологические сюжеты, и лишь изредка допускались важные исторические события.

Жак-Луи Давид, «Смерть Марата», 1793 год
Жак-Луи Давид, «Смерть Марата», 1793 год

Это, разумеется, не мешало гениальным творцам проявлять себя, но к середине XIX века академизм уже явно тормозил свободу творчества. Художники в основной массе вынуждены были формально соблюдать каноны, чтобы попасть на Парижский салон — главную выставку искусств XIX века, — где их работы могли заметить, купить и заказать новые. Иначе художнику грозила бы бедность, так как других карьерных лифтов практически не существовало.

Век стали и пара

Пока академизм помещал искусство в вакуумную банку канонов, мир вокруг стремительно развивался. «Век пара» начинал своё шествие: паровоз, пароход, а чуть позже — телефон, радио и автомобиль стали символами новой эпохи. Столетиями формировавшийся неспешный ритм повседневной рутины ускорялся на глазах, и мир живописи не поспевал за ним, продолжая витать в облаках вневременных античных аллегорий.

Но фатальным для живописи стало изобретение фотографии — её годом рождения считается 1839-й, когда фотографическое изображение Луи Дагера представили Французской академии наук. Несмотря на все старания художников по передаче реальности на холсте, фотография справлялась с этим быстрее и лучше, буквально создавая отпечаток мира на плоскости. Таким образом, новое искусство отобрало у живописи право документально фиксировать внешний облик предметов, а художники, в свою очередь, начали искать новые художественные языки.

Бульвар дю Тампль в Париже. Луи Дагер, 1838 год
Бульвар дю Тампль в Париже. Луи Дагер, 1838 год

XIX век также изменил наше представление о реальности: появились эволюционная теория Дарвина, философия Ницше, психоанализ Фрейда и система Маркса — оказалось, мы так много не знали о человеке и обществе. Новые открытия напрямую влияли на художественный мир, критикуя устаревшие императивы академизма и вдохновляя целые течения современного искусства. При этом традиционные столпы общества (например, церковь) переставали отвечать запросам быстро меняющегося мира.

Из критики традиции рождался модернизм — вера в современность (и будущее), жажда нового и, главное, уверенность, что это новое о мире можно придумать-сделать-написать. Одним из первых ощущение современности поймал поэт Шарль Бодлер — и в своих критических очерках сформулировал новую задачу художника: фиксировать современность во всём её нестабильном облике.

Искусство новых форм

Кризис формы и содержания «взрывает» мир искусства — появляются десятки художественных направлений.

Первым главенство единого «большого стиля» пошатнул Эдуард Мане с импрессионистами. Художники стали фиксировать своё субъективное видение мира, а физическое правдоподобие и бесконечный пересказ одних и тех же сюжетов начали уходить в прошлое. Сначала полем для экспериментов новой живописи стала недоступная в то время для фотографии игра света и тени (импрессионисты), затем — цельность предмета (кубисты). Фовисты во главе с Матиссом видели мир через буйство чистого цвета, а Шагал, даже находясь в Париже, рисовал воображаемый силуэт родного Витебска.

Марк Шагал, «Прогулка», 1917 год
Марк Шагал, «Прогулка», 1917 год

Художники осознают: зритель видит в первую очередь непосредственно картину (холст и краски), а затем — само изображение, созданное на ней. А значит, можно отказаться от создания иллюзии реальности или «окна в другой мир», как воспринимали живопись начиная с эпохи Возрождения. На первый план выходит чистый художественный язык: красота цвета, света и формы. Тем самым модернизм говорит: живопись — это в первую очередь базовый «алфавит» искусства — холст, краски, фигуры, а потом уже иллюзия, созданная ими.

Классическое искусство также учило нас воспринимать картину через изображённый на ней сюжет, работы модернизма зачастую бессмысленны — мы просто видим стог сена или гитару. «Здесь же нет смысла!» — кричала критика, «В этом и смысл!» — отвечали художники. Новое искусство перестаёт рассказывать историю, акцентирует своё внимание на передаче ощущений и чувств.

Дальше всех модернистов ушли пионеры чистой абстракции: Франсис Пикабиа и Василий Кандинский полностью освободили искусство от реальности, но самый яркий концептуальный жест совершил Казимир Малевич.

Икона современного искусства

В 1915 году на «Последней футуристической выставке картин „0,10“» рождается супрематизм. На экспозиции, в красном углу — наподобие того, где в крестьянских домах стоят иконы, — Малевич размещает «Чёрный квадрат».

Казимир Малевич, «Чёрный супрематический квадрат», 1915 год
Казимир Малевич, «Чёрный супрематический квадрат», 1915 год

Сам художник говорил, что создаёт «новый живописный реализм», то есть реалистическую живопись мира самого искусства, где нет ничего, кроме цвета и фигур. В этом смысле «Чёрный квадрат» — это точка, из которой «рождается» новая художественная реальность. По мысли Малевича, из точки появляется крест, который, закручиваясь, превращается в круг. А далее — все возможные сочетания фигур и цветов. Таким образом супрематизм освобождает искусство от «рабского поклонения реальности».

Забавно, но «Чёрный квадрат» не чёрный и не квадрат. Это четырёхугольник с разными сторонами, ни одна из которых не параллельна противоположной. Малевич специально выбирает эту форму как символ искусственности. Идея «Чёрного квадрата» возникла у него во время работы над футуристической оперой «Победа над солнцем» (1913). Вместе с композитором М. Матюшиным и поэтом А. Кручёных авангардист бунтовал против условностей классического театра. В декорациях оперы чёрный квадрат возникает вместо солнца как символ победы искусственной реальности над естественным природным миром. Сам цвет тоже был выбран не случайно: чёрный означает отсутствие цвета, пустоту, ничто, противовес фигуративному «нечто» классической живописи.

«Чёрный квадрат» стал «иконой» современного искусства, развязавшей руки художникам XX века. Дальше — сотни экспериментов, в результате которых искусство в итоге откажется не просто от реалистичности изображения, но и в принципе от картины. Появятся перформансы, стрит-арт и десятки других видов современного искусства. Но этого бы не случилось, если бы модернисты не отстояли своё право на свободное творчество.

Живопись умерла, да здравствует живопись!

Грандиозная революция в искусстве произошла сто лет назад и всё ещё нуждается в осмыслении. Но отказ от фигуративной эстетики — не причуда нескольких авангардных художников, а закономерный этап развития живописи и всей культурной ситуации конца XIX — начала XX века. Но главное: абстрактное искусство иногда говорит о мире и человеке больше, чем самое реалистичное полотно. Нам просто нужно дать ему шанс.