Найти тему

Не спешите утилизировать отработанное масло! По нему можно “поставить диагноз” мотору.

Оглавление

Если вы всё еще думаете, что отработанное моторное масло — банальные отходы, то мы идем к вам. С ликбезом.

Не спешите утилизировать «отработку»! Лучше присмотритесь к ней повнимательнее. Она расскажет о себе и о моторе много интересного: соответствует ли смазка заявленным на канистре стандартам по своим физико-химическим свойствам, какой у нее уровень загрязнения и остаточный ресурс, каковы прогнозы по оптимальным срокам замены масла, а также какие возможны симптомы неисправностей в работе двигателя.

«Читаем» отработанное масло

В результате эксплуатации автомобиля масло окисляется и загрязняется

продуктами износа деталей, металлической стружкой, смолами, топливом, водой, пылью. Чтобы протоколы лабораторных испытаний не казались вам китайской грамотой, мы собрали основные показатели, на которые стоит обратить внимание.

Индикаторы износа

-2

Это те самые механические примеси — металлические продукты износа деталей, которые оседают в масле в процессе эксплуатации авто. И чем их больше (особенно железа и меди) в отработанной смазке, тем хуже масло справляется со своей противозадирной функцией и тем больше вероятности, что ДВС потребует ремонта.

Какие узлы и детали могут «кричать SOS» из-за механических примесей, указано в этой таблице:

-3

Элементы присадок

-4

Каждое масло имеет свой набор присадок, обычно они составляют от 10 до 30% от объема жидкости. Присадки бывают антиокислительными, антикоррозийными, противоизносными, противозадирными, модификаторами вязкости или трения, моющими, диспергирующими, антипенными. В качественном масле присадки не должны выпадать в осадок, вымываться или оседать на поверхностях, поэтому их высокие значения в слитом масле – показатель его хорошей работы.

Отметим, что:

  • наличие молибдена в составе снижает износ деталей и уменьшает шум работы двигателя;
  • магний в сочетании с кальцием является эффективной моющей/нейтрализующей присадкой;
  • бор помогает удерживать продукты сгорания во взвешенном состоянии;
  • цинк вместе с фосфором обладает противоизносными, антизадирными, антиокислительными и антикоррозийными функциями.

Загрязнение

-5
  • Кремний в слитом масле – это результат попадания пыли и песка через воздушный патрубок.
  • Натрий и калий могут свидетельствовать о протечках в системе охлаждения и попадании в масло антифриза.
  • Литий — это верный признак загрязнения смазкой, применяемой при ремонтных работах на СТО.
  • Вода приводит к повышенному окислению масла и снижению его способности противостоять старению, а также к запуску коррозийных процессов.
  • Топливо и продукты сгорания всегда оседают в масле. Но чем их больше, тем ниже кинематическая вязкость и температура вспышки, а значит растет и расход масла.
  • Нитрирование показывает, нужна ли маслу замена. Чем ниже показатель, тем дольше мотор может «бегать» на залитом масле.

Физико-химические свойства масла

-6

Главным образом о качестве заливаемого масла расскажут как раз они. Так, сниженные показатели кинематической вязкости указывают на то, что в моторное масло попало топливо и продукты сгорания, произошло разбавление водой или остатками старого масла.

Повышение вязкости масла говорит о том, что:

  • произошла полимеризация масла — смазка загустела;
  • в масло могло попасть значительное количество сажи — эффект «разбухшей каши»;
  • образовались сгустки, шламы;
  • новое масло смешалось с более густым старым.

Динамическая вязкость в отработанном масле будет ниже заявленной, если в масле содержится много парафинов или при производстве использовалось не то базовое масло.

Высокий индекс вязкости говорит о широком диапазоне температур, в которых масло будет эффективно работать.

Температура вспышки влияет на испаряемость масла. Чем эта температура выше, тем меньше расход масла на угар, а значит и доливать его придется реже. У качественных масел температура вспышки всегда выше 220°C.

Щелочное число определяет способность масла нейтрализовывать кислоты, образующиеся при сгорании топлива. Чем оно выше, тем лучше масло справляется со своими моющими функциями. Если щелочное число упадет ниже значений кислотного числа, то мотору грозит закисление и коррозия.

Повышение массовой доли серы, сульфатной золы в пробах сигнализирует о риске преждевременного выхода из строя нейтрализаторов отработанных газов (катализатор, противосажевый фильтр) и негативном влиянии выбросов в окружающую среду.

-7

Если нет возможности ехать в лабораторию

Поможет дедовский “метод капли”. Берете бумагу и капаете на нее каплю отработанного масла. Ждете 15 минут, чтобы сформировалось четкое пятно, и изучаете диаметр пятна (должен быть не более 3 см), его цвет и рисунок. Чем темнее пятно, тем больше вредных примесей впитало масло. Дальнейшее его использование чревато поломками в двигателе.

-8

Этот способ, конечно, не раскроет всю «картину маслом», но уж точно заставит задуматься, а полезный ли лубрикант потребляет двигатель?

Кстати, а для чего некоторые компании покупают отработанное масло?

В прошлом существовала практика, когда отработанные масла очищали, добавляли в них присадки и использовали повторно - в менее требовательных моторах.

Сегодня бывшие в употреблении автомасла скупают с целью использования их как топлива для котлов, работающих на отработке.

Чтобы не испытывать проблем с мотором, заливайте всегда качественное масло.

Масла Havens соответствуют всем нормам, заявленным для высококачественного премиум-продукта и даже превосходят их. Все наши масла проходят независимые лабораторные испытания и демонстрируют высокие показатели эффективности и хороший запас прочности, что позволяет сохранять ресурс двигателя и увеличивать интервалы замены масла.

Смотреть протоколы испытаний

Приобрести высококачественные масла бренда Havens можно на Яндекс.Маркете, OZON или у дилеров в более 30 городах и более 150 точках продаж.

-9