Найти тему
Захар Прудников

Ледяной поход

Оглавление

Введение

Первый Кубанский "Ледяной" поход стал примером храбрости и стойкости Добровольческой армии и людей, патриотов своей страны, давших бой русофобской власти узурпаторов-большевиков. Офицеры, верные России, патриотически настроенная интеллигенция, казаки, юнкера - все они выступили в поход, «кучка людей, затерянных в широкой донской степи, посреди бушующего моря, затопившего родную землю, уходила от темной ночи и духовного рабства в безвестные скитания… За синей птицей», - так вспоминал начало похода один из лидеров Белого движения - Антон Иванович Деникин. Более двух месяцев четырехтысячная армия под командованием Корнилова и Алексеева шла до столицы кубанского казачества - Екатеринодара, маневрируя и уклоняясь от столкновений с отрядами Красной армии в лютый мороз, а затем, после неудачных попыток взять город и гибели Генерала Корнилова добровольцы были вынуждены отступить обратно на Дон.

Но Добровольческая армия не разбежалась и не прекратила свое существование, а выстояла, преодолев все трудности и невзгоды Ледяного похода, в будущем увеличив свою численность. Подвигу русских людей, вступивших тогда в неравный бой с большевизмом, будет посвящена данная статья.

Октябрьский переворот и начало консолидации антибольшевицких сил на Дону

25 октября власть в Петрограде захватили большевики, Временное правительство было свергнуто. Власть большевиков, не имевшая на старте абсолютно никакой легитимности и не принятая по началу большинством населения России, распространялась постепенно и в несколько этапов. Сопротивление большевикам начали оказывать с первого дня существования советской власти. Правительствующий сенат, являвшийся высшим судебным органом России, успел до своего роспуска большевиками в ноябре 1917 года признать Октябрьский переворот незаконным, а саму власть советов - нелегитимной и преступной. В Москве юнкера подняли восстание, оказывая сопротивление красным ружейным и пулеметным огнем, однако со временем неприятель захватывал склады с оружием в Москве, а также обстреливал засевших в Кремле юнкеров артиллерией со стороны Воробьевых гор. Второго ноября последние сопротивляющиеся сложили оружие - власть в Москве перешла к большевикам.

Юнкера в Кремле, ноябрь 1917г.
Юнкера в Кремле, ноябрь 1917г.

Так как законная власть в России была окончательно свергнута, то находившиеся в заключении Быховской тюрьмы генералы не считали себя обязанными оставаться в её стенах, так как открытого суда, в ожидании которого они здесь пребывали, уже не могло быть. 19 ноября, за несколько часов до вступления в Быхов революционных матросов, начальник Штаба Ставки генерал Николай Духонин приказал освободить заключенных генералов.

Генерал-лейтенант Николай Николаевич Духонин
Генерал-лейтенант Николай Николаевич Духонин

Генерал Деникин, являвшийся одним из быховских узников, писал о том, что известие об их отъезде было встречено сочувственно со стороны караула, относившегося к заключенным с большим уважением. Узников охранял глубоко преданный Лавру Георгиевичу Корнилову Текинский конный полк, состоявший из туркмен и служивший с честью России еще при Государе Императоре Николае Втором. "В час ночи сонный Быхов был разбужен топотом коней: Текинский полк во главе с генералом Корниловым шел к мосту и, перейдя Днепр, скрылся в ночной тьме", - писал Деникин.

Генералы, расставшись с Корниловым и друг с другом, поодиночке по фальшивым документам пробирались на Дон. На следующий день озверевшая толпа солдат и матросов растерзала Генерала Духонина, оставшегося на своем посту в Ставке.

Группа арестованных генералов и офицеров во главе с Корниловым в период Быховского заточения. По номерам: 1. Л. Г. Корнилов; 2. А. И. Деникин; 3. Г. М. Ванновский; 4. И. Г. Эрдели; 5. Е. Ф. Эльснер; 6. А. С. Лукомский; 7. В. Н. Кисляков; 8. И. П. Романовский; 9. С. Л. Марков; 10. М. И. Орлов; 11. А. Ф. Аладьин; 12. А. П. Брагин; 13. В. М. Пронин; 14. прапорщик С. Ф. Никитин; 15. прапорщик А. В. Иванов; 16. И. В. Никаноров (Никоноров); 17. Л. Н. Новосильцев; 18. Г. Л. Чунихин; 19. И. А. Родионов; 20. И. Г. Соотс; 21. В. В. Клецанда.
Группа арестованных генералов и офицеров во главе с Корниловым в период Быховского заточения. По номерам: 1. Л. Г. Корнилов; 2. А. И. Деникин; 3. Г. М. Ванновский; 4. И. Г. Эрдели; 5. Е. Ф. Эльснер; 6. А. С. Лукомский; 7. В. Н. Кисляков; 8. И. П. Романовский; 9. С. Л. Марков; 10. М. И. Орлов; 11. А. Ф. Аладьин; 12. А. П. Брагин; 13. В. М. Пронин; 14. прапорщик С. Ф. Никитин; 15. прапорщик А. В. Иванов; 16. И. В. Никаноров (Никоноров); 17. Л. Н. Новосильцев; 18. Г. Л. Чунихин; 19. И. А. Родионов; 20. И. Г. Соотс; 21. В. В. Клецанда.

В это трудное время на Дону войсковой круг и атаман Каледин не признали большевицкого правительства: Дон был провозглашен самостоятельной частью Русского государства. Туда стали стекаться все, кто не желал подчиняться преступникам и узурпаторам-большевикам. Тяжело переживавший распад Русской армии и гибель России генерал Михаил Алексеев принял решение формировать новые вооруженные силы и созвать всех тех, кто пожелал бы добровольно служить России. Алексеев еще в октябре 1917 года начал создавать подпольную офицерскую организацию: он собирал офицерские "пятерки", во главе которых ставились надежные руководители. Генерал рассчитывал перебросить их в случае захвата власти большевиками на Дон.

Генерал Михаил Васильевич Алексеев
Генерал Михаил Васильевич Алексеев

На призывы Алексеева откликнулось немало русских людей - юные добровольцы со всей России, ставя себя в опасность, всеми силами стремились на Дон. Когда первые бои начались под Ростовом и Таганрогом, то юные воины понесли в них первые потери. Например, в бою с большевиками под Ростовом взвод, укомплектованный кадетами Орловского и Одесского корпусов, погиб весь, а тела погибших мальчишек были изуродованы большевиками. Бои вели также офицерские и партизанские отряды, как например отряд есаула Чернецова.

Есаул Василий Михайлович Чернецов
Есаул Василий Михайлович Чернецов

Однако из этих разрозненных отрядов начала формироваться Добровольческая армия, возглавили которую генерал Алексеев и прибывший на Дон генерал Корнилов. Добровольцы насчитывали в своих рядах всего 4 тысячи бойцов, и на Дону складывалась не самая благоприятная ситуация: донские казаки в своей массе воевать не имели желания, а на призывы атамана Каледина не откликались ни казаки-фронтовики, ни старики. Атаман был совершенно измучен таким положением дел в умах казаков и не смог выдержать этого, он сложил с себя атаманские полномочия и покончил жизнь самоубийством, застрелившись в атаманском дворце в Новочеркасске.

Донской атаман Алексей Максимович Каледин
Донской атаман Алексей Максимович Каледин

Ледяной поход

Еще в начале февраля, после осознания бессмысленности пребывания армии на Дону, генерал Корнилов решил увести бойцов на Кубань, где находилось большое количество кубанских казаков, готовых пополнить ряды добровольцев. Начался Ледяной поход.

Русский писатель Иван Шмелев сказал о походе так:

«Этот подвиг – уход в ледяные степи, определяемый условным человеческим временем – 9 февраля 1918 года, – имеет бессмертный смысл – отсвет Голгофской Жертвы. Этот подвиг роднится с чудеснейшими мигами человеческого мира, когда на весах Совести и Любви взвешивались явления двух порядков: тленного и нетленного, рабства и свободы, бесчестия и чести. Этот подвиг – проявление высокого русского гражданства: в подвиге этом не было ни различия классов, ни возраста, ни пола, – все было равно, едино, все было – общая жертва жизнью. Ледяной поход длится. Он вечен, как бессмертная душа в людях, – негасимая лампада, теплящаяся Господним Светом».

Без надежды на помощь, без как такового тыла, без снарядов Добровольческая армия, "Ополчение русской интеллигенции", как называл её философ Иван Ильин, вышло из Ростова в направлении Екатеринодара в ночь с 9 на 10 февраля по старому стилю.

Генерал Алексеев так записал о походе:

Куда мы идем - не знаю. Вернемся ли мы - тоже не знаю. Но мы должны зажечь светоч, чтобы была хоть одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы...

Итак, Добровольческая армия двинулась на Кубань кратчайшей дорогой к Екатеринодару. По дороге было принято решение зайти в село Лежанка, где обосновались красные, начался первый крупный бой с красногвардейцами. С флангов Корниловский и Партизанский (позднее Алексеевский) полки нанесли удар по красным в обход села, а Офицерский полк под командованием генерала Сергея Маркова ударил в лоб и, захватив мост, ворвался в Лежанку. Красногвардейцы были разбиты, потеряв только убитыми около шестисот человек. Потери добровольцев были незначительными. После боев не самые приятные картины зверств большевиков предстали перед глазами белых - священника местной церкви красные замучили, вспоров живот и намотав его кишки на уличный столб. Кроме того, всех пленных большевиков пришлось расстрелять, так как у добровольцев элементарно не было средств для того, чтобы их содержать.

После боя у Лежанки белые повернули на юго-запад и вошли в пределы Кубанской области. В середине марта возле аула Шенджей произошло объединение добровольцев с кубанцами. Вместе, преодолевая неимоверные трудности, не имея тыла, Добровольческая армия все шла и шла, ведя каждый бой не на жизнь, а на смерть.

Стоит отметить однако, что не только русские люди шли в добровольцы, но и представители кавказских народов. Черкесы принимали добровольцев в своих аулах приветливо, делились с голодными солдатами последним. До прихода белых многие черкесские аулы были разграблены большевиками: были угнаны лошади, разграблен скот, уничтожены ульи, по факту местные лишились всего необходимого, многих местных большевики перебили. Все оставшиеся в живых черкесы взяли в руки оружие и отправились в поход вместе с русскими. В Добровольческой армии был создан Черкесский конный полк, который прошел всю Гражданскую войну.

Карта Ледяного похода
Карта Ледяного похода

Пятнадцатого марта добровольцы двинулись на соединение с екатеринодарцами. Перед штурмом станицы Ново-Дмитровской, которая являлась местной базой красных, белые форсировали местную горную реку. После этого в суровом штыковом бою, на который добровольцев вел генерал Сергей Марков, большевики были побеждены, а станица взята.

В песне Марковского полка штурм Ново-Дмитровской был увековечен следующими строками:

Под Ново-Дмитревской, снегом занесены,

Мокрые, скованы льдом,

Шли мы безропотно, дралися весело,

Грелись холодным штыком!

Генерал-лейтенант Сергей Леонидович Марков
Генерал-лейтенант Сергей Леонидович Марков

После пятидневного отдыха Добровольческая армия двинулась дальше и, ведя бои почти каждый день, 27 марта подошла к Екатеринодару. Почти сразу же начался штурм. В результате пятидневных боев, с большими потерями в личном составе, белые почти освободили город, но для этого им не хватило сил, Партизанский полк ворвался в Екатеринодар, но был вынужден отойти, так как другим частям белых войти в город не удалось. Четырем-пяти тысяч белых противостояли около двадцати пяти-сорока тысяч красных.

Большой потерей, из за которой, по большому счету, штурм Екатеринодара был остановлен, являлась смерть генерала Корнилова. Генерал был убит разрывом гранаты в помещении своего штаба.

Деникин писал об этом так:

Неприятельская граната попала в дом только одна, только в комнату Корнилова, когда он был в ней, и убила только его одного. Мистический покров предвечной тайны покрыл пути и свершения неведомой воли.

Все потери, что понесла Добровольческая армия, делала штурм Екатеринодара бессмысленным. Задачей первой значимости было сохранение армии, новый командующий армией генерал Деникин отвел добровольцев от города по направлению к Дону, откуда были получены новости о восстании казаков против советской власти.

Генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин
Генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин

Перед движением обратно на Дон, было принято решение захоронить погибшего Корнилова и командира Корниловского полка Митрофана Неженцева. Тело убитого главнокомандующего и его боевого товарища было отвезено добровольцами за 40 вёрст от города, в немецкую колонию Гначбау, где оно было 15 апреля 1918 года тайно предано земле одновременно с телом Неженцева, после их тела большевики раскопают и надругаются над ними, а затем сожгут.

Фотография изуродованного тела Л. Г. Корнилова с дарственной надписью «На память американскому товарищу Акселю Гану», подаренная ему командующим красной Кавказской Армией Чистовым 23 апреля 1918 года
Фотография изуродованного тела Л. Г. Корнилова с дарственной надписью «На память американскому товарищу Акселю Гану», подаренная ему командующим красной Кавказской Армией Чистовым 23 апреля 1918 года

После, у станицы Медведовской генерал Марков, заманив в ловушку красный бронепоезд ложным вызовом по телеграфу, вскочил на подножку паровоза и бросил гранату в паровозную топку, а артиллерист подполковник Миочинский последним снарядом в его орудии вывел боевую часть поезда из строя, затем Марков со своими офицерами окончательно захватил его. Трофеями стали сотни снарядов и десятки тысяч патронов, которые были так необходимы добровольцам.

Бой у станицы Медведовской также был увековечен в песне марковцев следующими строками:

Как под Медведовкой лихо там дралися,

Марков там был генерал.

С ним в бронированный поезд ворвалися

И – большевик побежал!

Получив знатное пополнение в боеприпасах, добровольцы двинулись дальше к Дону, где события развивались очень стремительно. Прочувствовав на себе "прелести" советской власти, донские казаки начали организовывать партизанские отряды и в конечном итоге подняли против большевиков восстание в полную мощь. Вернувшиеся партизаны-степняки Петра Харитоновича Попова пополнили ряды восставших, но силы были неравны. Успех начал клониться в сторону большевиков, но этому воспрепятствовали бойцы полковника Михаила Гордеевича Дроздовского, прошедшие 1200 верст от Румынии по югу России.

Полковник Михаил Гордеевич Дроздовский
Полковник Михаил Гордеевич Дроздовский

Внезапной атакой на Ростов в Страстную Субботу большевики были абсолютно ошеломлены и в итоге побежали, а уже 25 апреля был освобожден Новочеркасск. Отдохнув от похода и боев, дроздовцы прибыли в станицу Мечетинскую, где сосредоточилась пополнившаяся кубанскими казаками Добровольческая армия.

Ледяной поход был окончен. Выступившая численностью около четырех тысяч человек, Добровольческая армия прибыла обратно на Дон численностью до пяти тысяч бойцов, при этом вывезя полторы тысячи раненых. Добровольческая армия прошла тысячу верст за 80 дней, 44 из которых находилась в боях. Подвиг бойцов Добровольческой армии, вставших на путь борьбы за Россию, никогда не будет забыт будущими поколениями, помнящими и чтящими историю нашего Отечества и будет жить в нашей памяти, показывая пример стойкости, храбрости и жертвенности простого русского человека, не оставшегося равнодушным к судьбе России в годину Смуты и кровопролитной Гражданской войны.

"Бедняки-офицеры, романтические штабс-капитаны и поручики, и эти мальчишки — добровольцы. Хотел бы я знать, каких таких "помещиков и фабрикантов" они защищали? Они защищали Россию, свободного человека в России и человеческое русское будущее. Потому-то честная русская юность, всё русское будущее — всё было с нами." - Антон Васильевич Туркул.

Источники:

  1. Первый кубанский («Ледяной») поход / С. В. Волков — «Центрполиграф», 2023 — (Белое движение в России). 943 с.
  2. За Россию и свободу. Подвиг белого дела 1917-1923 гг.М. Посев 2007г. 173 с
  3. Первые бои Добровольческой армии / С. В. Волков — «Центрполиграф», 2023 — (Белое движение в России). 543 с.
  4. Зарождение Добровольческой армии / С. В. Волков — «Центрполиграф», 2023 — (Белое движение в России). 639 с.
  5. История Белого движения в России : Учебное пособие / В. Г. Хандорин. – Москва : Изд-во ПСТГУ, 2022. – 176 с