Пьетро с недоумением воскликнул: «Погляди на себя! Ты одержим и видишь только Мадонну..». Но глаза Рафаэля горели страстью, он точно понимал - сегодня будет готова очередная картина Мадонны с ребёнком.
Приветствую, друзья!
Сегодня пойдёт речь об одном из самых гениальных художников итальянского возрождения - Рафаэле Санти и о его короткой жизни, полной испытаний.
Рафаэль Санти - родился в 1483 году в городке на востоке Италии - Урбино.
Рафаэль при жизни был скромным и мягким человеком, весьма дружелюбным, и пытался со всеми ладить. Но судьба в свою очередь не отвечала взаимной мягкостью Рафаэлю, отмерив ему всего 37 лет жизни. Само бытие мастера характеризовалось трудностями и болью. И сейчас мы сами в этом убедимся.
Топ-4 факта о Рафаэле Санти и его жизни
1. Одержимость Мадонной
За всю свою коротенькую жизнь художник написал 52 картины с изображением Мадонны. Они все схожи по сюжету, однако в каждой из картин присутствует своя изюминка.
Но почему художник был так одержим тематикой материнства и благодати?
Ответ кроется в глубоком детстве Рафаэля. Мальчик слишком рано потерял родителей. Мать погибла, когда ему было 8 лет, а вслед за матерью через 3 года умирает отец. Это становится глубокой травмой для маленького Рафаэля, он так и не смог ощутить материнского тепла. А уже в будущем это сказывается и на его творчестве.
2. Столкновение противоположностей
Рафаэль Санти был ещё юношей, когда узнал про существование таких мастеров, как Леонардо Да Винчи и Микеланджело Буонарроти. В 20 лет, в надежде на то, что искусные мастера поделятся своими секретами и мастерством, он уезжает во Флоренцию. Однако Микеланджело не принял молодого мастера, наоборот, отнесся к нему с пренебрежением и холодом.
Как человек, Микеланджело был одиночкой и бунтарем, у него на все было своё мнение, чего не скажешь о нашем мягкосердечном и общительном Рафаэле.
3. Всемирное признание
Одна из самых лучших картин Рафаэля - "Сикстинская Мадонна", которая получила признание спустя более двух веков, когда саксонский курфюрст Август III выкупил картину у монастыря Святого Сикста и вывез ее в Дрезден. Там, в Дрезденской картинной галерее, Мадонну окружили восторженные отзывы знаменитых посетителей галереи.
«Пойдите и посмотрите на эту Мадонну, на ее полное невинности и в то же время исполненное не просто женского величия лицо, на ее одухотворенную позу… на величественный и благородный контур ее фигуры».
(Иоганн-Иоахим Винкельманн)
Также о картине писали все прославленные русские литераторы и художники: Карамзин и Жуковский, Брюллов и Репин, Пушкин и Достоевский.
4. Обратная сторона
Произведение «Сикстинская Мадонна» приобрела настолько культовое значение, что это повлекло за собой неблагоприятные последствия. Если в первой половине XIX века отзывы были преисполнены восхищения, то к концу столетия «Сикстинская Мадонна», как и все творчество Рафаэля, стала ассоциироваться с непопулярным в то время академизмом. Лев Толстой писал о картине:
«Мадонна Сикстинская… не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется».
Свою роль здесь сыграла широкая эксплуатация рафаэлевского образа в массовой культуре. Фабриканты тиражировали «Сикстинскую мадонну» на различных предметах ширпотреба, порой переходя грань пошлости. Ну а задумчивые ангелочки с картины Рафаэля на протяжении полутора веков тиражируют на конфетных коробках и зонтиках, на блокнотах и винных этикетках, на салфетках и даже на туалетной бумаге.
В 1890 году на рекламной открытке американского мясного комбината ангелочки были изображены в виде поросят с крыльями. Все это раздражает ценителей прекрасного, но никак не умаляет ценности рафаэлевского шедевра.
5. Личная жизнь
Претенденток в жены Санти всегда было достаточно, богачи и купцы стремились выдать своих дочерей за знаменитого и состоятельного живописца, однако сам Рафаэль не стремился к выгодному браку и нашёл свою любовь на тридцатом году своей жизни.
17-летняя простолюдинка Маргарита Лути очаровала художника, и впоследствии он стал ее называть Форнариной, то есть «булочницей», поскольку девушка была дочерью пекаря.
Рафаэль выкупил Маргариту у отца и заплатил ее жениху, чтобы тот забыл ее раз и навсегда. Забрав с собой юную девушку, художник окружил ее роскошью. Кареты, драгоценности, богатое жильё - теперь обыденность для Маргариты. Рафаэль в свою очередь до конца жизни был привязан к девушке и прощал ей измены, не замечая в ней алчности и заурядности. В его глазах она всегда была очаровательной Мадонной - Маргарита послужила натурой для многих картин маэстро.
Рафаэль Санти - это отражение настоящей страсти к живописи. Его творчество может считаться высшим проявлением и гармоничным слиянием художественных исканий его современников. Картины Рафаэля - это эталон живописи и мерило художественного вкуса.
Благодарю за внимание!
❤️🔥Также читайте и смотрите мою подборку о почетном «профессоре кошмаров»: