Найти тему

ВВП России в 30 трлн.$ часть 3. Развитие рынков капитала.

Рынок капитала
Рынок капитала

В предыдущей статье я обсуждал первый шаг из восьми - Реформу ЦБ России, выполнение которого поможет росту ВВП России до 30 трлн.,$ по ППС, в этой части, я рассмотрю и проанализирую второй шаг, который необходим для достижения амбициозной цели роста ВВП. Второй шаг:

Ускоренное развитие финансовых инструментов и рынков капитала, стимулирование предпринимательства и венчурных инвестиций.

Развитый рынок капитала играет ключевую роль в экономике страны, поскольку он способствует притоку инвестиций, созданию новых рабочих мест, развитию предпринимательства и инноваций. Кроме того, развитие рынка капитала способствует стабильности финансовой системы, увеличивает доступность кредитных ресурсов для компаний и обеспечивает возможность для инвесторов разнообразить свой портфель и получить доход от различных инвестиций. Развитый рынок капитала способствует устойчивому росту экономики и повышению благосостояния населения.

ЦБ России ответственен за развитие рынка капитала в России и имеет план по его развитию (планов много, но качество их оставляет желать лучшего). На деле же, рынки капитала в России имеет небольшую капитализацию и низкую ликвидность, поэтому и их роль в экономике страны явно небольшая и слабо заметная.

Изучая план ЦБ по развитию рынка капитала, я не нашёл заявленных целей по увеличению капитализации и ликвидности рынков капитала - главный параметр по оценке развитости рынка капитала. Я выделю дополнительные задачи выполнение, которых помогут достичь роста капитализации и ликвидности рынков капитала:

  1. Упрощение деятельности финансовой инфраструктуры: электронной торговли, депозитарных сервисов и расчетных платформы. Обеспечение безопасности инвесторов от внешних санкций.
  2. Поднятие уровня участия и увеличение объемов вложений инвесторов, таких как: розничных и институциональных инвесторов, как пенсионные фонды, страховые компании и инвестиционные фонды. Применяя комплексный подход и занимаясь образованием, развитием финансовой грамотности, созданием доступных инструментов, увеличением прозрачности и упрощением законодательства и стимулированием со стороны государства и регуляторов. В этом направление определённые действия уже происходят, но массовость и регулярность таких мероприятий должна быть увеличена в разы.

В своем плане развития рынка капитала ЦБ отметил, что:

Несмотря на кардинальное изменение ситуации, ключевые мероприятия, которые были запланированы в ОНРФР на 2022 год и сохранили свою актуальность, были реализованы в намеченные сроки:
Внесены изменения в законодательство, расширяющие возможности развития цифровых прав
Введены правила продаж инвестиционных продуктов через банки Гражданам обеспечена возможность открывать счета и получать кредиты в рублях без личного присутствия
Установлена табличная форма условий договора банковского вклада, и определен порядок расчета минимальной гарантированной ставки Запущена платформа Банка России «Знай своего клиента»
Продолжается развитие Цифрового профиля как единого окна по обмену данными между гражданами, государством и бизнесом в цифровом виде
Запуск тестирования Цифрового рубля

Кроме запуска Цифрового рубля и удаленной возможности открытия счётов достижения по развитию рынка капитала выглядят, как пародия и имитация бурной деятельности. Заявленные цели и задачи по развитию рынка капитала от ЦБ до 2025 года не вселяют надежды на то, что их успешная имплементация может привести к кратному увеличению капитализации и объёма ликвидности рынков капитала в России.

Критиковать легко, но, что я предлагаю? Во первых, определить ясные и чёткие цели и параметры оценки достижения этих целей. Развитость рынков капитала оценивают по:

  • Размеру рынка капитала акций который измеряют по совокупной капитализации всех публичных компаний на бирже страны. (и как отношение к ВВП по ППС страны)
  • Ликвидности рынка капитала акций которая измеряется с помощью таких показателей, как объем торговли акциями, спреды (разница между ценами покупки и продажи акций) и глубина рынка (количество акций, доступных для покупки или продажи без существенного изменения цены).
  • Количеству компаний, размещающих свои акции на бирже - количество новых IPO (Initial Public Offerings).
  • Размера долгового рынка капитала который отслеживают по общему объему облигаций, которые находятся в обращении. Относится к государственным облигациям, облигациям корпораций, муниципальным облигациям и другим видам долговых ценных бумаг.
  • Ликвидности долгового рынка капитала оценивают с помощью таких показателей, как объём торговли облигациями, спреды между ценами покупки и продажи облигаций, количество активных участников рынка и сроки погашения облигаций.

Эти показатели должны не просто отслеживаться ЦБ России, а таргетировать и достигаться. поставленных целей. Я привожу минимальные величины этих параметров, достижение которых означает развитый рынок капитала.

  1. Размер рынка капитала акций в России не меньше 50% от ВВП по ППС или 2.85 трлн., $, при текущем показатели в 11% от ВВП по ППС или 620 млрд.,$ (для сравнения в США 50 трлн., $ или 185% от ВВП; в Великобритании 2.5 трлн., $ или 78% от ВВП по ППС). Цель - увеличить объём рынка в 5 раз за 5 лет.
  2. Объем торговли акциями в России оценивать через средний ежемесячный оборот акции на всех биржах России с целевым показателем 10% от совокупной капитализации. Показатель находиться на уровне от 3%-5% (для сравнения в США показатель в пределах 15-20% от капитализации)
  3. Количество новых IPO не меньше 100 штук в год в среднем следующие 5 лет, или 500 за пять лет (для сравнения в США среднегодовой показатель находиться на уровне 250 штук)
  4. Размер рынка капитала облигаций в России. Как я выяснил во второй статье долговая нагрузка в РФ не препятствует увеличение рынка облигаций в разы, без риска для экономики. Если размер рынка рублевых облигаций оценивают в 460 млрд.,$, то цель - увеличить размер рынка капитала облигаций до 1 трлн., $ за пару лет.
  5. Ликвидность рынка капитала облигаций в России. Предлагаем отслеживать через объём торговли облигациями который за год составляет 20 трлн., ₽, а цель - 60 трлн., ₽ за пару лет.

Для достижения этих целей ЦБ и правительство России должны:

  • Создавать и поддерживать эффективные и прозрачные правила регулирования, которые способствуют развитию рынков капитала и притоку инвестиций.
  • Обеспечивать стабильность и надежность финансовой системы, чтобы инвесторы и участники рынка чувствовали себя защищенными и уверенными в будущем.
  • Поддерживать конкуренцию на рынках капиталов, чтобы стимулировать инновации, улучшение качества услуг и снижение затрат для инвесторов.
  • Принимать меры по борьбе с манипуляциями, мошенничеством и другими негативными явлениями, которые могут повлиять на рост капитализации и ликвидности рынков.
  • Поддерживать образование и информирование инвесторов о возможностях и рисках инвестирования, чтобы повысить уровень финансовой грамотности и доверия к рынку капитала.
  • Применять поддерживающую монетарную политику (процентная ставка ниже 5%, дополнительную ликвидность в банковском секторе, укрепление национальной валюты)

Пару слов о развитие венчурных инвестиций на местном рынке

Приоритет - развитие венчурных инвестиций от локальных венчурных фондов с фокусом на локализацию и импортозамещение. Развитие венчурной экспертизы и появление множества новых венчурных фондов как у текущих, так и новых управляющих, как с привлечением частного, так и государственного капитала. Попросту говоря, венчурные фонды, которые пылесосят местные деньги и вкладывают в развитие стартапов в Калифорнии нас не должны интересовать. Деятельность таких фондов сопряжена с большими операционными рисками для инвесторов, не развивает локальный венчурный рынок и не должна поощряться. Локальные венчурные фонды вкладывающие местные инвестиции в стартапы и высокотехнологичные проекты в стране должны всячески поддерживаться, продвигаться и поощряться! Бурный рост общего объема инвестиций в стартапы и высокотехнологичные проекты в стране за определенный период времени таргетировать ЦБ и правительству. Показатель иллюстрирует насколько активно ведется инвестирование в инновационные проекты. Создать условия, среду для бурного роста объёма инвестиций:

  1. Количества венчурных фондов и инкубаторов: которые инвестируют в стартапы и помогают им развиваться.
  2. Качества стартап-экосистемы: оценить наличие инфраструктуры и институций, способствующих развитию венчурных инвестиций, таких как технологические парки, инновационные центры, вузы с активной научной деятельностью и развивать её дальше.
  3. Уровня успешности стартапов: анализировать количество успешно вышедших на рынок стартапов, которые получили инвестиции и достигли успеха. Распространять и популяризовать успешный опыт.

Создать и упростить политику государства в области венчурного инвестирования. Изучить наличие и эффективность налоговых льгот и других стимулов для инвесторов в стартапы и меры поддержки для молодых компаний.

Выше сказанное, приведёт к бурному росту венчурных инвестиций и в последствии развивать рынок капиталов.