Найти тему

Домашняя работа: что способствует её выполнению

Оглавление
Кому нравится делать домашнюю работу? - вопрос на засыпку.
Кому нравится делать домашнюю работу? - вопрос на засыпку.

Наверное это самая большая и больная проблема в организации учебного процесса, так как примерно 20-30% учащихся регулярно не выполняют домашнее задание, ещё 50-60% делают его через силу и как попало. А это обязательно отражается на работе в классе и на уровне образования этих детей.

Дети вышли из школы на свободу, освободились от "гнёта учителя", и что их может заставить вернуться мыслями к учебному процессу и сделать уроки? На самом деле, есть несколько вещей, которые могут заставить.

Особый контроль родителей

Чем старше ребёнок, тем меньше он получает контроля и помощи со стороны родителей. Это общеизвестно и, в принципе, нормально. Ребёнок стал самостоятельным, автоматически это отношение переносится на учёбу. Тем не менее, есть дети, которых нужно продолжать контролировать даже в средней школе, так как у них так и не сформировались такие качества как ответственность и самодисциплина. К сожалению, у родителей таких детей чаще всего эти качества тоже отсутствуют.

Проверка домашнего задания не должна быть стрессом, лучше если она будет приятной беседой и будет способствовать взаимному уважению и доверию.
Проверка домашнего задания не должна быть стрессом, лучше если она будет приятной беседой и будет способствовать взаимному уважению и доверию.

Родители должны знать, что дети имеют возможность списать практически любое задание, а не делать его самостоятельно. Поэтому нельзя подходить к контролю формально, нужно не просто проверять сделаны задания или нет, а беседовать по заданиям. И делать это регулярно. Сегодня побеседовали про задание по биологии, завтра ребёнок решает у вас на глазах математику, послезавтра рассказывает вам, чему научился на физике и т.д. Не нужно всё досконально проверять. Даже если делать это выборочно, ребёнок будет готовиться. Главное, проверка не должна быть поверхностной и формальной, она должна быть заинтересованной.

Некоторые родители тотально контролируют весь процесс выполнения домашней работы, буквально контролируют написание каждой буквы, но ведь ребёнок должен сделать её самостоятельно, в этом ведь смысл. Он должен научиться самостоятельно работать и достигать результата. Понимать что у него получается, а что нет и тогда уже попросить о помощи.

Самодисциплина и привычка

Это очень важная вещь, которая вырабатывается годами. Свой вклад в формирование самодисциплины вносят и родители, и учителя. Если и те, и другие постараются, результат, конечно, будет. Учитель должен обязательно проверить домашнюю работу, хотя бы даже наличие и прокомментировать, например, похвалить. Родители не просто должны отправить ребёнка делать уроки, а потратить хотя бы 15 минут на их проверку и/или обсуждение. Они должны хотя бы время от времени беседовать со своим ребёнком о школьных успехах и проблемах, а также о домашней работе.

Если в начале ребёнок будет находиться под контролем родителей и учителя, то к осознанному возрасту он уже привыкнет и будет организовывать своё время и выполнять домашние задания сам.
Организация рабочего пространства для ребёнка тоже очень важна!
Организация рабочего пространства для ребёнка тоже очень важна!

Страх перед учителем

Бывает и такое, но это далеко не лучший вариант и ведёт к психологическим проблемам. Я бы лучше сформулировала этот пункт как непоколебимый авторитет учителя, с таким учителем спорить не будут. Да, такое тоже бывает, и не только в начальной школе. Тем не менее, страх перед авторитетным учителем присутствует, и чтобы избежать нотаций и оскорблений или очередной двойки ученики стараются сделать домашнюю работу или хотя бы списать. Именно в этих случаях они списывают домашку второпях на переменах и на других уроках. Качество выполнения соответствующее, то есть никакое. Да и смысл такой домашней работы теряется. А если учитель ещё и проверяет списанные работы на уроке, тратит на это кучу времени, а дети делают вид, что что-то понимают, и главный аргумент - "Ну я же сделал!", то и урок проходит впустую.

Строгость в меру тоже полезна!
Строгость в меру тоже полезна!

Желание быть хорошим и успешным

Это хорошее желание, и оно какое-то время может мотивировать ученика преодолевать лень, например. Он бессознательно стремится к хорошей отметке, к похвале, к росту своей самооценки. Нужно его в этом обязательно поддержать. Каждый раз больше хвалить, чем критиковать. При этом соотношение интереса и прикладывания усилий должно быть адекватным.

Домашняя работа всегда должна вызывать интеллектуальный или творческий интерес, но при этом быть доступной для самостоятельного выполнения, то есть подходящего уровня сложности. Она должна мотивировать и обеспечивать успех любому ученику, то есть быть разноуровневой.

Таким образом, достигая успеха, ученик будет получать положительные эмоции и будет продолжать стремиться к ним. У него закрепится это желание и со временем превратится в привычку.

Влияние окружающей среды, то есть одноклассников

Как мы знаем влияние сверстников может быть как отрицательным, так и положительным. Это зависит от того в какую среду попадёт ребёнок. 80% детей ведомые, они ориентируются на лидеров. И вот если в классе завелась группа сильных положительных лидеров, то класс станет сильным, так как все будут стараться брать с них пример и, в том числе, выполнять домашнюю работу. И наоборот, к сожалению.

Очень заметно, когда ведомый ребёнок переходит в другой класс, он тут же подстраивается под коллектив. Даже в сложном подростковом возрасте. Правда, после 7 класса запущенные дети, как правило, уже не тянут, им нужна колоссальная поддержка и дополнительные уроки.

Поэтому хороший класс, особенно в начальной школе, когда закладываются все основы, - это очень важно, это огромный задел на будущее, это отправная точка в жизнь. Да и потом значение классного коллектива трудно переоценить.

Работать или не работать на уроке - тоже привычка, которую формирует учитель.
Работать или не работать на уроке - тоже привычка, которую формирует учитель.

Заинтересованность

Когда у ребёнка появляется заинтересованность? Тогда, когда он знает что ему надо, когда у него есть цель, и когда эта цель соответствует его желаниям. Поэтому настоящая заинтересованность появляется в осознанном возрасте, где-то в 7-8 классе. Именно в это время ребёнок пытается определиться с выбором направления своего развития. Правда, вектор этого направления скорее всего ещё много раз поменяется через пробы и ошибки. Но ведь так и должно быть. Заинтересованность предметом будет способствовать регулярному и тщательному выполнению домашней работы. Поэтому одна из целей учителя - заинтересовать учащихся в своём предмете. Для учителя иностранного языка сделать это и просто, и сложно. Но то, что предмет сам по себе имеет практическую направленность, как никакой другой, даёт много шансов на успех.

А Вы считаете, что самостоятельная работа дома это важно?