В этой статье я раскрою основные принципы формирования у учащихся умения учиться (из моего опыта, не претендую на истину в последней инстанции).
Принцип 1. Баланс между интересом и принуждением.
Этот принцип я обнаружила у К.Д. Ушинского, мне понравилась его цитата, взяла её себе на вооружение. Вот она: "Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в учении интересно и придёт многое, что надобно будет взять силою воли."
Я полностью согласна, что интерес должен присутствовать, но на одном интересе далеко не уедешь. Обычно у детей есть интерес, когда появляется что-то новое, (например, новый учебный предмет), в этом случае работает принцип новизны, но работает он, прямо скажем, не долго. Достаточно пару раз сделать какое-нибудь интересное задание в классе, и оно уже превращается в рутину.
Не нужно весь урок удивлять детей и придумывать что-то необычное и яркое, чтобы привлечь их внимание и заинтересовать.
Достаточно удивить один раз в течение урока, но хорошо бы на каждом уроке, тогда они подсознательно каждый раз будут предвкушать что-то новое, необычное, интересное. Это может быть какой-то удивительный факт или реальный пример из жизни, но обязательно связанный с темой урока. Или вы предложите им новое интересное задание или игру, которую удачно встроите в логику урока. А может быть это будет ваша новая причёска, тоже пойдёт в качестве удивления.) А вот остальной урок должен быть обычной рутиной, хорошо знакомые задания, которые выполняются быстро и слаженно, потому что уже хорошо отработаны и фокус уже не на них, а на содержании, на предмете обсуждения, осмыслении. Потому что цель урока - не развлекаться, а продвигаться дальше в изучении языка.
Рутина для кого-то может быть трудной с точки зрения усидчивости и внимания, но всё же это не настоящая трудность, которую нужно преодолеть, приложив определённые усилия. А как создать настоящую трудность, поставить перед ребёнком сложную задачу, сделать вызов? Есть варианты:
- Немножко поднять планку в обычных заданиях. Если он обычно пишет 5 предложений за 10 минут, пусть напишет - 7. Если может выучить только 3 строчки, пусть выучит 5. Если читал адаптированную книгу второго уровня, теперь будет читать третий. и т.д.
- Дать нестандартное, необычное задание на самостоятельную работу. Форма задания должна быть новой, а содержание и уровень языка доступными. Ребята должны найти оригинальное решение, а для этого как следует подумать. Больше всего здесь подходят творческие задания. Например, после того как мы разобрали текст, делю учащихся на группы - в группах они должны разыграть этот текст по ролям. Там может и ролей то нет, а вот им нужно их придумать. И самое главное - правильно передать содержание текста через театральную мини-постановку. Трудно? Да, зато интересно!
Принцип 2. Активная позиция учащегося на уроке.
Она начинается с умения слушать и слышать, иначе невозможно полностью включиться в урок. Мне кажется, во многом это привычка формируется первым учителем. Нам, предметникам нужно продолжать её формировать через организацию учебного процесса. Здесь помогут такие приёмы, как равномерный опрос учащихся в течение урока, перекрёстный опрос, постоянная смена форм и режимов работы (чтобы не засиживались).
Далее активная позиция должна превратиться в позицию осознанную. Для этого учащимся важно понимать логику урока, какой они должны достичь результат к концу урока, а не бездумно выполнять упражнение за упражнением просто потому, что их задаёт учитель. Поэтому в самом начале урока учитель должен нацелить учащихся, рассказать чем они будут заниматься и для чего. А в конце урока подвести итог.
Осознанных учеников, к сожалению, очень и очень мало. Поэтому на переходном этапе учащихся можно мотивировать оценками за небольшие по объёму задания. Меня выручают карточки, в работу с карточками включаются практически все и всегда. Поэтому приходится давать их чуть ли не через урок.
Важно приучать детей на уроке думать. Использовать такие задания, которые заставляют их продуктивно думать или хотя бы задумываться. Для этого, по крайней мере, они должны что-то записывать или говорить. Приём активного чтения хорошо для этого подходит, (в британской методике этот приём называется insert). При чтении текста ребята ставят на полях или в самом тексте значки, обозначающие их согласие/несогласие, что удивило, заинтересовало и т.д. То есть нужно не только понять содержание, но и выразить своё отношение к нему по ходу чтения, это заставляет более глубоко подходить к осмыслению текста.
Письмо также заставляет учащихся быть вдумчивыми, так как они создают свой собственный, личный продукт, пишут свой текст.
Когда ребёнок привыкает быть активным и осознанным на уроках в школе, ему становится тяжело переносить безделье, он старается занять себя чем-то полезным, не тратить время впустую. Это касается и свободного времени тоже.
Принцип 3. Самодисциплина.
Самодисциплина складывается из многих вещей: ответственность, сила воли, умение организовать своё время и пространство, уверенность в своих силах, мотивация.
Как мы можем помочь ребёнку её сформировать? Одним из самых доступных нам способов является выработать у учащегося ответственность за выполнение домашнего задания.
Чтобы можно было требовать от учащихся его выполнения, домашнее задание должно быть доступное для всех в классе, другими словами разноуровневое. Но при этом каждый ребёнок должен приложить усилия к его выполнению, и оно не должно подталкивать к списыванию. Вот такая задачка для учителя. Кто сам будет выполнять задание, если уже есть готовые ответы? Я, например, не буду. А вы?
У меня есть небольшие хитрости, как заинтересовать в выполнении домашнего задания. Иногда я посвящаю домашнее задание одному из учащихся. Сделать это очень просто с электронным журналом. Я так и пишу: "Это задание посвящается такому-то ученику, так как он настоящий спец в компьютерных играх и в компьютерной терминологии." А потом пишу само задание, и оно действительно связано с темой компьютеров. Работает круто! Особенно старается тот, кому посвящается.
Иногда мы играем в такую игру. Я говорю "Вы должны потратить на задание не более 15 минут. Ставьте будильник. Как только время истечёт убирайте учебник и тетрадь. Всё, время вышло! Потом расскажете мне, сколько успели."
Думаю, что все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Важно, не забывать, что главная наша задача - не проходить учебник, а формировать успешную личность, а для этого ребёнок должен научиться достигать успеха самостоятельно!