Дорогие друзья, приветствую наш "закрытый клуб" по интересам!
Продолжим нашу экскурсию по личным покоям Петра Первого в его Зимнем дворце. В одном из них реставраторы воссоздали интерьер хорошо известной по воспоминаниям современников Петра Первого комнаты - Токарни.
По описанию современников, обычный день российского императора складывался следующим образом: "Государь встает очень рано, так что в 3 и 4 часа утра присутствует в тайном совете. Потом идет на верфь, где смотрит за постройкой кораблей и даже сам работает, зная это мастерство превосходно. В 9 или 10 часов занимается токарной работой, в которой так искусен, что решительно ни одному художнику не уступает".
Размер Токарни такой же, как у Конторки, всего 15 кв. метров. К сожалению, при осмотре экспозиции в музее у экскурсантов нет возможности заходить внутрь. Комнатку можно рассмотреть только через окна. Ну а мы с вами, хоть и далеко находимся, а увидим не меньше экскурсантов точно.
Пётр Первый стремился во всём быть примером для своих подданных. Император освоил 14 профессий: плотник, столяр, слесарь, кузнец, врач, картограф, штурман, артиллерист, навигатор, кораблестроитель, часовщик, оружейник, топограф, архитектор, но одно ремесло ему так и не далось: плетение лаптей. В конце концов после ряда бесплодных попыток он забросил это занятие, заявив что "нет ремесла мудренее лапотного"!
Царь брал уроки рисования и гравёрного дела, учился изготовлять бумагу, посещал анатомический театр, практиковался в хирургии. Он ещё и кариозные зубы наловчился выдергивать профессионально и всегда имел под рукой необходимый инструментарий. Заболел у кого-то из придворных зуб - а царь-стоматолог тут как тут! Когда он всё это успевал? Удивительно! Современники утверждают, что у царя были сильные мозолистые руки, которых он не стеснялся.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник
А. С. Пушкин, "Стансы".
Токарня Петра Великого - его любимое место во дворце, лаборатория токарного дела. Зайти на часок в Токарню и сделать что-то своими руками было для него и отдыхом, и удовольствием.
Главный экспонат - высокоточный станок, он сразу же привлекает к себе внимание. Всего у Петра было 50 (!!!) станков, на которых он работал в разных дворцах: например, в Летнем и Меншиковском; а ещё он брал их с собой во все походы и поездки!
Первые токарные мастерские Пётр Первый завел еще в конце 17-го века. Позже, в основанном им Санкт-Петербурге находилась мастерская Его Величества при Летнем дворце. Царская токарня считалась в то время одной из лучших в Европе!
Станок, стоящий в токарне — один из 12 сохранившихся в Эрмитаже, уникальный механизм. Станок был сделан в 1718 году английским мастером Георгом Занепенсом, в России его называли Юрием Курносовым. Позже токарной мастерской Петра Великого заведовал уже русский мастер.
Им стал лейб-токарь царя Андрей Константинович Нартов, ездивший по его приказу в Англию и Францию учиться точить из панциря черепахи. Из-за границы Нартов докладывал Петру: "нам здесь учиться нечему, мы точим лучше". Нартов позже вспоминал: "Петр I особливо трудился в прелюбезной своей лаборатории токарного искусства, в которой многие машины с разными инструментами имеются, каковых не только в России, но нигде никогда не бывало. Государь имел наивя́щую охоту к токарному художеству, прехитро вытачивал в махинах из слоновой кости".
Станок украшен вензелем, который расшифровывается как "Петр Алексеевич, Император Российский" (слева, в круге):
Царь точил на этом станке разнообразные поделки из дерева, кости и рога. В станке закреплен копир, отлитый скульптором Бартоломео Растрелли в 1719 году, и по этому копиру можно было из дерева, из кости, из рога выточить сколько угодно фигурок, используя этот копир как модель.
Император любил вытачивать подставки под чашку, подсвечники и подобные вещи, а потом дарить их другим монархам вместо привычных всем драгоценностей. Это было и оригинально, и государственную казну позволяло экономить.
Петр I нередко дарил своим союзникам и сами токарные устройства, чтобы обмениваться опытом и укреплять выгодное сотрудничество. Так, например, в 1718 году прусский король Фридрих Вильгельм I получил от Петра I станок для вытачивания медальонов. А национальный музей искусств и ремесел в Париже до сих пор хранит станок, подаренный молодому Людовику XV при посещении французского двора в 1720 году.
За этим станком Петр работал ежедневно. По воспоминаниям современников, в Токарне Пётр мог и гостей принять, как принимал он одного посла, и царедворцев с отчётами призвать. Она, по сути, служила ему вторым кабинетом.
Государь, рассматривая в "токарной" план учреждения Академии Наук в Санкт-Петербурге, взглянув на Нартова, говорил ему: "Надлежит при том быть департаменту художеств, а паче механическому. Желание моё - насадить в столице сей рукомеслие, науки и художества вообще".
"Достоверныя повествования и pечи Петра Великаго", собранные Андреем Нартовым, русским ученым, механиком и токарем Петра Первого.
В токарне представлена часть коллекции резцов Петра Первого: всего их 400 (!!!), а в мастерской выставлено 160. Они разные по своему функционалу.
Инструменты находятся в безупречном порядке:
Рядом находятся другие уникальные вещи: очки и отпечаток руки императора.
Очками он пользовался для защиты глаз во время работы на станке, в них обычные стекла. А отпечаток руки был отлит русскими мастерами по следу в глине, в которую Петр попал рукой, когда оступился во время поездки в Липецк в 1707 году.
В Токарне есть такая же декоративная печь, отделанная изразцами, как и в Конторке. Изразцы не подлинные: они были воссозданы по настоящим, которые сняли и убрали в хранилища музея. Все новые изразцы сделаны вручную по старой технологии. Видов плитки два: синяя кобальтовая и коричневая марганцевая.
Сотрудники Эрмитажа первые в мире смогли восстановить марганцевые изразцы.
Здесь же хранители музея разместили и показывают много личных вещей Петра. На полу стоит корабельный компас. Он установлен на карданную подставку, которая держит его в положении, параллельном земле, при любой качке (фото добавлю, не нашла в хорошем качестве).
Здесь же на столике несколько тростей императора, и все они с секретом: в черной ручке одной спрятана подзорная труба, а у другой можно отвинтить набалдашник и достать аршин — палочку, на которой Петр отмечал единицы измерения длины в разных странах, а потом заносил в записную книжку и сравнивал. Здесь отмечены, например, саксонский и данцигский футы.
Темный коричневый прямоугольник это кусочек "помповой" кожи. Эту помповую кожу Петр Первый носил в кармане, и в Сенате сокрушался: господа сенаторы, до сих пор не умеем в России помповую кожу делать! Эта кожа не пропускала воду и использовалась при производстве насосов. В 1719 году в Казани Петр основал первый помповый завод, на котором стали и помповые кожи выделывать, и сами помпы производить. А наладить производство он пригласил, конечно, англичанина, Томаса Олдфри из Лондона.
В центре стоит шкатулка-сейф. Её царю подарил польский король и саксонский курфюрст Август II Сильный. Создатель шкатулки - известный французский мастер Пьер Фрамери. Гво́здики, использованные в конструкции, оформлены так, что переливают как бриллианты.
Её замок это настоящее произведение искусства: ключ нужен только один, но при этом шкатулку закрывают сразу семь язычков - вручную отжать одновременно все семь и вскрыть её невозможно. Но и унести не получится! В её дне, внутри, есть две дырочки для гвоздей, и ими можно закрепить сейф там, где он должен стоять - буквально прибить гвоздями к основанию. Так что можно было не опасаться за сохранность содержимого. В этой шкатулке Петр хранил важные бумаги и другие ценные вещи.
Рядом со шкатулкой лежат циркули и параллельные линейки царя, а также табакерка, сделанная еще в 1697 году. Петр приобрел её в Саардаме, (ныне Заандам), городе, где учился корабельному делу. На вещице есть памятная гравировка: "Петр I, Саардам, 1697 год". Ко всем металлическим вещам сотрудникам музея разрешено прикасаться только в перчатках, чтобы защитить металл от коррозии.
На том же столе можно найти посуду Петра Великого (справа). Это тонкие и легкие, как бумага, тарелочки из пальмового дерева.
Сам стол, на котором лежат вещи, сделан в России и стоит на точеных ножках-балясинах. Но окружают его голландские стулья. Петру нравилось всё англо-голландское за простоту и качество: такая мебель делалась из твердых пород дерева, была очень надежной, но при этом без вычурных дорогих украшений, которые император не любил. Я смотрю на всю эту мебель и понимаю: она очень похожа на нашу, современную, практичную и удобную, и очень сильно отличается от резной, вычурной и золочёной мебели монархов - современников Петра.
Третье помещение "Малых палаток", самое большое и нарядное - Столовая, о ней расскажу в следующей статье.
Напомню, на канале уже есть статьи с описанием внутреннего Парадного двора, бывшей Кордегардии с "Восковой персоной" и рабочего кабинета Петра - "Конторки".
Читайте продолжение в статье "Обед по расписанию - отдых Петра Первого".
Всем добра!
Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.