Приквел
Поводом для сегодняшней статьи стала заметка и бурное как море обсуждение на развлекательно-карательном ресурсе о том, что Море.ТВ не вернуло клиенту стоимость подписки клиенту (за два года) после того, как интегрировалось в другой развлекательный сервис (wink).
Купил по акции подписку на море тв аж на 2 года. Через пару месяцев они объединяются с винк и оставляют в подписке только эфирные каналы и еще пару никому не нужных типа "Беларусь на селе" или " Напевы Узбекистана".
На мое гневное письмо в поддержку мне прислали ссылку на пункт договора, что они вправе менять сетку и состав каналов в одностороннем порядке без объяснения причин.
Вот такое вот у нас платное телевидение.
Ну и самое горячее из обсуждения:
- Эти **** (нехорошие люди) вроде бы включают более менее нормальный сериал в подписку. Смотришь несколько серий. На следующий день этот сериал стоит уже за доп плату, **** (нехорошие люди)! **** (очень нехорошие). Ссылка
- Винк это вроде ростелекомовский **** (проект). Точно что Ростелеком их пиарит как минимум. А там где замешан ростелеком там изначально не может быть ничего хорошего. Ссылка
- У винка постоянно есть промокоды. Смотрю бесплатно уже несколько лет. Всё официально. Ещё и до 7 устройств. - Дак да, полно промокодов, вот только смотреть нечего ))) Ссылка
- Яндекс аналогично поступает.
Купил подписку сразу на 3+1 года. А они начали оттуда кусочками выносить, что было. каналы сократили - вынесли в платный пакет
фильмы которые были в подписке (не сторонние сервисы) - вынесли в платный пакет. аудиокниги - тоже вынесли. вот жду когда и музыку ограничат. а подписка еще до лета 2027 года будет действовать ... но *** (вряд ли) я там продлю )))) Ссылка
А теперь разбираем по кусочкам.
Морская дичь о которой мы предупредили 7 человек
28 декабря 2022 на нашем канале выходит одна из не самых удачных наших статей.
Спасибо и респект тем пяти людям, которые ее прочитали (два раза мы сами открывали статью), остальные пять любопытных нам неизвестны.
В статье мы писали:
Соглашение (и ваши обязанности) могут быть изменены в одностороннем порядке без уведомления. Условие такое вряд ли можно назвать законным (статья 310 ГК РФ намекает), но на Гражданский кодекс цифровая экономика давно положила свой диджитал-болт. Особенно доставляет обязанность пользователя каждые две недели заходить на сайт и проверять обновление договора.
Также мы предупреждали и про другую дичь: про то, что часть контента является платным и может не входить в подписку; посещение сайта приравнивается к заключению договора; перемещение курсора по экрану может свидетельствовать о подключении платных услуг; отключение рекламы будет платной услугой; расторгать договор нужно отдельным заявлением, а не удалением приложения и т.п.
Призрак МЕГОГО
Ситуацию с украинским медиасервисом, который вообще исчез за одну ночь мы описывали тоже в 2022 году.
Большое количество пострадавших тогда подняло волну возмущения и российские власти вроде бы нашли способ и аргументы для постепенного возврата абонентской платы отключенным от сервиса клиентам. По крайней мере такие обещания полетели от имени администраторов сервиса.
Дела бумажные
О других рисках медиасервисов и онлайн-кинотеатров мы рассказали в недавней статье.
В этом материале акцент сделан на то, что договор с онлайн-кинотеатром сложно расторгнуть, деньги под разными предлогами вам постараются не возвращать, а аргументы о том, что вы не пользовались услугами никто не примет.
О причинах
Можно ли включать в договор условия, которые нарушают права потребителей (например право на одностороннее расторжение договора или право на неизменность и стабильность условий оказания услуг)? Ответ однозначный - нельзя. Такие условия ничтожны, если по ним возникают у клиента убытки - то они возмещаются исполнителем услуг в полном объеме. (подробнее см. статью 16 Закона "О защите прав потребителей"). Там же есть скучный подробный перечень условий, которые нельзя включать в договор (как его пять лет готовили, несмотря на прямое поручение Президента - это отдельный квест, но лоббисты сопротивлялись очень сильно).
Итак, сделали первый вывод. В договор включать всякую дичь нельзя.
Итак, запрет есть, идем дальше. Допустим, Море ТВ или море других сервисов включили непотребные условия в договор. Что делать потребителю? Правильно - жаловаться в Роспотребнадзор. Но сейчас у него "лапки", он не может НИЧЕГО сделать по такой жалобе. Только написать в адрес обидчика электронное письмо, что потребителей нельзя третировать. Ни исправлять ситуацию, ни отвечать Роспотребнадзору у организаций нет обязанности ПО ЗАКОНУ.
Как такое вообще могло произойти? Есть у нас отдельная статья.
То есть тем, кто пичкает договоры всякой дрянью (а таких много, смотрите в конце статьи сколько мы уже об этом пишем) в плане ответственности ничего не будет.
Но если вдруг, вдруг! случится такое, что компанию все-таки смогут проверить, а после проверки составить на нее протокол. Какая же ответственность грозит нарушителю? Невероятное суровая, посмотрите-ка сюда:
КоАП РФ Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей: включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, влечет наложение
административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
То есть можно заключить 10 млн договоров (см. новость на РБК) в которых будут нарушаться права кажлого клиента и не нести за это никакой ответственности, а если прижмут - заплатить 20 тыс рублей штраф (на самом деле за первое нарушение дадут только предупреждение, а если совсем не повезет, то по нижнему пределу - 10 тыс рублей).
Вот такая защита прав потребителей предпринимателей сегодня у нас в стране.
Некоторые материалы, в которых мы анализировали несправедливые условия договоров.