Найти тему

Бумажныне твари и где они обитают. Часть 1. В чем опасность абонентских договоров? Полный разбор уловок.

Оглавление

Мы начинаем новую серию постов о том, какие уловки используются рынком против потребителей при заключении тех или иных договоров. Если материал будет интересен читателям, планируем сделать аналогичные обзоры для тех, кто покупает авто, берет кредит, оформляет страховку. Можем разобрать вашу личную историю, если она поучительна, как мы это делали на примере клиента НТВ+, которому пришло письмо счастья, о том что его собрались штрафовать за невозвращенную карту доступа.

А сегодня речь про абонентские договоры, которые наполняют нашу спокойную обывательскую жизнь нюансами и неприятностями.

Где обитают эти твари и как выглядят?

С абонентским договором вы можете столкнуться где угодно. Например, в онлайн кинотеатре. Как раз подоспела новость о том, что Онлайн кинотеатры зафиксировали максимальный рост подписок на свои услуги: за полгода их количество выросло почти на четверть. Однако, хотя многие сервисы и называют своих клиентами "абонентами", а плату "абонентской", в договорах у них ссылка на то, что заключаемый договор является абонентским может отсутствовать (так поступили Wink, Kion). У сервисов "PREMIER", "START", "ИВИ", "Смотрешка"напротив, есть оговорка, что соглашение является абонентским договором (ст. 429.4 ГК РФ).

Кстати мы подробно разбирали ранее в статье "Юрист читает договор с MORE.TV" некоторые условия работы с абонентами. More.tv недавно стал частью Wink, поэтому наша статья стала немного неактуальной, но почти все, что там описано подходит для большинства онлайн кинотеатров. Условия в таких договорах могут быть весьма забавными или неудобными (договоры, например, предусматривают что вы согласны: смотреть рекламу - за вашу же абонентскую плату; выполнять обязанность искать и читать изменения в такой договор каждые 10 дней; нести обязанности по договору с момента посещения сайта, даже если ничего не подписывали и т.п.). Обо всем этом мы подробно писали.

Также часто абонентский договор распространен в области телевещания. Например, у Триколора договор так и называется - Абонентский договор. Недавно мы как раз рассказывали про возможные проблемы с НТВ+

Зазевавшегося клиента эти договоры также могут поджидать в салонах красоты, медицинских центрах, на сайтах инфоцыган, продающих свои знания и марафоны, но особенно часто их можно встретить в автосалонах. Еще более двух лет назад мы писали об этом большой материал. Он остался актуальным до сих пор.

За последнее годы абонентские договоры научились притворяться дополнительными услугами, без которых невозможно жить (услуги теледоктора, телеюриста, автоюриста, семейного юриста, семейного психолога, консультанта по мировым заговорам обжалованию автомобильных штрафов и т.п.).

Чем опасны?

1. Такой договор может быть бессрочным (попробуйте потом его расторгнуть, от вас потребуют сдать оборудование, карту доступа и написать от руки бумагу, которую нужно направить строго по определенному адресу).

2. Такой договор может содержать лимиты. Об этом могут не сказать при заключении договора, но они всегда есть во всяких "консультационных договорах" - количество оплаченных консультаций теледоктора, юриста, психолога, ландшафтного дизайнера и т.п.

3. Для исполнителя по абонентскому договору не важно, извлекали вы пользу из договора или нет. Вы платите в любом случае. Даже если ни разу не обратились к исполнителю (не включили ТВ-приставку, не воспользовались интернетом, не позвонили телеврачу, не вызвали грумера или таксидермиста, маркшейдера или стриптизера на дом, не воспользовались указанной в договоре возможностью).

4. Абонентский договор часто используется для создания видимости возмездных отношений. Типичная история про клиента и автосалон такая:

...в процессе оформления кредита на приобретение автомобиля покупателю была навязана дополнительная услуга "Техническая помощь на дороге", исполнителем которой является ответчик. Денежные средства в размере 255 000 руб. за указанную услугу списаны банком с кредитного счета истца. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 23 августа 2022 г. N 41-КГ22-23-К4.

Цель такой манипуляции - раздуть стоимость авто и кредита за счет подписания договора, который не нужен клиенту и от которого не будет никакой полезности на уплаченную сумму. Вся техническая помощь, которую вы сможете получить может быть оценена в 10-20 тысяч рублей, а плата по договору будет определена заоблачной. Возражать вы не сможете, т.к. будет в лучшем случае действовать принцип: покупай в кредит и плати за авто 5 млн. с набором услуг или плати наличкой 5 млн. за тот же автомобиль без дополнительных услуг.

5. Абонентский договор может быть сложно расторгнуть. Особенно если это сделка в интернете или фейковая бумажка из автосалона. Сторона по договору будет тянуть время, игнорировать требования о расторжении договора, кормить вас завтраками или даже угрожать отменой полученных скидок на машину, если вы будете требовать расторгнуть какой-нибудь договор.

По закону, у вас, конечно, есть такое право.

В силу статьи 32 Закона о защите прав потребителей и пункта 1 статьи 782 ГК РФ потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Если имеет место абонентский договор на оказание услуг, то потребитель имеет право требовать возврата денежных сумм, уплаченных за тот период действия договора, на который он досрочно прекращен. ("Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023), пункт 10).

6. Абонентский договор (очень дорогой и бесполезный) может идти в связке с другим договором (недорогим, но полезным). Таким образом можно объединить два договора под одним маскирующим названием ("Организация и проведение праздника"), в абонентский договор внести телефонное консультирование по организации за 100 тыс., а в договор подряда поиск места, оформление, музыкальное сопровождение за 10 тыс рублей. Если договор будет исполнен - никто не увидит подвоха, а если клиент захочет отказаться от договора по своей инициативе, то мы удержим половину от абонентского договора. А если удалось подписать еще акт о консультировании по первому договору (так жулики делают постоянно) - то к возврату будет почти ничего или вообще ноль.

7. На форуме юристов встречается обсуждение такой уловки: абонентский договор делается на 1 год, но прописывается, что платным является только 1 месяц. После того, как ваш фитнес/обучение/доступ к сайту/ начались и пока вы разобрались во всех причинах, почему вам этот исполнитель услуг неинтересен - вы уже теряете шансы на расторжение договора и возврат денег. ВАЖНО. Закон "О защите прав потребителей" (всемогущая и полезная статья 32) не позволяет сделать договор оказания услуг или выполнения работ "невозвратным", т.е. когда деньги остаются полностью у вашего исполнителя. Исключения встречаются в тех случаях, когда хорошо сработали лоббисты и разрушили базовый принцип - авиаперевозка с ее невозвратными билетами, невозвратные ж/д поездки, ограниченные возвраты билетов на концерты и прочие зрелищные мероприятия, сейчас идет лоббирование невозвратных гостиниц и т.п. Суды должны руководствоваться тезисом

«Условие договора, согласно которому у потребителя при отказе от исполнения договора отсутствует или ограничивается право на возврат уплаченных денежных средств, является недействительным, как ущемляющее права потребителя», - п. 11 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом ВС РФ от 18.10.2023.

Вот еще пара историй опасных встреч

1. Статья про договоры о помощи на дорогах. Предмет договора - устные услуги, ведь именно за них мы отдаем 123 500 рублей из общей суммы в 130 000 денег. Как это вообще выглядит? Клиент: У меня пробито колесо, помогите. Помощь на дорогах: Отличная новость! Сейчас мы вам поможем. Для начала откройте багажник и поищите запаску...

https://cameralabs.org/11528-pin-ap-po-sovetski-valeriya-barykina
https://cameralabs.org/11528-pin-ap-po-sovetski-valeriya-barykina

2. Девушка расторгла договор с Ростелекомом, но не сразу. Сначала перестала платить, потом выключили услуги, а теперь требуют деньги. Увы, развод без похода в ЗАГС офис Ростелеком не прощает. По ссылке многокилометровый ответ Роспотребнадзора, смысл которого (если кому-то хочется знать, чем закончится такая интрига) в том, что даже при передаче оператору заявления о приостановлении услуг без расторжения договора, абонент обязан оплачивать весь этот период по установленным тарифам. То есть если оператор связи не предусмотрел, что в период отключения услуг будет действовать льготная цена - то платить нужно по полной. За остальные случи и подавно придется заплатить. Такие уж правила придумало государство (не без помощи лоббистов из сферы связи) - см. пункт 60 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2606 "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных".

3. Девушка с перепугу подписала абонентский договор оказания юридических услуг на 7 (!) лет за 128 тыс. рублей и одновременно с договором - акт оказания ей каких-то услуг. Уже через 5 дней она одумалась и написала отказ от такого договора (ссылка на судебное дело по этой ситуации). К договору ей, кстати, выдали невероятный сертификат «Защита прав трудящихся VIP». Юридическая компания в возврате денег клиенту отказала, в связи с чем состоялся суд. В суде ответчик заявил, что уже оказал (за 5 дней из 7 лет) 30% всех услуг и понес расходы в размере более 110 тыс. рублей. Суд такой позицией не впечатлился и постановил вернуть девушке 126 тыс. рублей от цены договора, а также взыскать с юристов штраф - почти 65 тыс, моральный вред 2 тысячи, оплатить услуги адвоката (25 тыс. рублей). Девушку в этой ситуации спасло то, что она вовремя одумалась и написала заявление на возврат и некоторая самоуверенность юридической компании.

Надеемся, что материал для вас был полезен, ставьте лайк и подписывайтесь.

И по традиции оставляем полезные ссылки:

Права потребителей при расторжении абонентского договора - Актуальная информация - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае"
ВС разъяснил толкование условий договора
Онлайн-кинотеатры зафиксировали рекордный рост подписок
Последствия прекращения абонентского договора досрочно для потребителя и не только: что сказал ВС РФ и как правильно и внимательно читать такое разъяснение?
Публичный, рамочный, любой: Пленум разъяснил заключение договоров

Ссылка на диссертацию по абонентскому договору.

ЖКХ
2331 интересуется