Найти в Дзене
Вход в будущее

Желание внедрить в России меритократию становится всё сильнее. Но, что даст нам новая управленческая элита в условиях современной системы?

В Москве прошёл очередной конкурс управленцев «Лидеры России». Сергей Кириенко поздравил финалистов и объявил победителей пятого сезона, заявив, что все они яркие и талантливые ребята.

  • Конкурс видится весьма перспективным для государства, в плане выявления талантливых руководителей, но вот о чем я бы никогда не подумала, это о возможности для конкурсантов получить через подобное мероприятие государственную должность. Почему-то такая система напоминает мне торги на аукционе породистых лошадей.

Моя мысль, по всей видимости, не очень креативна в этом плане, поэтому я и отношусь к подобным конкурсам критически, поскольку для блага страны и народов её населяющих, перспектив от подобных государственных инициатив не вижу совсем.

  • Корреспондент Первого Анастасия Кобызева по окончании конкурса сказала, что впереди у финалистов конкурса все условия для головокружительной карьеры, им и предстоит строить будущее нашей страны. Если принять во внимание именно эти мысли, то именно они и подтверждают все мои сомнения.

А вот ректор РАНХиГС , благодаря данному конкурсу, увидел возможность продвижения и внедрения в России меритократии.

-2
-3

Есть такой утопический роман - «Меритократия», где во власти находились люди, которые были более развиты, более образованы. Однако, в результате всё заканчивается господством одних над другими и ни к чему хорошему это не приводит, потому что думали, что меритократия – это власть достойных, но оказалось совсем не так.

  • Когда задаешься вопросом о достоинствах человека, и спрашиваешь себя, на каком основании кто-то достоин войти в элиту, а кто-то – нет, то первым делом можешь столкнуться с тестом IQ, который измеряет уровень интеллекта. Эта оценочная характеристика интеллекта человека может оказаться очень высокой и вам не останется ничего другого, как только ретировать.

Заметим, однако, что высокий IQ тест совершенно не означает того, что один человек достойнее другого, поскольку достаточно часто умные люди делали кошмарные вещи в истории человечества. Поэтому наша мечта об умном, добром и справедливом руководящем слое, т. н. лучших, которых двигают в лидеры посредством конкурсов, может так и остаться для нас лишь мечтой. Реальность же выглядит совсем по-иному.

  • Все дело в том, что меритократический принцип заканчивается именно в тот момент, когда этих лучших и достойных выбирают. Демократическая система никуда не уходит, она всегда на страже подобных процессов и это фундаментальный просчёт подобной затеи.

Вспомните, как меритократический принцип осуществлялся в СССР. Собирался съезд народных депутатов – достойных людей. В итоге формировалась элита, которая в свою очередь с высоты своего положения, сама начинала осуществлять этот меритократизм. Создавались свои структуры, комитеты, общественные организации для того чтобы выискивать таланты и поднимать их наверх. Это были ученые, артисты, писатели и многие другие – люди, которые своим трудом заслужили поощрение, но определяла такое их положение узкая прослойка людей – номенклатура.

  • Современная система власти (в момент надлома старой) сформировала свою номенклатуру, которая действует точно по такому же принципу, выдвигая наверх тех, кого считает нужным.

Люди, находящиеся внизу властной пирамиды, никогда не смогут повлиять на решения тех, кто находится наверху. Как только человек попадает в верхние управленческие слои и становится членом элиты, он тут же забывает про остальных и начинает заботиться только о себе, стараясь удержать в руках финансовые и властные рычаги управления. К сожалению, люди так устроены. Вот с этим моментом очень трудно справиться, если говорить о меритократическом обществе.

  • Теоретически, можно собрать людей внизу под какими-то лозунгами, так чтобы эта группа была мощной, сильной и влиятельной. В современном мире это что-то невероятное, тогда как тем, кто наверху, достаточно запустить информацию среди своего близкого окружения, чтобы начали происходить какие-то события, потому что в их руках сосредоточена власть.

Поэтому меритократия, это не способ выбора лучшего и достойного по какой-то рейтинговой шкале, и вопрос не единовременного выбора, а постоянно действующей системы. На сегодня меритократия («элита» нашей системы) сохраняет между собой и народом огромный разрыв, поэтому и во власть она будет притягивать подобных себе, а именно тех, кто за счет своего высокого IQ строит свою карьеру и не живёт мыслями о благе народа.

Да, нам нужна элита (настоящая), но без души и совести, которые индексом IQ не измеряются, о меритократии лучше не говорить.

Конечно, мы все понимаем, что элита должна быть. Понимаем и то, что есть люди более активные, более талантливые, заботливые не только о своем благе, но и о благе народном. Но такие талантливые управленцы, к сожалению, сейчас мало востребованы, да и взять их, по сути, не откуда.

Для появления в системе настоящей элиты, нужно озаботиться о переформатировании самой системы, причем снизу. И сделать это так, чтобы нижний (демократический) слой, был настоящей опорой для элиты (слоя аристократического) и Верховной власти. Осуществить это можно через общественные организации сформированные по профессиональному принципу.
Только в этом случае во власть будут выдвигаться лучшие и достойные из народа, осуществляя принцип меритократии.