Быть частью дружной, хорошо сработавшейся команды ‒ огромное удовольствие и удача. Именно такие коллективы реализуют самые классные проекты, меняют реальность к лучшему, достигают невероятных успехов. Как повысить вероятность столь удачного стечения обстоятельств? Давайте разбираться.
1.Общая цель
Каким вы видите результат своего труда? Чем конкретнее вы можете сформулировать конечную задачу, тем лучше. Открыть филиалы компании во всех городах-миллионниках России. Выйти на ежемесячный доход в 10 млн рублей. Выпустить игру на ПК, название которой стало бы именем нарицательным.
Когда есть общая цель, это помогает членам команды действовать сообща. А еще это мотивирует продолжать усердно трудиться. Даже когда сложно и не получается.
За наличие общей цели обычно отвечает лидер. Тот, кто собирает команду. Именно этот человек должен сформулировать желаемый конечный результат и донести его до рядовых сотрудников.
Рядовым сотрудникам остается слушать и воспринимать информацию. Хорошей идеей будет еще на этапе собеседования спросить, к чему стремится компания. И соглашаться на трудоустройство лишь в том случае, если общая цель вас вдохновляет, если вы готовы ее разделить.
2.Сотрудничество и взаимопомощь
Не только выполнять свои обязанности, но и помогать другим членам команды при необходимости. Делиться для этого своим временем, знаниями, ресурсами. Вот что означает взаимопомощь.
Почему это важно? Это значительно улучшает общую эффективность работы и улучшает атмосферу в коллективе. Все ошибаются, у всех есть слабые стороны. Компенсируя слабости друг друга, команда может на порядок повысить свою продуктивность.
Как настроить коллег на сотрудничество? Руководитель может в ручном режиме ставить соответствующие задачи. Может просить Васю помочь Пете в одном вопросе, а Иру помочь Васе в другом. И так до тех пор, пока это не станет рутинным образом действия для всех членов команды. Также начальник может организовывать различные внерабочие активности и тимбилдинги. Например, командные виды спорта очень сплачивают и формируют правильный образ действий. Еще очень важно, чтобы руководитель следил, чтобы никто не пытался пользоваться ситуацией, не садился на шею коллегам.
Рядовой сотрудник может сделать свой вклад в формирование атмосферы взаимопомощи лишь одним очевидным способом ‒ собственным примером. Если видите, что можете помочь коллеге, предложите ему свою помощь.
3.Хорошо налаженная коммуникация друг с другом
Это когда все могут спокойно поговорить со всеми, даже когда это не требуется для выполнения непосредственных рабочих задач. Дизайнеры, маркетологи, менеджеры по продажам, разработчики ‒ все могут обсуждать друг с другом совместный продукт, делиться ожиданиями и разочарованиями, давать друг другу обратную связь.
Если это есть, коллектив:
● Быстрее будет находить и исправлять ошибки.
● Сможет избежать многих конфликтов.
● Исключит ситуации, когда кто-то выполняет лишнюю работу, а какие-то задачи так и остаются нерешенными.
Чтобы этого добиться, нужно в первую очередь создать пространство для коммуникации.
Корпоративная почта, регулярные планерки и собрания, общие чаты ‒ все это дает людям возможность поговорить, если у них возникает такая потребность. Кроме того, начальник может организовать курсы или тренинги для своих сотрудников, где им помогут развить навыки здоровой конструктивной коммуникации.
Со своей стороны сотрудник тоже может заняться развитием своих коммуникативных навыков. Это в любом случае полезно. Не только для работы, но и для личной жизни.
4.Наличие совместных традиций
Раз в неделю одеваться в единой цветовой гамме, в последнюю пятницу месяца устраивать вечер настольных игр, играть на Новый год в «Тайного Санту» ‒ корпоративные традиции могут быть весьма разнообразны. Когда они есть, это создает чувство общности. Люди лучше, глубже, полнее чувствуют свою принадлежность к коллективу. К тому же, подобные традиции могут быть весьма веселыми.
По опыту, навязываемые сверху ритуалы приживаются не очень хорошо. Хотя исключения бывают, попробовать можно. И все же лучшие, наиболее живучие и веселые традиции зарождаются как бы сами собой. Кому-то из коллектива в голову приходит идея веселого совместного досуга, розыгрыша или способа отпраздновать знаменательную дату. Остальные поддерживают. Лучшее, что может сделать начальник ‒ не препятствовать.
Не переживайте из-за того, что ваши работники в рабочее время занимаются ерундой. Поверьте, иногда «ерунда» бывает очень и очень полезна.
5.Общие ценности
То, что члены коллектива считают правильным.
Например, сотрудники IT компании могут верить, что развитие технологий ‒ это путь к светлому будущему. И новые цифровые продукты, гаджеты, сервисы делают мир лучше, участвовать в их создании правильно и почетно. А работники семейного досугового центра могут придерживаться противоположной точки зрения: что живое общение, семья и традиционные ценности в целом очень важны. Что их нужно защищать и беречь, а стремительную цифровизации всего и вся стоит взять под контроль, ведь она таит немало опасностей.
Это может даже не проговариваться вслух. Просто коллектив верят в некий набор принципов. А новички, не разделяющие эти воззрения, быстро отсеиваются.
Но эффективнее и правильнее для руководителя формулировать и проговаривать такие вещи. Во-первых, это поможет сразу брать на работу правильных людей, еще на этапе собеседования отсеивая неподходящих. Во-вторых, это поможет коллективу полнее ощущать свою общность.
Коллективы, где сотрудники придерживаются разных ценностных парадигм, тоже, к сожалению, не редкость. Особенно в сферах с низкой конкуренцией. Если вы хотите работать, например, в железнодорожной индустрии, то едва ли вы можете рассчитывать найти аналог РЖД, но с другими ценностями. Что же, чуждые идеологически коллеги ‒ это источник постоянного стресса, непонимания, конфликтов. Это тяжело. Но иногда с этим приходится мириться.
Рядовому сотруднику мы можем посоветовать еще на этапе поиска работы обращать внимания на ценности компании. Даже если их никто не сформулировал, их можно понять по соцсетям бренда, его публичному образу. Имеет смысл также изучить личные страницы сотрудников и руководства в социальных сетях. Это поможет вам найти по-настоящему ваших людей.
Статья была написана при поддержке компании WENDY, предоставляющая бизнесу услуги корпоративных психологов. Если хотите сделать из своих сотрудников команду мечты, обращайтесь. Мы поможем!