Если рассмотренные рекомендации автопроизводителей по подбору моторных масел не вызывают особых сложностей, то периодичность их замены в двигателях — весьма дискуссионная тема в среде автомобилистов.
Как часто менять масло ДВС у “японца”?
Наиболее четкую и однозначную позицию в этом отношении занимают японские автопроизводители. Их рекомендации просты и понятны. Масло ДВС следует менять в зависимости от условий эксплуатации автомобиля, а также с учетом наличия в двигателе турбонаддува.
Обобщенная таблица интервалов замены масла для автомобилей японского производства по результатам анализа рекомендаций:
Тяжелые условия эксплуатации японскими инженерами интерпретируются как:
• частые запуски и холодные прогревы двигателя;
• короткие поездки на небольшие расстояния;
• частые простои в городских дорожных заторах;
• длительная работа двигателя на холостом ходу;
• движение преимущественно по плохим дорогам;
• движение преимущественно по горным дорогам;
• высокая запыленность дорог;
• низкое качество моторного топлива;
• высокосернистое моторное топливо.
Большинство перечисленных факторов, сокращающих интервал замены моторных масел, характерны для российских условий эксплуатации.
Периодичность замены масла в автомобилях Nissan
Однако анализ русифицированного руководства по эксплуатации автомобилей Nissan для российского рынка вызывает удивление незаметным превращением цифры 5 000 в 15 000 км.
Удивительный фокус? Увы, нет. Просто маркетологи вынуждены адаптировать свои сервисные рекомендации к европейским требованиям со стороны экологов и маркетологов. И тон на европейском рынке задают немецкие автомобилестроительные компании.
Замена моторного масла в Mazda
А это скриншот с официального сайта компании Mazda. Инженеры Mazda предлагают более сложную схему сервиса по замене моторного масла, разделяя условия эксплуатации на нормальные и тяжелые. Также учитывается наличие турбонаддува.
Их рекомендации в целом совпадают с рекомендациями других японских автопроизводителей. Цифра в 15 000 км, по крайней мере, фигурирует, хотя и является достижимой лишь теоретически и в идеальных условиях эксплуатации.
В сухом остатке выходит, что интервал замены моторного масла в тяжелых условиях эксплуатации составляет:
• для атмосферных двигателей — не более 5 000 км или 6 месяцев;
• для турбонаддувных — 2 500 км или 3 месяца.
Как часто нужно менять масло в VAG-авто?
Европейские рекомендации относительно интервалов замены моторных масел рассмотрим на примере концерна VAG (из открытых интернет-источников). VAG предусматривает три сервисных регламента в зависимости от условий эксплуатации и делит рынки на зоны:
- Зона А: страны Европы, США, Канада, Япония, Южная Корея, Новая Зеландия.
Характерно:
• высокое качество топлива;
• дороги с качественным покрытием;
• низкий уровень запыленности.
Сервис замены моторного масла 15 000-30 000 км.
- Зона В: преимущественно страны СНГ.
• нестабильное качество топлива;
• среднее качество дорог;
• повышенная запыленность.
Сервис замены моторного масла 10 000-15 000 км.
- Зона С: преимущественно страны Африки.
• низкое качество моторного топлива;
• очень плохое состояние дорог;
• высокая запыленность.
Сервис замены моторного масла 5 000-10 000 км.
Таковы регламенты ТО от инженеров Volkswagen.
Интервалы замены масла с учетом его ресурса
Наконец, рассмотрим расчетный метод определения интервала замены моторного масла с учетом реального ресурса моторных масел. Формула предельно проста и всем известна из школьного курса:
S = Vcp ∙ H, где:S — пробег до очередной замены моторного масла (км).Vcp — средняя скорость автомобиля по показаниям путевого компьютера (км/ч).Н — моторесурс (срок службы) моторного масла (час).
И хотя наиболее объективный интервал замены моторного масла исчисляется в моточасах, приведенный выше расчетный метод с достаточной точностью позволяет регламентировать правильную замену моторного масла. Кстати, в грузовой и тракторной технике ТО и замена масла производится по моточасам.
Справка: моточас — это условное время работы двигателя с учетом частоты вращения коленчатого вала. Совпадает с астрономическим часом только при работе двигателя на холостом ходу. По мере увеличения частоты вращения коленвала моточасы пропорционально увеличиваются.
От чего зависит ресурс масла ДВС?
Вот примерный ресурс моторных масел в зависимости от типа базового масла и группы эксплуатационных свойств (из открытых интернет-источников):
Рассмотрим два примера расчета интервалов замены моторного масла с учетом реального ресурса моторных масел на различных базовых маслах и разных эксплуатационных групп.
Пример 1. Дано:
Масло моторное на основе гидрокрекингового базового масла эксплуатационной группы API SN.
Примерный ресурс Н данного типа масла — 250-350 моточасов.
Средняя скорость Vcp автомобиля в городских условиях эксплуатации — 20-25 км/час (по путевому компьютеру).
Найти: пробег автомобиля S до очередной замены моторного масла (км).
Расчет: S = Vcp ∙ H = 5000…8 750 км.
Видно, что интервал замены моторного масла зависит от средней скорости автомобиля. Чем она выше, тем больше интервал замены масла.
А теперь выполним обратный расчет с целью получить значение средней скорости, отталкиваясь от пробега до замены моторного масла в 15000 км.
Vcp = S/H = 43…60 км/час.
Очевидно, что такая средняя скорость достижима только в магистральном режиме движения автомобиля на большие расстояния с высокой скоростью.
Пример 2. Дано:
Масло моторное на основе полимерно-синтетического базового масла эксплуатационной группы API SР.
Примерный ресурс Н данного типа масла — 400-450 моточасов.
Средняя скорость Vcp автомобиля в городских условиях эксплуатации — 20-25 км/час (по путевому компьютеру).
Найти: пробег автомобиля S до очередной замены моторного масла (км).
Расчет:
S = Vcp ∙ H = 8000…11 250 км.
В следующей статье подробно разберем две концепции: гидрокрекинг и полимерную синтетику. Читайте продолжение или просто проконсультируйтесь по выбору со специалистами ЕвроАвто в магазинах сети, по телефону +7 (812) 389-63-72 или в мессенджере.