Китайская компания BYD была производителем аккумуляторов, пробующей свои силы в производстве автомобилей. Компания продемонстрировала свою первую модель BYD F3 в 2007 году. Американские специалисты на автосалоне в Гуанчжоу ошеломились, увидев неровную фиолетовую окраску автомобиля и плохую посадку дверей.
«Они были посмешищем для всей отрасли», — сказал Майкл Данн, аналитик автомобильной промышленности Китая.
Однако сейчас никто не смеется над BYD.
В конце прошлого года компания обогнала Tesla по мировым продажам электрических автомобилей (продажи BYD достигли 526 409 единиц, в то время как продажи Tesla составили 484 507 единиц). Совокупный объём продаж автомобилей BYD в 2023 году достиг 3,02 млн единиц, увеличившись на 62,3 % в годовом исчислении, из них объём продаж электромобилей составил 1,57 млн единиц. В январе 2024 года BYD запустила сборку электромобилей в Узбекистане
Помимо этого BYD строит сборочные линии в Бразилии, Венгрии, Таиланде и готовится к этому в Индонезии и Мексике. Быстро расширяется экспорт в Европу. Компания находится на пороге перехода в Volkswagen Group - лидера рынка в Китае.
Продажи BYD, более 80 процентов из которых приходится на Китай, за последние два года росли примерно на миллион автомобилей в год. Последним автопроизводителем, добившимся этого хотя бы за один год на американском рынке, была General Motors — и это было в 1946 году, после того как GM приостановила продажи легковых автомобилей в течение четырех предыдущих лет из-за Второй мировой войны.
«Рост BYD не похож ни на что, что отрасль видела за многие десятилетия», — сказал Мэтт Андерсон, куратор транспорта в музее Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган.
Компания BYD, базирующаяся в Шэньчжэне, центре китайской электронной промышленности, показала, как китайские автопроизводители могут использовать доминирование страны в производстве электротехнической продукции. Ни одна компания не получила такой выгоды от внедрения в Китае электромобилей с аккумуляторной батареей и бензиновых электромобилей с возможностью подзарядки от сети. Эти автомобили вместе составляют 40 процентов автомобильного рынка Китая, крупнейшего в мире, и, как ожидается, в следующем году этот показатель увеличится более чем наполовину. Как и большинство китайских автопроизводителей, BYD не продает свои автомобили в Америке.
BYD возглавляет экспорт электромобилей в Китай и строит крупнейшие в мире суда-автовозы для их перевозки. Первый из кораблей, BYD Explorer No. 1, отправляется в свой первый рейс из Шэньчжэня с 5000 электромобилями на борту и, как ожидается, прибудет в Нидерланды к 21 февраля.
Успех Китая и BYD привлек к ним больше внимания.
Илон Маск, исполнительный директор Tesla, предупредил об увеличении экспорта китайских электромобилей в ходе отчета о прибылях и убытках компании в январе. «Честно говоря, я думаю, что если не будут установлены торговые барьеры, они в значительной степени уничтожат большинство других компаний в мире», — сказал он.
Быстрый рост BYD и других китайских автопроизводителей в Европе побудил Европейский Союз провести расследование по поводу субсидий правительства Китая и может привести к введению тарифов. Годовые отчеты BYD показывают, что с 2008 по 2022 год государственная помощь составила в общей сложности 2,6 миллиарда долларов.
BYD отказался комментировать информацию о субсидиях. В заявлении компании говорится, что ее новое судно BYD Explorer No. 1 «является важной вехой для BYD, поскольку она выходит на международные рынки и вносит свой вклад в развитие глобальной автомобильной индустрии на новых источниках энергии».
Китай построил достаточно заводов, чтобы производить в два раза больше автомобилей, чем может купить его рынок. Это привело к ценовой войне в Китае, особенно между BYD и Tesla, дисконтирование которой привело к тяжелым потерям. Стоимость одной из новейших моделей BYD, малолитражки Seagull, начинается менее чем с 11 000 долларов.
У BYD теперь есть собственный город-крепость в Шэньчжэне, юго-восточном пригороде рядом с Гонконгом. Монорельс доставляет рабочих из 18-этажных квартир компании в офисные башни BYD и исследовательские лаборатории.
Лю Цянцян, инженер центра в Шэньчжэне, сказал, что штат его команды по разработке автомобилей увеличился почти втрое с тех пор, как он пришел в компанию из General Motors 15 месяцев назад.
«Темп быстрый», — сказал он.
Отказавшись от автономного вождения год назад, BYD начала действовать, когда компании бытовой электроники Huawei и Xiaomi представили автомобили со значительными возможностями автономного вождения. В январе г-н Ван объявил, что 4000 инженеров BYD работают над системой помощи при вождении, ограниченной формой автономной технологии, которая работает в основном на шоссе и больших дорогах, и что он инвестирует в эту технологию 14 миллиардов долларов.
У BYD есть давнее преимущество перед Tesla: решение г-на Вана к 2011 году разработать подключаемые гибридные автомобили, на долю которых приходится почти половина продаж BYD.
Ли Цзинъюй, продавец дилерского центра BYD в Шэньчжэне, сказал, что многие семьи купили гибрид в качестве своей первой машины, чтобы в лунный Новый год поехать обратно в свои родные деревни. По словам г-на Ли, в большинстве деревень Китая сейчас есть зарядные устройства, но их недостаточно для толпы водителей, приезжающих на Лунный Новый год, который начался в пятницу вечером.
«Люди просто беспокоятся, — сказал он, — о времени ожидания».