Сегодня парк "Лейн Ков", расположенный в северной части Сиднея, является излюбленным местом отдыха для горожан, которые хотят провести время на природе, не выезжая за пределы мегаполиса.
Пересеченная местность на склонах извилистой реки, укрытая в тени кустарников и склерофилловых лесов, представляет собой идиллическое место, где можно погрузиться в первозданную природу и на время забыть о городской суете.
Однако мало, кто знает, что в прошлом здесь произошло преступление, раскрытие которого стало шоком для всей страны...
Находка на берегу реки
2 октября 1917 года молодая пара из Сиднея отправилась на романтическую прогулку вдоль реки Лейн Ков. Они прекрасно провели время и уже хотели было возвращаться домой, как вдруг девушка заметила туфлю, выглядывающую из кустов. Мужчина осторожно раздвинул ветки и увидел небольшую поляну, посреди которой лежала владелица обуви...
Вскоре на место происшествия прибыла полиция. Увы, опознать женщину было невозможно. Единственными приметными вещами, которые теоретически могли бы помочь установить её личность, были туфли. Дело в том, что они имели необычный дизайн и недавно побывали в ремонте.
Но, опросив едва ли не всех сиднейских мастеров по ремонту обуви, полицейские не смогли установить имя владелицы туфель. Даже сегодня найти преступника, не зная имени жертвы, является очень непростой задачей, что уж говорить о 1910-х годах. Расследование зашло в тупик, а спустя несколько месяцев дело оказалось на полке, и о нём забыли...
Побег
В тот же день, когда на берегу реки в парке Лейн Ков было найдено тело неизвестной женщины, 15-летний Гарри Биркетт вернулся домой из поездки к родственникам. Отчим мальчика, Гарри Кроуфорд, усадил пасынка за стол и сказал:
- Твоя мама влюбилась в другого мужчину и решила уйти от нас. Она попросила не искать её, потому что, скорее всего, они уедут в Англию. Но ты не беспокойся, я о тебе позабочусь...
Мальчик очень скучал по матери и никак не мог понять, почему она ушла, даже не попрощавшись? Его не удивляло, что родительница бросила отчима, ведь в последнее время они часто ссорились, и всё шло к разводу. Но он и Энни всегда были очень близки, отчего её внезапное исчезновение выглядело подозрительно.
Поиски
Поэтому следующие месяцы Гарри Биркетт занимался поисками своей матери. Сначала он объехал всех друзей и родню Энни в Австралии, потом принялся писать письма дальним родственникам в Англии. Однако никто из них ничего не слышал о женщине, будто она провалилась сквозь землю.
Спустя 3 года тщетных поисков Биркетт пришел к мысли, что, скорее всего, его матери давно нет в живых. Вместе с этим он вдруг вспомнил, как странно вёл себя отчим вскоре после исчезновения Энни.
Гарри Кроуфорд, который не умел ни читать, ни писать, несколько раз приносил ему газеты и просил прочитать криминальные хроники. В особенности его интересовало убийство в парке Лейн Ков и то, не нашла ли полиция преступника.
На тот момент 18-летний Биркетт уже жил отдельно от отчима, которого, впрочем, всегда уважал и считал хорошим отцом. Но подозрения о том, что мог сотворить Кроуфорд с его матерью, оказались сильнее этой привязанности...
Признание
В июне 1920 года юный Биркетт обратился в полицию и сообщил о пропаже матери. Также он рассказал о частых ссорах между родителями и интересе отчима к криминальным хроникам.
К счастью, полиция сохранила улики, относящиеся к убийству неизвестной женщины, обнаруженной 1 октября 1917 года. Среди них были те самые туфли и украшения. Взглянув на них, Биркетт сразу понял, что это вещи его матери. Юноша даже вспомнил, как отчим ремонтировал подошвы этой обуви.
Спустя несколько дней Гарри Кроуфорд был арестован по подозрению в убийстве Энни Кроуфорд. Но тут события приняли совершенно неожиданный поворот. Подозреваемый потребовал, чтобы на время ожидания суда его поместили в... женскую тюрьму.
Просьба мужчины звучала абсурдно, и поэтому ему отказали. Тут-то Кроуфорд и раскрыл самый большой секрет своей жизни, заключавшийся в том, что на самом деле он является женщиной, и зовут его Евгения Фаллени.
Многодетная семья
Евгения Фаллени родилась в итальянском городе Ливорно в 1875 году. Семья жила довольно бедно, и в поисках лучшей жизни через 2 года после рождения девочки её родители решили переехать в Новую Зеландию, поселившись в Веллингтоне.
Там у девушки появилось 7 братьев и 14 сестёр, воспитанием которых ей пришлось заниматься. Родители не позволили Евгении пойти учиться в школу, повесив на неё ещё и обязанности по стирке и готовке еды.
Глава семьи, работавший извозчиком, редко бывал дома, предпочитая любить детей на расстоянии. Глядя на отца, Евгения от всей души завидовала беззаботной жизни мужчины, который приезжал только для того, чтобы поесть, переночевать и, оставив немного денег, снова отправиться в дорогу.
Возможно, из-за этого девушка ещё в юности начала носить мужскую одежду, говорить низким голосом и вести себя, как мальчишка. Отец такое поведение дочери не оценил, и, когда Евгения отказалась "вести себя, как подобает прекрасному полу", он указал 15-летней девочке-подростку на дверь.
Брак
Оставшись без крыши над головой, Евгения несколько месяцев жила на улице, пока её не приютила пожилая бездетная пара. Девушка помогала им по дому, а в свободное время она ходила на ипподром, где однажды познакомилась с мужчиной по имени Генри Фолл.
Между ними вспыхнул роман, и спустя короткое время пара поженилась. Но всего через 2 недели выяснилось, что у Генри уже была жена и двое маленьких детей. Евгения сразу ушла от мужа, не забыв рассказать всё его первой жене.
Этот случай заставил девушку окончательно убедиться в правильности своих суждений относительно мужчин, поэтому она решила "перевоплотиться". Евгения коротко остригла волосы, туго перетянула грудь тканью и, взяв имя Гарри Лео Кроуфорд, устроилась юнгой на транспортный корабль, курсировавший между Новой Зеландией и Австралией.
Капитан
Гарри долго удавалось скрывать свою тайну - более 2 лет. Но как-то раз она в беседе с капитаном проговорилась, что в детстве бабушка называла её "piccolina", что можно перевести как "маленькая девочка".
Несмотря на все усилия, Гарри не смог развеять подозрений капитана. Спустя пару дней мужчина пригласил юнгу в свою каюту, чтобы "снять пробу с вина". Всё закончилось тем, что Кроуфорд во всём признался.
Вскоре между морячкой и капитаном завязались романтические отношения, которые, конечно, не могли долго оставаться в тайне. Когда команда узнала правду, то потребовала снять юнгу с корабля, поскольку у моряков, как известно, существует поверье о том, что "женщина на корабле - к беде".
В 1898 году Евгению Фаллени ссадили с судна в ближайшем порту, который находился в австралийском Ньюкасле. Теперь женщина оказалась в ещё более затруднительном положении. Мало того, что у неё почти не было денег, ещё она была... беременна.
Дочь
Мир не без добрых людей. Девушке снова помогли. На этот раз это была дама итальянского происхождения, миссис де Анхелес, которая дала Евгении кров и еду. Спустя некоторое время на свет появилась девочка, получившая имя Жозефина.
Евгения честно призналась Анхелес, что собирается снова вернуться к личности Гарри Кроуфорда и попросила женщину взять на себя заботу о девочке. Поскольку её дети уже выросли, она согласилась.
- Я называла миссис де Анхелес "бабушкой". Когда я спрашивала её о том, что случилось с моими родителями, она говорила, что моя мама - это Гарри Кроуфорд, а папа - капитан дальнего плавания. Иногда, 2-3 раза в год, Гарри приходил навестить меня, приносил сладости... - вспоминала позднее Жозефина.
Встреча
Гарри тем временем переехал в Сидней, пробуя себя в самых разных профессиях - от обвальщика мяса (а-ля Кэтрин Найт из одной моей прошлой статьи) до работника резинотехнической фабрики.
Он нигде подолгу не задерживался и старался не сближаться с женщинами, опасаясь, что те раскроют его секрет. Однако всё изменилось в 1912 году, когда Гарри устроился кучером к сиднейскому предпринимателю Кларку Вэнксу.
Именно на этой работе он познакомился с привлекательной экономкой Вэнкса, Энни Биркетт, которая несколько лет назад потеряла мужа и осталась одна с 9-летним сыном. "Почему я не заслуживаю счастья?" - подумал Гарри и решил приударить за вдовой.
Стоит сказать, что многие женщины считали Гарри красивым мужчиной и пытались его "заарканить", но он неизменно отказывался от таких предложений, очевидно, надеясь найти настоящую любовь.
Семья
В конце концов Энни уступила ухаживаниям Гарри и спустя несколько месяцев согласилась выйти за него замуж. Церемония бракосочетания прошла 19 февраля 1913 года в методистской церкви Сиднея.
Вскоре после свадьбы пара приобрела дом в районе Драммойн и стала жить тихой семейной жизнью. Как потом утверждал Гарри, первые годы они были счастливы, и Энни даже не подозревала о его тайне.
Думаю, многих заинтересует такой вопрос: как Гарри обманывал Энни, когда дело доходило до постели? Во-первых, всё происходило в полной темноте. Во-вторых, позднее, в ходе обыска дома Кроуфорда, полиция найдёт у него специальное "изделие" из резины.
Но идиллия в семье Кроуфордов нарушилась совершенно неожиданным образом. В 1916 году они спокойно прогуливались по Сиднею, как вдруг встретили Жозефину, которая узнала мать и бросилась в её объятия.
Когда Энни узнала о том, что у её супруга есть внебрачная дочь, она устроила скандал, потребовав от мужа признаться, есть ли у него другие тайны? "Время пришло", - подумал Гарри и открыл супруге свой секрет.
- Я думала, что когда расскажу ей правду, она поймёт меня, и у нас всё будет по-прежнему. Но это было самой большой ошибкой. Она была в таком шоке, что я не могу описать это словами, - рассказывала потом в суде Евгения Фаллени.
План
Весь следующий год Энни пыталась принять то, что ей рассказала Евгения. Но как бы она ни старалась с этим смириться, пред ней каждый раз всплывала суровая правда - они больше не смогут быть вместе.
После множества ссор и истерик Энни сказала "мужу", что это не может больше продолжаться, и она хочет развестись. Когда Евгения снова попыталась уговорить её передумать, та, вероятно на эмоциях, крикнула, что "расскажет правду полиции, и её арестуют".
По мнению полиции, Евгения не могла так рисковать и решила заставить женщину замолчать навсегда. 1 октября 1917 года она пригласила Энни на пикник в парк Лейн Ков и, выбрав уединённое место, привела свой ужасный план в исполнение.
Второй брак
Так Евгении удалось сохранить свою тайну. Оставаясь в образе Гарри Кроуфорда, она занялась воспитанием пасынка, который, к слову, в будущем станет преподавателем.
Евгения была уверена, что больше никогда ни в кого не влюбится. Но судьба распорядилась иначе, в 1919 году она познакомилась с 51-летней Элизабет Эллисон и решила попробовать "начать всё сначала".
Вскоре состоялась свадьба и Элизабет переехала к своему 44-летнему "супругу". Их брак, как говорят, очень счастливый, закончился на том, что 5 июля 1920 года Гарри Кроуфорда арестовали прямо на рабочем месте (в конюшне)...
Сенсация
Узнав о столь неожиданном повороте в деле, австралийские газетчики с энтузиазмом подхватили историю Евгении Фаллени. Одни называли её чудовищем, вторые высмеивали, третьи защищали, говоря, что "женщина стала жертвой обстоятельств".
Когда Евгению Фаллени впервые привезли в зал суда, её встретила настолько большая толпа, что возникла давка. Всем хотелось собственными глазами увидеть "женщино-мужчину", как её прозвали журналисты.
Но ещё большее впечатление на присутствовавших в зале суда произвело появление Евгении в женской одежде. По словам репортёра "The Sydney Morning Herald", она выглядела в ней так нелепо, что ему "сразу стало понятно, почему женщина выбрала такой стиль".
Суд
К всеобщему удивлению, Гарри Кроуфорд, он же Евгения Фаллени, отказался признать себя виновным в убийстве, заявив следующее:
- Я провела три месяца в тюрьме Лонг-Бэй. Я близка к нервному срыву. Я невиновна, Ваша честь. Ничего не знаю об этом преступлении. Меня арестовали только на основании косвенных улик.
В чём-то Евгения была права, прямых улик против неё действительно не было: никто не видел Фаллени рядом с местом преступления, орудие убийства найти не удалось, и она предоставила алиби почти на весь тот день (1 октября 1917 года). При этом обвиняемая не отрицала, что Энни узнала о её тайне и намеревалась рассказать правду, если они не разведутся.
Но присяжные не согласились с Евгенией, единогласно признав её виновной. Спустя 3 недели судья приговорил женщину к высшей мере наказания - смертной казни.
Свобода
Правда, после нескольких апелляций суд сменил приговор на пожизненное заключение. А спустя ещё несколько лет, в 1931-м, её и вовсе признали невиновной на том основании, что против Фаллени "не было надёжных доказательств".
Интересно, что Евгению Фаллени выпустили на свободу с одним условием - она должна будет жить как женщина. Ей ничего не оставалось, кроме как согласиться. Сменив имя на Джин Форд, 56-летняя австралийка поселилась в Паддингтоне, где купила пансионат и стала его управляющим.
Точно неизвестно, где она взяла деньги на покупку гостиницы. По одной из версий, это была компенсация от государства за 11 лет, которые она провела в тюрьме. Официальные лица никогда эту информация не комментировали, поэтому трудно понять - насколько она правдива.
Как бы там ни было, Евгения прожила на свободе ещё 7 лет, пока не погибла в результате несчастного случая на трассе в 1938 году. По иронии судьбы, её тоже долго не могли опознать. Личность женщины была установлена только по отпечаткам пальцев...