Всего за десять лет своей творческой карьеры Винсент ван Гог (годы жизни 1853-1890) создал 36 автопортретов. Все эти работы – удивительный источник знаний не только о том, как выглядел голландский живописец (мы можем знать это исходя из всего лишь одной фотографии), но и о том, как он развивался как художник на протяжении этих лет.
А самое главное, его автопортреты помогают нам понять, как бы он сам хотел, чтобы его воспринимали как творца; также они помогают взглянуть и на его душевное состояние – они являются ключом его жизненной истории. Ниже представлены десять автопортретов кисти Винсента ван Гога, которые знает практически каждый. В качестве бонуса в конце статьи мы также представим вам несколько портретов художника-постимпрессиониста, которые создавались его коллегами и друзьями.
1 место. «Автопортрет в Тёмной Фетровой Шляпе у Мольберта»
- Дата создания: 1886 год
- Размеры: 65,1 х 50 сантиметров
Винсент ван Гог начал рисовать очень поздно, в ту пору ему исполнилось уже 27 лет. Никакого формального обучения он так и не получил. Его первые автопортреты, подобные этому, датированы 1886 годом, то есть именно в ту пору он и стал изображать себя в образе художника.
Обратите внимание на мрачную цветовую палитру, которую он использует на картине. Увидев работы художников-импрессионистов в Париже – столице Франции – он сразу же отказался от подобной линейки цветов.
2 место. «Автопортрет в Серой Фетровой Шляпе»
- Дата создания: 1887 год
- Размеры: 19 х 14 сантиметров
Большую часть своих собственных автопортретов (около 25 картин) ван Гог создал во время пребывания в Париже в период с 1886 по 1888 годы. Здесь он представляет себя в образе респектабельного буржуа в элегантном костюме и серой фетровой шляпе.
Мы также можем заметить, как Винсент изменил свою цветовую палитру: светлые, пастельные тона ранее были для него абсолютно непривычны. Он даже изменил цвет своих глаз, дабы полностью соответствовать новому стилю. На этой картине они серо-голубого цвета, хотя на самом деле глаза художника были зелёными.
3 место. «Автопортрет в Серой Фетровой Шляпе»
- Дата создания: 1887 год
- Размеры: 44,5 х 37,2 сантиметров
Глаза и уши ван Гога проживали на каждой из улиц Парижа. Здесь мы ясно видим, как он изучал и применял технику художников-пуантилистов. Но вместо того, чтобы рисовать точками, он использует короткие полоски краски в самых разных направлениях.
Он даже создал своего рода ореол вокруг собственной головы. Таким образом, он как бы демонстрирует нам прелюдию к тому, что впоследствии станет его настоящей визитной карточкой.
4 место. «Автопортрет в Образе Художника»
- Дата создания: 1887-1888 годы
- Размеры: 65,1 х 50 сантиметров
Это самая последняя работа ван Гога, созданная им в Париже. В то время Винсент чувствовал себя сильно утомлённым этим безумным городом, что прекрасно отражалось и на его лице. Вот что он рассказал об этом автопортрете в письме к своей младшей сестре Виллемине ван Гог (годы жизни 1862-1941):
«На моём лбу и вокруг рта морщины, я как будто застывший, деревянный, с очень рыжей бородой, совершенно неопрятный и грустный».
Несмотря на грусть и меланхолию, он всё же сделал заявление. Здесь ван Гог – живописец, современный художник, использующий новую манеру живописи, с яркими, почти несмешанными красками. После парижского эпизода Винсент перебрался в небольшой городок Арль в надежде создать там целое сообщество художников, которое могло бы существовать во взаимной поддержке и поощрении. Он пригласил туда и Поля Гогена (годы жизни 1848-1903) – французского творца, с которым подружился ещё в Париже. Тот навестил друга, и какое-то время они даже проживали вместе.
5 место. «Автопортрет, Посвящённый Полю Гогену»
- Дата создания: 1888 год
- Размеры: 61,5 х 50,3 сантиметров
- Место нахождения: Художественный Музей Фогга на территории Гарвардских Художественных Музеев (Кембридж, штат Массачусетс, США)
История о членовредительстве Винсента ван Гога (мы намекаем на отрезание мочки собственного уха) стала определяющей частью истории жизни творца. Но никто точно до сих пор так и не знает, как и почему же всё это произошло. В Арле ван Гог и Поль Гоген часто ссорились, иногда очень бурно. Во время одной из их ссор, вечером 23 декабря 1888 года, у Винсента случился припадок, по ходу которого он стал угрожать Гогену острой бритвой, а затем взял, да и отрезал часть своего собственного левого уха. В состоянии дикого возбуждения той же ночью он отнёс отрезанную часть уха в публичный дом, где и подарил её проститутке по имени Рэйчел.
Гоген вернулся в дом, где случилась ссора, на следующее утро, и обнаружил, что туда уже прибыла полиция, а все комнаты были забрызганы кровью. Винсент также успел перерезать себе артерию на шее, он потерял большое количество крови и находился в крайне тяжёлом состоянии. Впоследствии он был госпитализирован и признался, что совершенно не помнит, что же произошло с ним во время припадка. Данный автопортрет был создан специально для Гогена как часть обмена своими портретами между художниками, правда, об этом они договаривались ещё до того, как произошла эта загадочная история.
6 место. «Автопортрет с Перевязанным Ухом и Трубкой»
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 51 х 45 сантиметров
- Место нахождения: частная коллекция Ставроса Ниархоса (Афины, Греция)
Вполне вероятно, этот автопортрет ван Гог написал, ещё находясь на лечении в больнице после пережитого им инцидента, поскольку художник тщательно выбрит и опрятен. Что особенно отличает сию работу от всех предыдущих, так это резкое изменение облика живописца.
Винсент выглядит сильно усталым и разочарованным. Он мало помнил о трагическом случае с Полем Гогеном, но одно ему было ясно точно: мечта о коммуне художников разлетелась на мелкие кусочки.
7 место. «Автопортрет с Перевязанным Ухом»
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 60 х 49 сантиметров
А этот автопортрет Винсент написал вскоре после того, как вернулся домой из больницы, изуродовав собственное ухо и шею. Почти для всех своих портретов художник использовал в качестве помощника зеркало, поэтому некоторые ошибочно полагают, что он потерял часть своего правого уха, а не левого.
Живописец находится в мастерской, он одет в пальто и шапку. Выражение его лица неподвижное и меланхоличное. Справа от него мы можем разглядеть японскую гравюру: как известно, ван Гог обожал японское художественное искусство и часто вдохновлялся им.
8 место. «Автопортрет с Кистями и Палитрой»
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 57 х 43 сантиметра
Это полотно – один из самых последних автопортретов, написанных ван Гогом. В первые месяцы добровольного пребывания художника в психиатрической лечебнице он преимущественно писал окружающий его пейзаж. Но, в начале июля 1889 года, когда Винсент рисовал прямо на полях подле больницы, у него случился ещё один серьёзный нервный срыв, который даже мог быть симптомом эпилепсии. Выведенный из строя на пять недель и сильно расстроенный пережитым, творец удалился в свою мастерскую, и наотрез отказывался выходить на прогулку в сад. Эта картина – самая первая работа, которую он создал сразу после того, как полностью оправился от данного эпизода. В письме своему младшему брату Тео ван Гогу (годы жизни 1857-1891), написанному в самом начале сентября 1889, он отметил:
«Говорят – и я очень охотно этому верю – что познать самого себя трудно – но и нарисовать себя не так уж и легко. Итак, в данный момент я работаю сразу над двумя своими портретами – другие натурщики отсутствуют, а мне уже пора немного поработать с фигурами. Я начал трудиться над первым в тот же самый день, когда встал с постели; я был худ и бледен, как привидение. Картина тёмно-фиолетово-синего цвета, моя голова на ней беловатая, с жёлтыми волосами, именно поэтому полотно и имеет такой цветовой эффект. Но с тех пор я начал и другой портрет, длиной в три четверти, на светлом заднем фоне».
9 место. «Автопортрет без Бороды»
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 41 х 32,6 сантиметра
- Место нахождения: частная коллекция
Мы можем запросто подумать, что ван Гог, должно быть, работал понапрасну, раз он так часто изображал самого себя. Но это было бы неправдой. Художник был хронически беден, и у него попросту не было лишних денег на оплату натурщиков, поэтому ему и приходилось рисовать себя любимого. Есть ещё одна подсказка, которая может пролить свет на частые автопортреты ван Гога.
Одним из его художественных кумиров был Рембрандт ван Рейн (годы жизни 1606-1669), создавший около сотни своих автопортретов. Винсент очень восхищался им, называя Рембрандта «волшебником из волшебников». Возможно, ван Гог пытался следовать путём Рембрандта, а может, собирался даже переплюнуть его. Винсент нарисовал этот автопортрет сразу после того, как его отношения с Полем Гогеном испортились. Выглядя на нём весьма встревоженным, живописец подарил сие запоминающееся изображение собственной матери в качестве подарка на её день рождения.
10 место. «Автопортрет»
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 65 х 54 сантиметра
Историки искусства разделились во мнении относительно того факта, является ли эта картина или же предыдущий «Автопортрет без Бороды» самым последним автопортретом в творчестве ван Гога. Здесь на Винсенте костюм, а не бушлат, в котором он обычно работал. Черты его лица жёсткие и измождённые, а зелёные глаза творца кажутся непримиримыми и тревожными. Растворяющиеся на картине цвета и бурные узоры сигнализируют нам об ощущении напряжения и давления, символизируя собой нехорошее на тот момент душевное состояние художника.
Согласно его письмам, примерно в то же время ван Гог работал ещё и над вторым автопортретом. Хотя задний фон творения и анимирован вихревыми мазками кисти, более приглушённая цветовая гамма придаёт изображению спокойный и умиротворённый вид. Однако сам художник считал, что увиденное здесь на картине передаёт его «истинный характер». Винсент ван Гог умер от огнестрельного ранения в грудь, нанесённого самому себе в июле месяце 1890 года. Он активно занимался художественным искусством всего лишь пять лет.
А теперь обещанные нами в начале статьи четыре портрета ван Гога, созданные другими художниками.
Если вам до сих пор мало лица Винсента, у нас имеется для вас кое-что ещё. Четыре портрета ван Гога, созданные другими живописцами. Так интересно посмотреть на эти до боли знакомые черты лица глазами других известных творцов. Они уже ждут вас!
11 место. «Винсент ван Гог» – Джон-Питер Расселл
- Дата создания: 1886 год
- Размеры: 60,1 х 45,6 сантиметров
Джон-Питер Расселл (годы жизни 1858-1930) – был австралийским художником, который познакомился с Винсентом в студии живописца Фернана Кормона (годы жизни 1845-1924) в Париже. Он нарисовал ван Гога в 1886 году в традиционном для того времени реалистическом стиле. Позднее картина была перекрашена – ранее Винсент носил на себе полосатый синий костюм. Анализ работы также показал, что над головой ван Гога Расселл написал следующие слова:
«Винсент, мой друг».
Сам ван Гог тоже очень сильно привязался к этому портрету. Спустя годы он написал своему брату Тео следующее:
«Обязательно береги мой портрет Расселла, он очень многое для меня значит».
12 место. «Портрет Винсента ван Гога» – Анри де Тулуз-Лотрек
- Дата создания: 1887 год
- Размеры: 54,2 х 46 сантиметров
Эта меловая пастель на картоне работы Анри де Тулуза-Лотрека (годы жизни 1864-1901) – ещё одного именитого французского живописца. Он познакомился с ван Гогом, который был на десять лет старше его, когда оба начинающих художника брали уроки в творческой студии всё того же Фернана Кормона.
На картине изображается Винсент, который в те времена проживал на Монмартре вместе со своим братом Тео. Тулуз-Лотрек нарисовал ван Гога в профиль с правой стороны, он сидит за столиком в баре с бокалом абсента, его фигура немного наклонена вперёд, что может намекнуть нам на то, что он с кем-то беседует.
13 место. «Винсент и Тео ван Гоги за Разговором» – Люсьен Писсарро
- Дата создания: 1887 год
- Размеры: 18 х 23 сантиметра
- Место нахождения: Музей Эшмола (Оксфорд, графство Оксфордшир, Англия)
Этот загадочный рисунок от Люсьена Писсарро (годы жизни 1863-1944) представляет собой единственное в мире изображение, на котором родные братья Винсент и Тео находятся вместе. На Тео цилиндр, он разговаривает со своим старшим братом, который сидит, скрестив руки, почти что в оборонительной позе.
Люсьен – родной сын художника-импрессиониста по имени Камиль Писсарро (годы жизни 1830-1903) – успел зарисовать двух мужчин, пока те в 1887 году проживали вместе в Париже.
14 место. «Портрет Винсента ван Гога, Рисующего Подсолнухи» – Поль Гоген
- Дата создания: 1888 год
- Размеры: 73 х 91 сантиметр
Данная картина – это часть заранее обговорённого обмена Винсента с Полем Гогеном, она была создана ещё до того, как их взаимоотношения закончились очень плохо. Первое впечатление ван Гога, когда он увидел картину, заключалось в том, что ему показалось, будто бы Гоген изобразил его сумасшедшим. Позднее он всё же смягчил свою точку зрения:
«С тех самых пор моё лицо частенько светилось, но это действительно был я, чрезвычайно уставший и заряженный электричеством, именно таким я и был тогда».
Интересно, что сама картина была создана в декабре 1888 года, когда было уже слишком поздно для рисования подсолнухов на основе настоящего этюда. Таким образом, вполне вероятно, что в тот самый момент ван Гог рисовал копию одной из своих уже существующих картин с подсолнухами. Пейзаж на заднем плане полотна тоже вымышленный: в отличие от Винсента, Гоген любил работать внутри своего воображения, из-за чего между двумя художниками и возникали постоянные споры.