Примеров художников, которые при жизни так и не были оценены по достоинству, предостаточно. Данный французский живописец также относится к их числу. Поль Гоген (годы жизни 1848-1903) никогда по-настоящему не сосредотачивался на своём искусстве до тех пор, пока в 1873 году не женился. Однако его новая любовная страсть не продлилась долго, и чуть более десяти лет спустя пара развелась. Недовольный западным обществом, Гоген много путешествовал по миру и, в конце концов, поселился во Французской Полинезии. Здесь он и создал некоторые из своих самых известных картин.
Первоначально живописец находился под сильнейшим влиянием художников-импрессионистов 1870-ых годов, но позже разработал свой собственный уникальный стиль, который в наши дни называется «Клуазонизм». Название этого постимпрессионистского стиля произошло от слова «Клуазоне», которое обозначает технику украшения металлических изделий. Она вращалась вокруг создания плоских форм, отделённых друг от друга более тёмными краями.
В наши дни французский мастер считается одним из самых заметных художников-постимпрессионистов конца XIX столетия. Давайте же подробнее рассмотрим некоторые из самых известных картин кисти Поля Гогена, дабы мы сумели с вами полностью раскрыть для себя его увлекательную технику.
1 место. «Откуда Мы Пришли? Кто Мы? Куда Мы Идём?»
- Дата создания: 1898 год
- Размеры: 139 х 375 сантиметров
«Откуда Мы Пришли? Кто Мы? Куда Мы Идём?» – это название монументальной картины в творчестве Поля Гогена. Это его самая неоднозначная работа, изображающая на себе круговорот жизни с точки зрения таитянских женщин. Название полотна можно разглядеть в верхнем левом углу работы.
Художник создал данную картину в ту пору, пока проживал во Французской Полинезии, и переживал сразу несколько личных трудностей. В центральной части произведения отображена женщина, срывающая яблоко, она похожа на Еву – первую женщину планеты Земля. Группа других женщин справа олицетворяет собой материнство, а пожилая старушка слева представляет собой, конечно же, увядающую старость.
2 место. «Жёлтый Христос»
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 91,1 х 73,4 сантиметра
«Жёлтый Христос» – это картина, которую Гоген написал во время длительного пребывания в Понт-Авене – маленьком городке в регионе Бретань, что во Франции. Данный город со временем стал настоящей художественной колонией, именно здесь он и встретил огромное количество молодых начинающих живописцев. С визитами в эту локацию он наведывался в период между 1886 и 1889 годами.
На написание картины Гогена вдохновило деревянное распятие XVII столетия, которое он увидел в городской часовне. Жёлтый пейзаж в этой работе – знак признательности местным крестьянам, проживавшим далеко не самую лёгкую жизнь. Мы можем увидеть на картине, как некоторые женщины молятся Ангелусу Домини во время сезона сбора урожая – важного времени года для тамошних фермеров.
3 место. «День Божества»
- Дата создания: 1894 год
- Размеры: 68 х 91 сантиметр
«День Божества» – это картина, которую французский художник написал, возвращаясь домой – в родную Францию – после своего первого пребывания на Таити. Вот почему данный замечательный пейзаж был прорисован его воображением, а не точным изображением острова во время личного присутствия на нём.
В центральной части картины доминирует резная статуя богини Хины. Можно увидеть, как несколько туземцев возносят статуе различные подношения, в то время как другие исполняют традиционный для тех мест танец под названием «упаупа». Три женщины на переднем плане полотна, вполне возможно, изображают собой циклы рождения, жизни и смерти.
4 место. «Больше Никогда»
- Дата создания: 1897 год
- Размеры: 96 х 130 сантиметров
«Больше Никогда» – это картина, написанная примерно в то же время, когда он нарисовал свой монументальный круг жизни. На полотне изображается одна из битв, с которыми творец столкнулся. Мы видим обнажённую таитянку – жену Гогена – девушку по имени Пахура. Она вместе с художником скорбит о потере своего первого ребёнка.
Словосочетание «Больше Никогда» было добавлено Гогеном в верхний левый угол работы и является прямой отсылкой к очень известному стихотворению Эдгара-Аллена По (годы жизни 1809-1849), которое носит название «Ворон». В этом литературном произведении ворон навещает скорбящего студента, который на каждый поставленный ему вопрос тихо и спокойно отвечает: «Больше Никогда». Гоген называл эту стихотворную птицу «птицей дьявола, который наблюдает за тобой».
5 место. «Таитянские Женщины на Побережье»
- Дата создания: 1891 год
- Размеры: 69 х 91 сантиметр
«Таитянские Женщины на Побережье» – это одна из многих картин Поля Гогена, целиком и полностью посвящённых женщинам Французской Полинезии. На этом полотне мы видим двух женщин в традиционной таитянской одежде, они сидят на пляже.
Гоген создал ещё одну версию с тем же самым сюжетом, но немногим более яркую, чем эта. Другая версия была полностью завершена в 1892 году и в наши дни является частью коллекции Галереи Новых Мастеров в Дрездене (Германия).
6 место. «Видение После Проповеди»
- Дата создания: 1888 год
- Размеры: 72,2 х 91 сантиметр
«Видение После Проповеди» – одна из самых загадочных картин в творчестве Поля Гогена. На полотне изображается библейская сцена, на которой Иаков борется с ангелом – история, подробно описанная в Книге Бытия. В левой части произведения отображается группа женщин, выходящих из церкви сразу после проповеди.
Что ещё примечательно в этой картине, так это то, что данная библейская история отражается в видении именно женщинам. Она была написана во время пребывания художника в Понт-Авене – в период, когда он был сильно разозлён на западное общество и незадолго до его отъезда во Французскую Полинезию.
7 место. «Портрет Винсента ван Гога, Рисующего Подсолнухи»
- Дата создания: 1888 год
- Размеры: 73 х 91 сантиметр
«Портрет Винсента ван Гога, Рисующего Подсолнухи» – это работа, изображающая на себе Винсента ван Гога (годы жизни 1853-1890) – известного голландского художника, с которым Поль Гоген провёл целых два месяце в конце 1888 года, проживая в южном французском городке Арле. Мы видим, как Винсент создаёт один из своих шедевров под названием «Подсолнухи» – одну из многих картин, написанных им на данную тематику.
Встреча двух живописцев началась достаточно хорошо, и ничто не предвещало беды: ван Гог украсил так называемый Жёлтый Дом, где проживали оба мужчины, прекрасными произведениями, в том числе и творениями из серии «Подсолнухи». Но всё закончилось трагедией, парни постоянно ругались и ссорились, из-за чего сразу после психического срыва Винсент отрезал себе часть левого уха.
8 место. «Аве, Мария»
- Дата создания: 1891 год
- Размеры: 114 х 88 сантиметров
«Аве, Мария», также известная как «Иа Орана Мария», это картина, которую Гоген успешно завершил в 1891 году. Это было одно из первых творений, которые он создал после прибытия на Таити. На полотне изображается группа женщин, поклоняющихся Мадонне и её ребёнку Иисусу Христу, оба изображаются как коренные жители Таити.
Композиция данного произведения чрезвычайно красочна. Позднее, когда в 1892 году он вернулся в Париж – столицу Франции – художник сделал набросок, на котором особо выделил главные фигуры этой картины. Две женщины, приветствующие Деву Марию, были основаны на воспоминаниях у яванского храма в Боробудуре (буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны), что в Индонезии.
9 место. «Две Таитянки»
- Дата создания: 1899 год
- Размеры: 94 х 72 сантиметра
«Две Таитянки» – это картина, на которой изображаются две таитянки топлес. Женщину справа можно лицезреть с цветком манго, который относится к традиционному представлению женской груди в виде цветов.
Данные девушки послужили образцом для двух других полотен художника, которые носят названия «Таитянская Пастораль» (1898 год) и «Руп, Руп» (1899 год). Гоген зачастую включал в свои работы сексуальный подтекст, и манящие глаза этих женщин – отличный тому пример.
10 место. «Автопортрет с Нимбом и Змеёй»
- Дата создания: 1889 год
- Размеры: 79 х 51 сантиметр
«Автопортрет с Нимбом и Змеёй» – это картина маслом на деревянной панели, которую Гоген полностью завершил вскоре после того, как переехал из Понт-Авена в маленькую рыбацкую деревушку под названием Ле-Пулду в регионе Бретань, что на северо-западе Франции. Он проживал здесь с конца 1888 по лето 1889 года.
Данная работа лишний раз подчёркивает, почему Гогена иногда называют художником-символистом. Она полна религиозных символов, таких как нимб (ореол) над его головой; яблоки, висящие прямо рядом с ним; и змея. Это один из более чем сорока автопортретов, которые живописец сумел написать за всю свою творческую карьеру.