Найти тему

Airbnb: бизнес-модель и SWOT-анализ

Оглавление

Airbnb – онлайн-площадка для размещения и поиска краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Бизнес-модель Airbnb – это многосторонняя платформа, соединяющая путешественников с хозяевами со всех уголков планеты. Благодаря коммерциализации доверия между владельцами недвижимости и арендаторами, сдающими жилье на короткий срок, Airbnb стала одной из самых известных компаний в индустрии гостеприимства. Если вы любите путешествовать, то наверняка слышали о компании Airbnb или пользовались ее услугами.

Airbnb – это, в двух словах, торговая площадка, которая позволяет владельцам помещений, сдаваемых в аренду, находить людей, которым нужно место для ночлега. Однако когда компания была основана в 2008 году, это была простая идея двух друзей, которым нужны были деньги, чтобы платить за жилье. Они собрали три надувных матраса и выставили их в аренду. А потом они поняли, что идея может пойти гораздо дальше.

В настоящее время Airbnb – это полностью цифровая платформа, которая работает только через приложение и сайт. В компании нет обслуживающего персонала, нет офисов, куда могут прийти клиенты. И сама Airbnb не владеет никакой недвижимостью. Она лишь позволяет соединить людей, которым есть что предложить, с теми, кто заинтересован в том, что они предлагают.

Для простого сравнения: так же, как Uber предоставляет более 1 миллиона поездок в день, не имея ни одного автомобиля, Airbnb делает почти 80 000 бронирований в день, не имея ни одной собственной комнаты.

Как работает Airbnb?

Согласно сайту Airbnb "соединяет людей с местами, где можно остановиться и чем заняться, по всему миру. Сообщество держится на хозяевах, которые предоставляют своим гостям уникальную возможность путешествовать как местные жители". По сути, это рынок, доступный через приложение или веб-сайт, который соединяет путешественников и собственников помещений.

То есть люди, у которых есть имущество или неиспользуемая недвижимость, могут получить дополнительный доход, сдавая их в аренду. С другой стороны, люди, нуждающиеся в жилье, могут арендовать эти помещения напрямую у владельцев, гарантируя более низкую цену, чем в отелях или на рынке недвижимости, которые размещены в агентствах, а иногда они могут взаимодействовать с владельцами, приближая их к местной культуре.

Как работает сервис:

  1. Собственники указывают в приложении Airbnb всю информацию о помещении, которое они сдают в аренду, включая запрашиваемую цену;
  2. Если есть возможность, Airbnb отправляет на место фотографа, чтобы тот сделал качественные снимки жилья;
  3. Путешественник заходит в приложение и ищет на месте недвижимость с нужными ему характеристиками и ценовым диапазоном;
  4. Затем путешественник бронирует номер через цифровую платформу, не связываясь с хозяином;
  5. Путешественник производит оплату Airbnb, включая комиссионные за транзакцию;
  6. Хозяин помещения должен согласиться с арендной платой;
  7. Если все в порядке, путешественник остается в арендованном помещении, а Airbnb платит хозяину за аренду, вычитая свою комиссию;
  8. Наконец, и хозяин, и путешественник могут оценить опыт и написать о нем отзыв.

Стоит напомнить, что Airbnb представлен более чем в 190 странах, у него более 650 000 собственников помещений и около 30 миллионов бронирований в год.

Краткая история Airbnb

Компания Airbnb появилась на свет благодаря тому, что ее основатели нуждались в дополнительных деньгах. Брайан Чески и Джо Геббиа были соседями по дому и испытывали трудности с оплатой аренды. В то время в Сан-Франциско должна была состояться конференция по промышленному дизайну, и все гостиницы были полностью заняты. Поэтому они собрали три надувных матраса и предложили кровати и завтрак дизайнерам, ищущим комнату на время конференции.

Для рекламы матрасов они создали сайт airbedandbreakfast.com. После этого они позвали Натана Блечарчика, бывшего соседа Геббиа по дому и выпускника факультета компьютерных наук, чтобы он создал более полную платформу для совместного использования жилья пользователями. Сайт был готов в 2008 году, когда Денвер собирался принять Демократическую национальную конвенцию.

Нацелившись на этот район, они разместили сотни объявлений. Поверив в идею, основатели захотели собрать деньги для новой компании. В связи с выборами в Америке они создали на заказ коробки с хлопьями Obama-O's и Cap'n Mccain's, и благодаря этому им удалось собрать 30 000 долларов. Как бы то ни было, в то время венчурные капиталисты начали замечать стартап и вкладывать в него деньги.

В марте 2009 года компания сменила название на нынешнее Airbnb. Не прошло много времени, как компания начала расти в геометрической прогрессии, стремясь к прибыли. В 2014 году стартап добавил к платформе Airbnb Experiences, где люди могут проводить экскурсии, посещать достопримечательности, готовить, есть, проводить занятия и заниматься другими видами деятельности.

Кто владеет Airbnb

Три сооснователя Airbnb, владельцы компании, работают и по сей день. Брайан Чески является генеральным директором, Джо Геббиа – исполнительным директором, а третий соучредитель, Натан Блечарчик, занимает должность директора по безопасности (Chief security officer – CSO).

С момента IPO в 2020 году в компанию инвестировали Vanguard Group, FMR LLC, Capital Research Global Investors и Blackrock Inc. Индивидуальные акционеры компании владеют примерно 11,28 % ее акций, в то время как владельцы паевых инвестиционных фондов имеют около 35,69 % акций компании. Хотя индивидуальные держатели владеют меньшим количеством акций компании, чем институциональные, они все равно оказывают значительное влияние на решения компании.

Миссия Airbnb

“Миссия Airbnb – создать мир, в котором каждый может жить в любом месте и мы сосредоточены на создании комплексной платформы для путешествий, которая будет решать все вопросы, связанные с вашей поездкой".

Как Airbnb зарабатывает деньги

Доход Airbnb поступает из трех основных источников:

  • Комиссия от собственников помещений. Эта комиссия варьируется от 3 до 5% от суммы, взимаемой за аренду. Хозяева могут размещать свои объявления бесплатно, и с каждого бронирования Airbnb удерживает свою комиссию. Для хозяев, предлагающих опыт (события и мероприятия), комиссия составляет 20%;
  • Сборы с арендаторов (за транзакцию). Airbnb взимает от 0% до 20% от суммы бронирования в качестве комиссии за транзакцию. Этот сбор также взимается с каждого бронирования и варьируется в зависимости от курса.
  • Комиссия только от собственников гостиниц, помещений. Собственники, размещающие традиционные гостиничные объявления и квартиры с обслуживанием, подключенные к Airbnb через программное обеспечение, платят только за размещение. При этом комиссия с гостей (арендаторов) не взымается. Комиссия для собственников составляет от 14 до 16 % (может быть выше в зависимости от условий объявлений). Чтобы упростить процесс оплаты, комиссия вычитается из суммы, выплачиваемой хозяину, перед выплатой.

Канва бизнес-модели Airbnb

Бизнес-модель Airbnb – это пример экономики совместного пользования, причем настолько, что сама компания считает ее "сообществом, построенным на совместном пользовании". Экономика совместного пользования позволяет людям повышать ценность активов, которые простаивают или недостаточно используются. В данном случае – к своим помещениям. Давайте подробнее рассмотрим схему бизнес-модели Airbnb.

[1] Потребительские сегменты Airbnb

Существует два сегмента потребителей, которые определяют бизнес-модель Airbnb. К ним относятся:

  • Собственники помещений. Люди, у которых есть свободные места для аренды и которые хотят на этом заработать. В приложении они могут указать свои объекты на определенных условиях, таких как период доступности, время заезда и выезда и т.д.. Они также могут принимать или отклонять заявки на бронирование и оценивать путешественников;
  • Гости (арендаторы). Люди, которые ищут место для проживания. Они могут искать по местоположению, типу недвижимости, цене и другим фильтрам, которые предлагает приложение. Они бронируют и оплачивают жилье через Airbnb.

[2] Ценностные предложения и преимущества Airbnb

Ценностные предложения Airbnb отличаются для каждого сегмента:

  • Для собственников помещений. Самым главным ценным предложением здесь является возможность зарабатывать деньги с помощью платформы. Кроме того, есть преимущества, позволяющие делать это комфортно и безопасно, с полным контролем над бронированием и даже страховкой от повреждений и несчастных случаев. Преимуществом также является возможность проверить профиль тех, кто запрашивает бронирование, и даже отклонить предложение. И все это при круглосуточной поддержке Airbnb по телефону, электронной почте и в чате;
  • Для гостей (арендаторов). Самое важное ценностное предложение – это экономия на аренде. Кроме того, удобство заключается в том, что вы можете выбрать жилье в соответствии со всеми своими предпочтениями, только с помощью устройства и без необходимости вести переговоры с кем-либо. Кроме того, путешественник может ознакомиться с профилем владельца и, в некоторых случаях, обменяться с ним опытом общения во время проживания. И, наконец, у вас есть гарантия оплаты, посредником которой выступает Airbnb.

[3] Каналы сбыта Airbnb

Именно эти каналы позволяют Airbnb связаться со своими хозяевами и гостями:

  • Веб-сайт и приложение для смартфонов;
  • Социальные сети;
  • Цифровой маркетинг;
  • Партнерская модель;
  • Сарафанное радио.

[4] Взаимоотношения с клиентами Airbnb

Взаимоотношения с клиентами Airbnb включают в себя:

  • Автоматизированное обслуживание и персональные рекомендации через приложение;
  • Круглосуточная поддержка службы поддержки;
  • Сообщество: гарантия сделки, поддержание репутации, рейтинг собственников и гостей, защите данных и частной информации.

[5] Потоки поступления доходов Airbnb

Доходы Airbnb складываются из:

  • Комиссия от собственников помещений – от 3 до 5%;
  • Сборы с арендаторов (за транзакцию) – варьируются от 0 до 20%;
  • Комиссия только от собственников гостиниц, помещений – от 14 до 16%.

[6] Ключевые ресурсы Airbnb

Основные ресурсы Airbnb включают в себя:

  • Платформа и мобильное приложение;
  • Бада данных: объявления и контент, созданный партнерами (объекты, оценки, отзывы);
  • Человеческие ресурсы;
  • Алгоритм.

[7] Ключевые виды деятельности Airbnb

Основные направления деятельности Airbnb включают в себя:

  • Разработка и обслуживание платформы;
  • Продажи и маркетинг для привлечения новых собственников и гостей;
  • Информационная безопасность для всех партнеров и пользователей;
  • Обслуживание клиентов, включая посредничество в урегулировании конфликтов.

[8] Ключевые партнеры Airbnb

Основными партнерами Airbnb являются:

  • Собственники помещений (частные владельцы, отели, гостиницы);
  • Профессиональные фотографы;
  • Страховые компании;
  • Инвесторы.

[9] Структура издержек Airbnb

Структура затрат Airbnb включает в себя инвестиции во все основные виды деятельности и ресурсы, а также в каналы сбыта, которыми являются:

  • Инвестиции в ключевые виды деятельности и ресурсы;
  • Сопровождение и разработка программного обеспечения;
  • Маркетинг и реклама;
  • Заработная плата;
  • Страхование;
  • Комиссии по кредитным картам;
  • Юридические и административные расходы.

Конкуренты Airbnb

  • Vrbo. Vrbo – ветеран индустрии – компания был основана в 1995 году – специализируется на уникальном жилье, таком как пляжные дома, кондоминиумы, коттеджи, виллы, лодки и замки. Сервис привлекает около 16 миллионов уникальных посетителей в месяц;
  • Booking.com. Booking.com – это крупное онлайновое туристическое агентство содержит список из более чем 6 миллионов частных домов и апартаментов, а также гостиничных номеров. Ежемесячно сайт посещают более 100 миллионов человек;
  • HomeToGo. HomeToGo – агрегатор собирает списки с более чем 600 сайтов, что в сумме составляет более 18 миллионов предложений в более чем 200 странах. Базирующийся в Берлине стартап приобрел Tripping.com, чтобы обеспечить себе сильное присутствие в американской индустрии;
  • Google. Сотрудничая с онлайновыми туристическими агентствами и менеджерами, Google расширяет свое присутствие на рынке жилья, включая в Google Maps также и объявления об аренде жилья. Списки в Google могут получить миллионы пользователей Google – бесплатно;
  • Holidu. Holidu – немецкий агрегатор, как и HomeToGo, но базирующийся в Мюнхене. Сайт посещает более 11 миллионов человек в месяц и предлагает более 15 миллионов вариантов. Сервис популярен среди европейцев, особенно немецкоговорящих;
  • Tripadvisor. Tripadvisor – крупнейший в мире сайт отзывов, это онлайн-агентство путешествий, к которому ежемесячно обращаются 490 миллионов путешественников. Основанный в 2000 году, он содержит более 800 миллионов отзывов о жилье, ресторанах, достопримечательностях и многом другом;
  • Expedia. Expedia – онлайновое туристическое агентство посетители сайта могут забронировать жилье, авиабилеты, арендованные автомобили и развлечения. Сервис ориентирован на гостей, которые не хотят тратить много времени на поиск лучших предложений;
  • Trip.com. Trip.com – онлайн-агентство номер один в Китае и родитель нескольких других брендов, таких как Skyscanner, например. Сервис предлагает 1,2 миллиона вариантов аренды жилья в 200 странах, а его пользователями являются более 400 миллионов человек по всему миру;
  • TUI Villas. TUI Villas (TUI Group) – крупнейшей в мире компания занимающейся путешествиями и туризмом. В списке около 300 000 объектов недвижимости, которые также представлены на более чем 1000 других платформах;
  • misterb&b. misterb&b – крупнейший бренд по размещению геев на планете, насчитывающий более 250 000 хозяев в более чем 135 странах. На платформе могут размещать объявления только дружественные геям хозяева;
  • Plum Guide. Plum Guide – сайт аренды жилья класса люкс тщательно контролирует и принимает только около 3 % заявок, чтобы гарантировать только дома самого высокого качества;
  • Glamping Hub. Glamping Hub – это лидер в области онлайн-бронирования роскошных кемпингов и жилья на природе, предлагающий более 30 00 вариантов аренды, таких как домики на деревьях, хижины и крошечные дома. Разумеется, сервис ориентирован на нишевую аудиторию любителей природы и активного отдыха.
  • Российские аналогиСуточно (sutochno.ru) – здесь можно снять квартиру или апартаменты посуточно;
    Твил (tvil.ru) – онлайн-сервис для бронирования отелей и квартир, на сайте можно найти больше 200 тысяч предложений по размещению в России, Грузии и Абхазии
    101Hotels.com – сайт для бронирования жилья, работающий с 2013 года и позволяющий искать базы отдыха, номера в отелях, гостевых домах и хостелах.

SWOT-анализ Airbnb

-2

Ниже приведен подробный SWOT-анализ Airbnb:

(1) Сильные стороны Airbnb

  • Бренд. Это самое узнаваемое имя в индустрии аренды жилья для отдыха. "Найти Airbnb" означает найти альтернативное жилье для следующего отпуска;
  • Лидерство. Компания является лидером среди путешественников, которые ищут лучшие предложения и не хотят быть привязанными к бронированию отеля в стандартном номере;
  • Доступная цена. Бронирование Airbnb обычно обходится дешевле, чем гостиничного номера, потому что у хозяев обычно не так много расходов, как в отеле;
  • Разнообразие жилья. Хозяева могут размещать объявления о свободных комнатах в любой точке мира, без географических ограничений;
  • Новый пользовательский опыт. В Airbnb опыт – это часть путешествия. В то время как отели предлагают те же самые впечатления, Airbnb предоставляет уникальные пространства, которые являются чем-то большим, чем просто место для ночлега;
  • Бред руководителей бизнеса. Три основателя входят в команду руководителей, обеспечивая Airbnb ее оригинальное видение и бизнес-модель;
  • Публичная компания – доверие. В декабре 2020 года Airbnb стала публичной компанией, что дало ей доступ к капиталу на публичных рынках для инвестиций, а также обеспечило доверие и улучшило имидж в обществе;
  • Сочетание издержек и маржинальности. Расходы несут хозяева, что позволяет платформе инвестировать прибыль в маркетинг и операционную деятельность.

(2) Слабые стороны Airbnb

  • Бюрократизированные правила проживания. Поскольку правил, регулирующих проживание в домах, не так много, Airbnb смог быстро развиваться, но теперь возникают некоторые проблемы, и некоторые из них могут быть довольно строгими;
  • Контроль качества. Контроль качества должен быть, не обязательно как в отелях;
  • Конкуренты – имитаторы. Простота бизнеса облегчает новым участникам открытие аналогичной платформы;
  • Маркетинговая стратегия. Маркетинговая стратегия не является целостной, поскольку должна привлекать как хозяев, так и путешественников из разных мест по всему миру;
  • SEO-оптимизация. Airbnb появится в верхних строчках результатов поисковых систем только в том случае, если Airbnb будут искать напрямую.

(3) Возможности Airbnb

  • Пользовательский опыт. Airbnb стремится продвигать свою платформу не только как место объявлений для ночлега, но и как место для уникального обращения с собственниками имущества, услуг экскурсоводов;
  • Новые услуги – долгосрочная аренда. Airbnb может предложить долгосрочную аренду, чтобы удовлетворить этот спрос, помимо традиционного отдыха;
  • Глобальная экспансия. Компания все еще может выйти на некоторые рынки, особенно развивающиеся;
  • Целенаправленные маркетинговые кампании. Airbnb может проводить маркетинговые кампании, ориентированные на определенные ниши путешественников, создавая представление об их исключительности.

(4) Угрозы Airbnb

  • Правовая база. Местные власти постоянно меняют законы и правила, касающиеся аренды, что может стать потенциальной угрозой для бизнеса;
  • Конкуренция. Как видно из приведенного выше списка, в нем присутствуют как прямые конкуренты, так и отели и агрегаторы;
  • Судебные иски. Airbnb уже сталкивался – с судебными исками со стороны собственников жилья и путешественников из-за своей политики, стандартов оплаты (или отсутствия), разнообразия помещений и мест и т.д.

Заключение

Бизнес-модель Airbnb в основном сосредоточена на посредничестве между владельцем недвижимости, желающим сдать ее в аренду на короткий срок, и путешественником. Сервис также построена на доверии, поскольку и владельцы, и арендаторы должны оставлять отзывы о своем пребывании, чтобы другие люди могли понять, рекомендуют ли они это место для проживания или нет.