Предыдущая статья:
В прошлой статьея рассказал о методе улучшения памяти из книги Гарибяна «Школа памяти». Гарибян рассказывал о том, какими методами пользовался Шерешевский. Мы остановились на том, что Гарибян предложил улучшения его методов. И сейчас я о них расскажу.
И так, Гарибян советует сначала научиться запоминать последовательности слов, обозначающих конкретные объекты, предметы, людей или животных. Например: «Стол, скорпион, девушка, каракатица, рыбак, ракета, расческа, звезда, стул, карандаш, монета». Сочиняем рассказ:
«По столу полз скорпион и ужалил девушку, которая наступила на каракатицу, та с визгом взобралась на рыбака, который от страха запустил ракету, она взорвала гигантскую расческу, на которую взобралась звезда и села на стул, но случайно укололась торчащим карандашом и от неожиданности выронила монету».
Это был мой вариант. В книге Гарибян рассмотрел другой пример: полиция, собака, пингвин, паркет, рация, айсберг, будильник, небо, антенна, кофе. Он сочинил вот такой рассказ: «Полиция, из-за того, что служебно-розыскная собака ушла в декрет, использовала пингвина и нашла спрятанную под паркетом рацию. Она была изготовлена фирмой «Айсберг», которая вмонтировала туда взрывное устройство, замаскированное под будильник. Оно сработало, и рация взлетела в небо. От нее остался лишь кусочек антенны, который упал на кофейную плантацию».
Что характерно, Гарибян сам же критикует свой рассказ, утверждая, что не надо включать в него лишние слова. Как видим, тут лишние слова это «кусочек» и «плантация». Но если же такие «лишние» слова все-таки попали в рассказ, то нужно просто запомнить, что их запоминать не надо. Иными словами, развивать в себе способность смысловой фильтрации и припоминания. Как утверждает автор, простое припоминание гораздо эффективнее запоминания, особенно заучивания и зубрения. И, действительно, часто мы можем запомнить довольно большое число различных мелких деталей, хотя специально не ставили себе такой цели. Это и есть «припоминание».
Гарибян так предлагает и другой способ составления рассказа, который состоит в том, чтобы слова просто связывать друг с другом по цепочке, не особо заботясь о том, чтобы рассказ получился качественный. Например: Полицейский ударил собаку. Та, в свою очередь, укусила пингвина, которым мы натираем паркет, а под паркетом спрятана рация, найденная под айсбергом, похожим на будильник, на который отражается небо, куда и устремлена антенна с наконечником, напоминающим зернышко кофе».
Гарибян советует начинать именно со второго способа, затем попробовать применять первый, а следующий шаг – запоминать уже более сложные слова, например, такие: «психология, вечность, память, история, понятие, функция, позиция, трансцендентность, космос, математика».
В своей книге «Школа памяти», автор не сразу приводит пример с такими словами, поэтому я сначала придумал его сам, прежде чем прочитал, что рекомендует Гарибян. У меня получалось так: «На изучение психологии может потребоваться вечность, а еще надо иметь хорошую память, чтобы запомнить всю историю того, что изучаешь. Это поможет тебе сформулировать свое понятие о той функции, которую несет твоя позиция. И тогда ты достигнешь трансцендентности и полетишь в космос изучать математику».
Да, это сложнее. Сложнее и запомнить. Лично у меня с первого раза получилось запомнить чуть больше половины слов. Вылетело из памяти «вечность, память, понятие». Правда, со второго прохода запомнить получилось гораздо лучше.
Гарибян рассмотрел пример над более длительным списком: «психология, вечность, память, история, понятие, функция, позиция, трансцендентность, космос, математика, война, жизнь, смерть, покупка, страх, воля, сила, веселье, радость, нирвана».
И вот как он связал эти слова: «Психология — в голове ощущаю что-то приятное, как ток, проходящее и наполняющее мозги. Она вводит нас в таинственный мир, называемый вечностью. Вся эта сцена проходит под большим стеклянным куполом, который в качестве символа принят за память. На куполе виден учебник по истории. В нем спрятаны брат и сестра. Его зовут Понятием, а ее Функцией (Он отвечает за принятие решений, а она за исполнение). В результате они вышли на позицию, чтобы ощутить трансцендентность в виде волны мыслей, проходящих через весь космос, являющийся стихией математики в виде цифр и формул, воюющих между собой не на жизнь, а на смерть. А в царстве смерти делаются покупки в виде таинственного предмета, спрятанного в черном ящике. Неизвестность вызывает страх (за символ принята мимика с его обозначением). Но мы мобилизовали волю (представлена в форме движения властных указаний, посылаемых мозгом и сердцем), и ощутили силу (символ — мышцы). Благодаря ей к нам пришло веселье, а в конечном счете радость (обе в форме мимических выражений), подарившую нам блаженную нирвану (телесный и духовный покой)».
По мне, так в таком виде запомнить труднее. Но кому как. Для второй части списка я бы придумал что-то типа вот этого: «…но там шла война, которая была не на жизнь, а на смерть. Пришлось купить страх, чтобы напугать им волю и лишить ее силы. Там мы победили. А потом началось веселье и радость. Это позволило впасть в нирвану».
У Гарибяна так есть методики, как запоминать иностранные слова, цифры и другую информацию. Но об это я расскажу в следующей статье.
Следующая статья: