Найти тему
Александр Шуравин.

Как улучшить свою память. Урок 1.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Согласитесь, иметь хорошую память важно даже тогда, когда любую информацию можно найти в интернете: например PIN-коды и прочие пароли по-прежнему следует запоминать. Конечно, их можно записать. Но что если бумажку с паролем украдет какой-нибудь злоумышленник и похитит все ваши деньги с банковской карточки или все биткоины с вашего криптокольшка? Да и возможность легкого поиска информации не освобождает от необходимости какие-то знания иметь, все-таки, в голове.

Но как быть, если память «плохая»? На самом деле, нет людей с плохой памятью (если только это не органическое поражение мозга). У большинства людей память очень даже хорошая. Человеческий мозг вмещает ну просто гигантские объемы информации. А если вам кажется, что у вас «плохая» память, то это всего лишь означает, что ваш мозг не считает нужным запоминать скучную и ненужную, по его мнению, информацию (даже есть разум имеет противоположное мнение).

«А разве разум и мозг – это не одно и то же?» – удивленно спросите вы. На самом деле нет. Разум – это одна из немногих функций мозга, причем, появившаяся довольно недавно по эволюционным меркам. Функция мозга – это управление физическим телом, для выполнения следующих задач: «выжить» и «размножиться». Миллионы лет мозг довольно эффективно справлялся с этими задачами. И сейчас у него задачи те же.

Какую же информацию мозг считает важной и легко запоминает? Ту, что способствует выживанию. Например: «туда не ходи, там опасно». Но куда «туда»? Важно запомнить, где находить то место, куда не надо ходить. Или другая ситуация: «туда ходи, там много нямки». Тоже надо запомнить путь к этому месту. А как запомнить? Можно запомнить ориентиры, воображаемую карту, траекторию движения. Таким образом, хорошо запоминается информация, связанная с яркими образами, ощущениями, эмоциями. А вот скучные формулы запоминаются плохо. Можно, конечно, повторять эти формулы снова и снова, пока в мозгу не образовались устойчивые нейронные пути, что называется «зазубрить». Но что, если использовать лайфак: каким-то образом увязать скучные формулы с яркими образами. Такой метод называется «мнемотехника».

В книге С. А. Гарибяна описываются разные методики увязывания запоминаемой информации с образами. Например, метод Шерешевского. Этот человек мог запоминать длинные последовательности слов, цифр, формулы. Как он это делает? Для него цифры, например, это не просто цифры, а некие почти материальные предметы, которые он может представить. Например, 1 – это что-то твердое, 2 – некая плоская вещь, обычно четырехугольная, белая или иногда серая, 3 – заостренный и вращающийся отрезок, 4 – тоже что-то плоское, как у двойки, только более толстое, 5 – нечто завершенное в виде конуса или башни, ну и так далее.

Есть у Шерешевского и другой способ кодирования цифр: 1 – гордый стройный человек, 2 – веселая женщина, 3 – угрюмый человек, 6 – человек с распухшей ногой, 7 – человек с усами, 8 – очень полная женщина. Чтобы запомнить, например, число 87 Шерешевский представляет толстую женщину и человека, который крутит свои усы.

Но проблема в том, что цифры могут повторяться. Например, у нас встречаются цифры 7 и 1, и мы сочиняем сценарий, в котором усатый человек отправляет на Луну стройного человека. Потом у нас встречается единица еще раз, и нам надо придумывать, как вернуть стройного человека с Луны. Это может внести путаницу.

Есть еще и третий способ кодирования цифр: 0 – А, 1 – Б, 2 – В, 3 – У, 4 – Х, 5 – Т, 6 – Ц и так далее. И мы для запоминания придумываем слова на ту букву, которая связана с данной цифрой. Например, у нас число 3220151. Мы придумываем фразу: «Учительница выдувает воздух абразивным бензином, таким белым». Правда, у этого способа есть существенный недостаток: при большом количестве цифр нам будет сложно сочинить фразу.

Наверное, у многих людей есть свои способы запоминать цифры. Кто-то может ассоциировать числа с важными датами. Я выбрал для себя такой способ: 0 – что-то круглое, 1 – палка, что-то удлиненное или оценка «кол» в дневнике, 2 – пара, чета, или оценка «2» в дневнике, 3 – тройка лошадей (на которых раньше ездили), или треугольник, или еще что-то в этом роде, 4 – что-то квадратное, 5 – звезда, 6 – дьявол, черт, какая-нибудь нечисть, 7 – что-то счастливое, или большевики, или коммунизм или все что с ним связано 8 – толстая женщина или бесконечность, 9 – победа, война, военные. Вот так можно было бы запомнить предыдущее число: «Кучер, управляя тройкой, вез чету Ивановых, и чету Петровых. Вдруг у телеги отвалилось колесо и врезалось в дерево (удлиненный предмет), на котором горела новогодняя звезда, от которой исходил тонкий и длинный луч». Как выяснилось, таким способом можно запоминать разные числа, от пинкодов до номеров телефонов, а то и более длинны последовательности цифр.

Однако, кроме цифр, приходиться запоминать и другую информацию. Шерешевский в других случаях применял аналогичные приемы. Например, для запоминания последовательности слов он представлял, что идет по хорошо знакомому маршруту и расставляет на своем пути образы этих слов. Когда он мысленно проходил по этому маршруту, он снова «видел» эти образы и вспоминал слова. Правда, если Шерешевский помещал образ туда, где его трудно «разглядеть», например, в темное место или если он сливался с фоном, или недостаточно ярко представлялся, то такое слово легко могло быть забыто. Но это, скорее не дефект памяти, а дефект восприятия.

– Например, слово «карандаш», – объяснял Шерешевский ученому, который изучал его память, – я поставил рядом с забором, по цвету они схожи, и я не заметил карандаш на фоне забора. «Яйцо» я поставил на фоне белой стены, а так как оно тоже белое, я его и не заметил. А слова «путамен» я вообще не знаю, я представил его как что-то темное, его я не разглядел, потому что фонарь был далеко.

Интересно этот Шерешевский запоминал формулы. В книжке Гарибяна «Школа Памяти» в качестве примера приведена вот такая вот длинная формула:

-2

Выглядит формула весьма жутко, но, судя по всему – это выдуманная формула, чтобы потренировать память. Вот такой вот рассказ сочинил Шерешевский, чтобы запомнить эту формулу:

Нейман (N) вышел и ткнул палкой (.). Он посмотрел на высокое дерево, похожее на корень:

-3

И подумал: «Неудивительно, что дерево высохло, оно было посажено еще тогда, когда я строил эти два дома (d^2). После этого он опять ткнул палкой (.) и сказал:

– Дома старые, нужно на них поставить крест (X). Но это даст большое умножение капитала.

Он вложил в это дело 85 тысяч капитала (85). Его отделят крыша (–) а внизу стоит человек и играет на терминвоксе (vx). Он стоит около почты, там, где дерево с тремя палками:

-4

Там табличка с числом 276, на ней квадратный ящик из под папирос (^2). На ящике написано 86…

На этом в книжке описание обрывается, но мы с вами попробуем продолжить. Лично у меня богатая фантазия, поделюсь ею с вами:

Все это лежало на перекладине (–), под которой был нафталин (n), упакованный в квадратный пакет (^2). По нему кто-то ударил битой (b) и он на высокой скорости (v) пролетел 264 километра, врезавшись в камень (.). За этим камнем была кривая скала (S), на которую взобрался Вольтер (V), который жил в доме 16 и квартире 24 (1624), под ним жила семья из 32 человек, которым не хватало квадратных метров (^2). Всю эту историю завершает какой-то придурок, который вышел на площадь с флагом, на котором была нарисована большая буква S.

На сколько все это помогает? Шерешевский утверждал, что помогает. Лично у меня на этот счет кое-какие сомнения. Да, кое-что запомнить такой рассказ действительно поможет, в крайнем случае, самое начало формулы, возможно, еще какие-то буковки и квадраты. С цифрами сложнее. Лично я, например, запомнил число 1624, так как «чувак» жил в доме 16 и квартире 24. Еще врезалось память про 32 человека, которым не хватало квадратных метров. Но вот запомнить трехзначные числа сложнее. Их или специально зубрить, или запомнить методом, который описан в этой статье ранее.

Гарибян в своей книге тоже критикует данный метод и предлагает некоторые его модификации. Но о них я расскажу в следующей статье.

Следующая статья: