Согласитесь, иметь хорошую память важно даже тогда, когда любую информацию можно найти в интернете: например PIN-коды и прочие пароли по-прежнему следует запоминать. Конечно, их можно записать. Но что если бумажку с паролем украдет какой-нибудь злоумышленник и похитит все ваши деньги с банковской карточки или все биткоины с вашего криптокольшка? Да и возможность легкого поиска информации не освобождает от необходимости какие-то знания иметь, все-таки, в голове.
Но как быть, если память «плохая»? На самом деле, нет людей с плохой памятью (если только это не органическое поражение мозга). У большинства людей память очень даже хорошая. Человеческий мозг вмещает ну просто гигантские объемы информации. А если вам кажется, что у вас «плохая» память, то это всего лишь означает, что ваш мозг не считает нужным запоминать скучную и ненужную, по его мнению, информацию (даже есть разум имеет противоположное мнение).
«А разве разум и мозг – это не одно и то же?» – удивленно спросите вы. На самом деле нет. Разум – это одна из немногих функций мозга, причем, появившаяся довольно недавно по эволюционным меркам. Функция мозга – это управление физическим телом, для выполнения следующих задач: «выжить» и «размножиться». Миллионы лет мозг довольно эффективно справлялся с этими задачами. И сейчас у него задачи те же.
Какую же информацию мозг считает важной и легко запоминает? Ту, что способствует выживанию. Например: «туда не ходи, там опасно». Но куда «туда»? Важно запомнить, где находить то место, куда не надо ходить. Или другая ситуация: «туда ходи, там много нямки». Тоже надо запомнить путь к этому месту. А как запомнить? Можно запомнить ориентиры, воображаемую карту, траекторию движения. Таким образом, хорошо запоминается информация, связанная с яркими образами, ощущениями, эмоциями. А вот скучные формулы запоминаются плохо. Можно, конечно, повторять эти формулы снова и снова, пока в мозгу не образовались устойчивые нейронные пути, что называется «зазубрить». Но что, если использовать лайфак: каким-то образом увязать скучные формулы с яркими образами. Такой метод называется «мнемотехника».
В книге С. А. Гарибяна описываются разные методики увязывания запоминаемой информации с образами. Например, метод Шерешевского. Этот человек мог запоминать длинные последовательности слов, цифр, формулы. Как он это делает? Для него цифры, например, это не просто цифры, а некие почти материальные предметы, которые он может представить. Например, 1 – это что-то твердое, 2 – некая плоская вещь, обычно четырехугольная, белая или иногда серая, 3 – заостренный и вращающийся отрезок, 4 – тоже что-то плоское, как у двойки, только более толстое, 5 – нечто завершенное в виде конуса или башни, ну и так далее.
Есть у Шерешевского и другой способ кодирования цифр: 1 – гордый стройный человек, 2 – веселая женщина, 3 – угрюмый человек, 6 – человек с распухшей ногой, 7 – человек с усами, 8 – очень полная женщина. Чтобы запомнить, например, число 87 Шерешевский представляет толстую женщину и человека, который крутит свои усы.
Но проблема в том, что цифры могут повторяться. Например, у нас встречаются цифры 7 и 1, и мы сочиняем сценарий, в котором усатый человек отправляет на Луну стройного человека. Потом у нас встречается единица еще раз, и нам надо придумывать, как вернуть стройного человека с Луны. Это может внести путаницу.
Есть еще и третий способ кодирования цифр: 0 – А, 1 – Б, 2 – В, 3 – У, 4 – Х, 5 – Т, 6 – Ц и так далее. И мы для запоминания придумываем слова на ту букву, которая связана с данной цифрой. Например, у нас число 3220151. Мы придумываем фразу: «Учительница выдувает воздух абразивным бензином, таким белым». Правда, у этого способа есть существенный недостаток: при большом количестве цифр нам будет сложно сочинить фразу.
Наверное, у многих людей есть свои способы запоминать цифры. Кто-то может ассоциировать числа с важными датами. Я выбрал для себя такой способ: 0 – что-то круглое, 1 – палка, что-то удлиненное или оценка «кол» в дневнике, 2 – пара, чета, или оценка «2» в дневнике, 3 – тройка лошадей (на которых раньше ездили), или треугольник, или еще что-то в этом роде, 4 – что-то квадратное, 5 – звезда, 6 – дьявол, черт, какая-нибудь нечисть, 7 – что-то счастливое, или большевики, или коммунизм или все что с ним связано 8 – толстая женщина или бесконечность, 9 – победа, война, военные. Вот так можно было бы запомнить предыдущее число: «Кучер, управляя тройкой, вез чету Ивановых, и чету Петровых. Вдруг у телеги отвалилось колесо и врезалось в дерево (удлиненный предмет), на котором горела новогодняя звезда, от которой исходил тонкий и длинный луч». Как выяснилось, таким способом можно запоминать разные числа, от пинкодов до номеров телефонов, а то и более длинны последовательности цифр.
Однако, кроме цифр, приходиться запоминать и другую информацию. Шерешевский в других случаях применял аналогичные приемы. Например, для запоминания последовательности слов он представлял, что идет по хорошо знакомому маршруту и расставляет на своем пути образы этих слов. Когда он мысленно проходил по этому маршруту, он снова «видел» эти образы и вспоминал слова. Правда, если Шерешевский помещал образ туда, где его трудно «разглядеть», например, в темное место или если он сливался с фоном, или недостаточно ярко представлялся, то такое слово легко могло быть забыто. Но это, скорее не дефект памяти, а дефект восприятия.
– Например, слово «карандаш», – объяснял Шерешевский ученому, который изучал его память, – я поставил рядом с забором, по цвету они схожи, и я не заметил карандаш на фоне забора. «Яйцо» я поставил на фоне белой стены, а так как оно тоже белое, я его и не заметил. А слова «путамен» я вообще не знаю, я представил его как что-то темное, его я не разглядел, потому что фонарь был далеко.
Интересно этот Шерешевский запоминал формулы. В книжке Гарибяна «Школа Памяти» в качестве примера приведена вот такая вот длинная формула:
Выглядит формула весьма жутко, но, судя по всему – это выдуманная формула, чтобы потренировать память. Вот такой вот рассказ сочинил Шерешевский, чтобы запомнить эту формулу:
Нейман (N) вышел и ткнул палкой (.). Он посмотрел на высокое дерево, похожее на корень:
И подумал: «Неудивительно, что дерево высохло, оно было посажено еще тогда, когда я строил эти два дома (d^2). После этого он опять ткнул палкой (.) и сказал:
– Дома старые, нужно на них поставить крест (X). Но это даст большое умножение капитала.
Он вложил в это дело 85 тысяч капитала (85). Его отделят крыша (–) а внизу стоит человек и играет на терминвоксе (vx). Он стоит около почты, там, где дерево с тремя палками:
Там табличка с числом 276, на ней квадратный ящик из под папирос (^2). На ящике написано 86…
На этом в книжке описание обрывается, но мы с вами попробуем продолжить. Лично у меня богатая фантазия, поделюсь ею с вами:
Все это лежало на перекладине (–), под которой был нафталин (n), упакованный в квадратный пакет (^2). По нему кто-то ударил битой (b) и он на высокой скорости (v) пролетел 264 километра, врезавшись в камень (.). За этим камнем была кривая скала (S), на которую взобрался Вольтер (V), который жил в доме 16 и квартире 24 (1624), под ним жила семья из 32 человек, которым не хватало квадратных метров (^2). Всю эту историю завершает какой-то придурок, который вышел на площадь с флагом, на котором была нарисована большая буква S.
На сколько все это помогает? Шерешевский утверждал, что помогает. Лично у меня на этот счет кое-какие сомнения. Да, кое-что запомнить такой рассказ действительно поможет, в крайнем случае, самое начало формулы, возможно, еще какие-то буковки и квадраты. С цифрами сложнее. Лично я, например, запомнил число 1624, так как «чувак» жил в доме 16 и квартире 24. Еще врезалось память про 32 человека, которым не хватало квадратных метров. Но вот запомнить трехзначные числа сложнее. Их или специально зубрить, или запомнить методом, который описан в этой статье ранее.
Гарибян в своей книге тоже критикует данный метод и предлагает некоторые его модификации. Но о них я расскажу в следующей статье.
Следующая статья: