Найти тему

О КРТ без прикрас и предубеждений… Как это начиналось в СПБ. Продолжение.

Уважаемый читатель! Продолжим сегодня наш краткий экскурс в историю становления в Санкт-Петербурге идеи комплексного подхода к развитию городских территорий.

После «Новой Голландии» вновь идея находит свое отражение в распоряжении мэра Санкт-Петербурга от 19.05.93 № 368-р «О создании Агентств регионального развития».

В документе говорилось: «В целях ускорения инвестиционного процесса и осуществления эффективной градостроительной политики… считать целесообразным создание в Санкт-Петербурге сети Агентств развития городских территорий».

Первым Агентством должно было стать АООТ «Инвестиционное агентство «Васильевский остров», целью деятельности которого провозглашалось «создание Делового центра Санкт-Петербурга в северо-западной части Васильевского острова» на территории, ограниченной Финским заливом, улицей Кораблестроителей и Шкиперским протоком. В 1996 г. Агентство представило Концепцию инвестиционного развития территории, которая получила одобрение, однако утверждена так и не была. На этом история АООТ, собственно, и закончилась и через пару лет оно было ликвидировано, поскольку никаких реальных прав на развитие оно так и не получило.

Но пример оказался заразительным и организации, претендующие на звание Агентства стали расти в городе как грибы после дождя. Особенно процесс ускорился после выхода 30 мая 1995 г. Распоряжения мэра Санкт-Петербурга № 561-р «О правах и полномочиях агентств реконструкции и развития территорий», так что по состоянию на 1995 г. в городе было зафиксировано 24 организации, претендующих на получение статуса Агентства («Никольский рынок», «Дачное», «Апраксин двор» и т.д.). Подавляющее большинство из них просуществовали некоторое время лишь на бумаге, небольшая часть дошла до разработки Концепции инвестиционного развития, но большого следа в истории градостроительного развития города они так и не оставили.

Частично причины этого состояли в общем состоянии экономики страны и города в 1990-е гг., тем более, что попытки создания Агентств пришлись как раз на период первого экономического кризиса в современной России 1988-1989 гг., частично в отсутствии какого-либо опыта реализации крупномасштабных проектов развития территорий в условиях рыночной экономики, многообразия форм собственности на объекты недвижимости на территориях, нуждающихся в преобразованиях, и множественности собственников (обладателей иных прав) недвижимости.

Но главное, видимо, в том, что Агентства, имея громкое название, по существу, являлись лишь посредниками между органами власти и реальными инвесторами. В упомянутом Распоряжении мэра от 30 мачя 1995 г. много говорилось о Концепции инвестиционного развития территории, которую должно было предоставить Агентство, которая должна была по замыслу его авторов, представлять собой «развернутое экономико-градостроительное задание на реконструкцию и развитие недвижимости с целью обеспечения ее высокой доходности и формирования доходных статей городского бюджета». Но когда речь заходила о правах Агентства, которые должны быть отражены в договоре между ними городом, то они сводились лишь к возможности Агентства взаимодействовать с Администрацией города по поводу развития территории, но ни слова – о правах на недвижимость.

Ничуть не изменилась ситуация и после того, как в развитие предшествующих Распоряжений было принято новое – Распоряжение губернатора города от 1 февраля 2001 года N 117-р «О деятельности агентств по развитию территорий», где эта деятельность описывалась так:

- формирование и разработка комплексной стратегии реконструкции, развития и использования объектов недвижимости в границах территории, сформулированной в концепции;

- подготовка территории к осуществлению инвестиционной деятельности юридическими и физическими лицами в рамках концепции;

- предоставление консультационных услуг инвесторам»

Словом, Агентство должно было выступать в роли консультационно-посреднической организации, выполняюшей агентские функции, но имеющее весьма неопределенные права.

Очевидно, что этого было явно недостаточно для того, чтобы оказывать реальное влияние на развитие территорий, что практика и подтвердила, так что Постановлением губернатора от 20 мая 2011 года N 25-пг деятельность Агентств была прекращена.

О чем говорит этот опыт?

Первое. Осуществление реальных преобразований крупных городских территорий без наделения субъекта преобразований правами на недвижимость, расположенную на территории, либо без привлечения собственников недвижимости к проводимым преобразованиям, невозможно.

Второе. Попытки переложить ответственность за развитие территорий на договорной основе на частные организации не эффективны.

Спасибо за внимание, дорогие читатели. Буду рад Вашим комментариям, предложениям, вопросам, лайкам.

С наилучшими пожеланиями. С.Максимов