Найти тему
Книга грибов

Пополнение в рядах российских миксомицетов

Здравствуйте, уважаемые читатели! #КнигаРастений уже рассказывала об удивительных существах, которые принято называть слизевиками. Это даже не таксон, как хотелось бы всем нам, а группа простейших: они происходят от разных предков, но в процессе эволюции приобрели общую черту – стадию плазмодия или псевдоплазмодия в жизненном цикле. Что это такое, мы потом объясним. Таксономия некоторых представителей этой группы по сию пору не разработана до конца. Всего можно выделить четыре разных таксона (то есть уже потомков одного предка) из разных ветвей эволюции простейших: миксомицеты, акразиомицеты, плазмодиофоромицеты и лабиринтуломицеты.

Простая и понятная схема сложного и загадочного процесса.
Простая и понятная схема сложного и загадочного процесса.

Всю эту банду раньше считали какими-то странными грибами (от греческого слова микос – гриб), но потом отказались от такого решения. Да, на грибы они похожи, особенно при спороношении – на гастеромицеты типа дождевиков, но, как правило, они гораздо меньше. Наиболее крупная группа слизевиков – миксомицеты, родственники таких простейших, как амебы. Акразиомицеты относятся к огромной группе простейших, называемой экскаваты (в нее входят также эвглена зеленая и трепаносома – от паразитов до фотосинтетиков, в общем). Плазмодиофоромицеты отправились в группу, называемую ризарии – ее вы можете узнать по прекрасным радиоляриям – простейшим с ажурным скелетом внутри. А лабиринтуломицеты вроде как оказываются дальними родственниками бурых водорослей.

Его размазало!
Его размазало!

В общем, если не вдаваться в подробности, то самый банальный жизненный цикл такой. Из спор, каждая из которых содержит одинарный набор хромосом, появляются либо зооспоры со жгутиками, либо миксамебы. Все зависит от того, сколько влаги в окружающей среде. Зооспоры шустренько плывут в воде, миксамебы не так шустро, но ползут по менее влажному субстрату, а в результате два одиночества встречаются и формируют клетку с двойным набором хромосом. Та начинает разрастаться, ее ядро начинает делиться, а сама клетка с этим не торопится, так что образуется одна большая клетища с большим числом ядер – она и называется плазмодием. Псевдоплазмодий, соответственно, такая же огромная многоядерная клетка, но образующаяся не при делении ядра, а при слиянии большого числа одиночеств (такая групповушка свойственна для акразиевых слизевиков, например). Плазмодий мало того что крупный и многоядерный, так еще и передвигается довольно быстро для столь примитивного организма куда подальше — в темное, сырое и полное питательными веществами место. В темноте и уюте он начинает питаться, разрастается, а когда наестся, выползает наружу и в конце концов образует спорангии, которые порой прямо как грибы, правда, мелковатые. В этих спорангиях снова делится, но уже полностью и снова до одинарного набора хромосом: образуются споры – и все начинается сначала.

Надулся как мышь на крупу
Надулся как мышь на крупу

Слизевиков на Земле очень много — одних миксомицетов уже более восьмисот видов, но, к нашему счастью, они довольно мелкие, иначе получилось бы как в фильме ужасов «Капля» 1988 года, в котором непонятная инопланетная слизь пожирала людей, разрастаясь все больше и больше. Да-да, миксомицеты способны не только неподвижно сидеть, всасывая растворенные питательные вещества, но и захватывать твердые частицы, втягивая их внутрь клетки в особых пузырьках. Миксамебы так уж точно не побрезгуют какой-нибудь микроскопической мелочью, что уж говорить о сравнительно крупном плазмодии... В общем, организмы крайне оригинальные, и практически каждый год происходят открытия в этой области микологии.

Любопытные ребята.
Любопытные ребята.

Именно микологи изучают миксомицеты — не выделять же отдельную дисциплину специально для них, как бы малыши ни возмущались! И вот совсем недавно сотрудники Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) во время экспедиции по исследованию биоразнообразия Кольского полуострова, Таймыра и Забайкалья обнаружила ранее неизвестный вид слизевика, предположительно относящегося к довольно обширному роду Физарум. Генетически он, конечно, родственен остальным представителям рода, которые встречаются на территории России, но вот по остальным признакам от них резко отличается. Имя, то есть видовое название, найденышу пока не выбрали, но вскоре это, конечно же, произойдет.

А этот приуныл слегка
А этот приуныл слегка

Кто-то может спросить: для чего вообще изучать организмы, которые человеку не мешают? Мы ответим: во-первых, знания лишними не бывают, а во-вторых, экстракты из отдельных видов миксомицетов показывают очень высокую активность против устойчивых штаммов золотистого стафилококка и дрожжевых грибов, что наверняка поможет в создании новых антибиотиков. Надеемся, что это произойдет как можно быстрее, а пока что прощаемся, уважаемые читатели. До встречи!