115 подписчиков

"Зачем мне крылья, если не дают летать..."

Курица не птица, баба - не человек. Сейчас над этой поговоркой можно только посмеяться, времена безраздельного господства мужчин над женщиной прошли.

Женщины нынче самодостаточные: и в космос летали, и каратэ с дзюдо знают, и в должностях бывают повыше мужчин. И содержать могут не только себя и детей, но и мужа-лежебоку, если, конечно, нравится роль добытчика и главы в семье. И даже врезать мужу меж глаз могут, если он, глупый, еще не понял, кто в семье главный:)

А сто лет назад женщины только-только начинали понимать, что они, хоть и курицы, но крылья-то имеют, и летать хотят - вот тогда и зародился феминизм.

Не все женщины были согласны с той долей, что была им уготовлена в мире, где царем и богом был мужчина. Кухня, дети, церковь? И все? А если хочется большего? Тогда выход только один - переодеться в мужское платье и выдать себя за мужчину.

Героиня фильма "Йентл"(1983 год) именно так и сделала.

Это история молодой еврейской девушки на стыке 19 и 20 веков. Йентл (Барбра Стрейзанд) из богатой семьи раввина, она всегда тянулась к знаниям и получила хорошее домашнее образование, что не возбранялось, если в семье не было сыновей.

Благодаря отцу она стала настоящей интеллектуалкой, но высшее образование вне дома было ей недоступно. В традиционном еврейском обществе был настоящий культ знаний, но учиться тогда разрешалось только мальчикам, закрытые еврейские общины были крайне патриархальны.

После смерти отца Йентл решает переодеться юношей, чтобы поступить в ешиву (это религиозная академия у иудеев). Там она усердно учится, но женская природа берет свое - Йентл влюбляется в своего сокурсника, красавца Авигдора (Мэнди Патинкин).

Между ними устанавливаются необычно близкие отношения - старшего и опытного Авигдора почему-то тянет к своему молодому безусому другу, может потому что он недавно потерял младшего брата. Так или иначе, но Авигдор окружил своего молодого друга Аншеля, такое имя выбрала для себя в академии Йентл, почти отеческой опекой и нежной дружбой.

Кадр из фильма Йентл. В главных ролях Барбра Стрейзанд и Мэнди Патинкин-просто красавчик, ну, как в него можно не влюбиться!
Кадр из фильма Йентл. В главных ролях Барбра Стрейзанд и Мэнди Патинкин-просто красавчик, ну, как в него можно не влюбиться!

Авигдор обручен с красивой девушкой Хадасс (Эми Ирвинг) из богатой еврейской семьи, но их свадьба внезапно расстроилась, потому что семья Хадасс узнает, что брат Авигдора покончил с собой.

А дальше происходит такая нелепица ... он просит Аншель-Йентл жениться на Хадасс, ссылаясь на то, что ему не безразлична судьба бывшей невесты, и лучшей партии ей не найти, ведь Авагдор и Аншель как братья:)))

Возникает запутанный любовный треугольный: Авагдор любит Хадасс, Хадасс тоже вначале любила его, но потом вдруг переметнулась к Аншель-Йентл. Похоже, ей все равно кого любить, главное быстрее замуж выйти и тем самым повысить свой социальный статус. Ну, а Аншель-Йентл безумно любит Авагдора. Да так, что готова пойти на этот безумный брак с женщиной, лишь бы видеть рядом своего единственного...

Фильм создан по рассказу известного еврейского писателя Ицхака Башевиса Зингера "Йентл: мальчик из ешивы". И ситуация, описанная в книге, а потом и в фильме, не была совсем уж вымышленной. Будущий Нобелевский луареат (Зингер получил эту высокую награду в 1978 году) вырос в семье уважаемого раввина, и его отец занимался в общине не только религиозными вопросами, но и разрешал многие социально-бытовые споры. Ицхак однажды стал невольным свидетелем разговора о необычной ситуации в одной семье- речь шла о расторжении фиктивного брака между двумя женщинами, этот случай он и описал в своем рассказе.
Странная пара: Хадасс (Эми Ирвинг)  и Аншель  (Барбра Стрейзанд)
Странная пара: Хадасс (Эми Ирвинг) и Аншель (Барбра Стрейзанд)

В фильме довольно много юмора и неловких ситуаций, что всегда бывает в фильмах с переодеванием и имитацией чужого гендера, но "щекотливые" ситуации показаны очень тактично и с определенной иронией по отношению к мужчинам, режиссер-то женщина (это дебют Барбры Стрейзанд как режиссера).

Но это не комедия, хотя без курьезов здесь не обходится, как и в фильме "Труффальдино из Бергамо" (1976 год), где есть похожая сюжетная линия.

В нашей музыкальной комедии "Труффальдино из Бергамо" одна из героинь, Беатриче, тоже переоделась в мужское платье, чтобы уладить юридические вопросы семьи после смерти брата, а заодно спасти от преследования своего жениха. Она едва не угодила в "странный брак", но слава богу, все недоразумения вовремя разрешились и не было той двусмысленности, которая возникла в фильме "Йентл".

Но у таких историй не всегда бывает хэппи-энд. Тема о женском равноправии и трудностях реализации себя в мире мужчин изначально невеселая, в жизни все гораздо сложнее. Начавшись как комедия, эта любовная история постепенно перерастает в личную трагедию героини.

Йентл вынуждена? жениться и ведет себя в роли мужа так осторожно, что молодая жена не догадывается, что "Аншель"это женщина.

На какие только уловки не идет Аншель-Йентл , чтобы не раскрыть себя как женщину. А это с каждым разом все труднее делать, потому что Хадасс постепенно влюбляется в своего "молодого мужа" и настойчиво требует близости.

В конце концов Аншель раскрывает свой секрет любимому, Авигдор потрясен, теперь он понимает, почему его так тянуло к Аншель-Йентл. Но он готов принять ее только как обычную женщину с традиционным кругом обязанностей (дом, хозяйство, дети).

Это совсем не устраивает Йентл, ведь тогда она не сможет продолжить учебу. И она делает свой выбор, не понятный большинству нормальных женщин, готовых отказаться от себя ради великой любви.

Да, сюжет оригинальный, немножко даже с "перчиком", есть такие моменты:)

Стрейзанд играет Йентл очень трогательно и проникновенно, но ее героиня неоднозначна: и жалко ее, и одновременно она вызывает недоумение своим поступком - зачем довела дело до свадьбы и странного сожительства. Ну, нельзя же так идти к своей цели, не считаясь с чувствами других.

Здесь я вижу прежде всего очень продуманный шаг- повысить свой социальный статус благодаря выгодному браку (чего греха таить, расчетливость - особенная черта евреев). Благодаря связям семьи Хадасс, Аншель-Йентл получает возможность учиться дальше и даже сделать успешную научную карьеру в дальнейшем.

А вот что будет с молодой "женой", когда она узнает правду о своем "муже" и какой это будет удар для семьи, принявшей Аншель-Йентл с распростертыми объятиями - это почему-то Йентл не заботило. Да и сможет ли простить ей обман обожаемый Авигдор? Ну, не может же такая умная девушка, какой была Йентл, не думать о последствиях...

А теперь некоторые интересные факты об этом фильме

Изначально это была бродвейская постановка (1975), потом Барбра Стрейзанд решила снять по ее мотивам фильм, выступив как режиссер, автор сценария, продюсер и исполнительница главной роли.

Получился своеобразный мьюзикл, потому что трудно было представить, что Йентл не запоет в этом фильме, ведь у Барбры очень красивый и сильный голос и в каждом фильме, где она играет, есть песни в ее исполнении.

В фильме поет только главная героиня, все песни поданы как внутренний монолог Йентл. Что, кстати, очень не понравилось автору рассказа Зингеру, он представлял свою Йентл совсем не такой, как ее сыграла Стрейзанд. Он даже потребовал снять свою фамилию из титров фильма как сценариста.

Обидно, что в фильме не пел Мэнди Патинкин (популярный певец и актер мьюзиклов на Бродвее), у него тоже очень красивый голос, ну хоть бы одну песню дали исполнить! Хотя это объяснимо - у Барбры Стрейзанд слишком много песен, а если бы еще и партнер пел, то это был бы явный перебор, сплошной клип бы получился, а не фильм:)))

Все-таки иногда из-за затянутых музыкальных сцен теряется первоначальный смысл и фильм словно притормаживается и упрощается.

В фильме великолепные костюмы и интерьеры, прекрасно воссоздан дух старины, на мой взгляд, интересно показаны традиции и жесткий уклад еврейской общины. Удручает, конечно, полное бесправие еврейских женщин, может поэтому фильм считается феминистким.

Фильм очень неплохой, не зря его на Оскар выдвинули в 1984-ом и на премию "Золотой глобус".

"Золотой глобус" был благосклонен к "Йентл"- фильм получил две главные награды: как лучший фильм и Барбра Стрейзанд стала лучшим режиссером.

"Глобус" традиционно считается репетицией Оскара, может поэтому Барбра рассчитывала на Оскаре повторить успех фильма. Однако, номинированный в пяти категориях на Оскар, фильм получил всего один приз - за лучшую адаптированную музыку. А музыка в фильме, действительно, прекрасна, ведь ее написал сам маэстро Мишель Легран ("Шербургские зонтики").

Барбра Стрейзанд была очень расстроена, считая, что если бы фильм снял мужчина, то несомненно, он бы собрал более богатый урожай Оскаров.

Еще один забавный факт: фильм почти одновременно номинировался в двух противоположных киношных премиях: Золотой глобус и Золотая малина. Причем, в "Малине" Барбра Стрейзанд номинировалась в категории «худшая мужская роль», а а "Глобусе" она же номинировалась в категории «лучшая женская роль».

Ради об'ективности надо все-таки сказать, что хотя я очень люблю Стрейзанд, но что-то не очень верится, как героиня Барбры так долго могла выдавать себя за юношу, уж очень хрупкой и по-женски ранимой она выглядит, совсем не по-мужски ходит и бегает, мелодичный у нее голосок, и пусть это все-таки не главное в фильме, но глаз режет.

"Йентль" фильм спорный, кто-то его ругает, кто-то восхищается. Несомненно, фанатам Барбры Стрейзанд он зайдет. Ведь Барбра - настоящая звезда Голливуда, очень смелая и самобытная актриса. Она никогда не скрывала своего еврейского происхождения (а в 60-ые годы в Америке его не было принято афишировать), не старалась заретушировать свою "нестандартную" внешность или подправить свой типично "еврейский" нос.

Еще один интересный факт: говорят, после "Смешной девчонки" девушки-еврейки перестали стесняться своих горбатых носов и очередь к пластическим хирургам значительно поубавилась:)))

Барбра первая показала себя в кино такой, какая есть, задав соответствующий тренд - некрасивая, но умная женщина, может стать такой же желанной для мужчин, как и безусловные красавицы.

Эту тему Барбра Стрейзанд продолжила и в фильме "У зеркала два лица". И опять она продюсер, режиссёр и исполнительница главной женской роли.

Этот фильм словно продолжение истории про Йентль - как бы сложилась ее жизнь в Америке спустя десятилетия, когда феминизм победил, но мужчины по-прежнему предпочитали красивых пустышек умным самодостаточным женщинам.

Это один из моих любимых фильмов. Если вы его еще не смотрели - обязательно посмотрите! Барбра Стрейзанд здесь бесподобна, как впрочем и ее партнер по фильму Джефф Бриджес. И, конечно, здесь очень необычная история любви, много романтики и красивых песен.

Кадр из фильма" У зеркала два лица".
Кадр из фильма" У зеркала два лица".