Найти тему
ПроАвтобизнес

Почему появился дефицит новых троллейбусов, и как решают проблему

Удивительно, но сегодня привычное слово «троллейбус» заменено на новый термин в кругах профессионалов и профильных чиновников – «электробус с динамической подзарядкой». Наверняка, это следствие веяния столичных перемен, когда семимильными шагами идет процесс всеобщего распространения электробусов. Но наш материал несколько о другом.

Действительно, сегодня стало модным трендом продлевать троллейбусные маршруты в те районы города, где до сих пор не проложена контактная сеть. Такой вид подвижного состава пассажирского транспорта называют «троллейбус с автономным ходом» (ТУАХ). Это свидетельство «гибкости» такого вида пассажирского транспорта, его адаптации к новым условиям.

Троллейбус "Горожанин" в Пензе. Фото сайта https://transphoto.org
Троллейбус "Горожанин" в Пензе. Фото сайта https://transphoto.org

Сегодня подавляющая часть заказов от городов и регионов приходится именно на такие троллейбусы (ТУАХ). Но вот в чем дело. Оказалось, что производственных мощностей по выпуску троллейбусов в стране недостаточно. Заказанные машины поступают позже заявленных сроков, вызывая конфликты и иски в суд.

Белорусский троллейбус Olgerd на участке маршрута не обустроенной контактной сетью Фото сайта https://transphoto.org
Белорусский троллейбус Olgerd на участке маршрута не обустроенной контактной сетью Фото сайта https://transphoto.org

Бывший флагман российского троллейбусостроения энгельсский завод «Тролза» (бывший завод имени Урицкого - ЗИУ) банкрот. Его площади арендует небезызвестная российская компания – производитель городского электротранспорта ООО «ПК Транспортные системы». На этих мощностях компания выпускает троллейбусы модели «Адмирал».

Модель "Адмирал" в Иваново производства ООО ПК ТС. Фото сайта https://transphoto.org
Модель "Адмирал" в Иваново производства ООО ПК ТС. Фото сайта https://transphoto.org

Троллейбусы этой модели уже работают в Омске (111), Санкт-Петербурге (89), Иваново (39) и других городах. Примечательно, что в Омске и Иваново троллейбусы приобретены в рамках федеральных программ за счет средств федерального бюджета. Сегодня заканчивается поставка «Адмиралов» в Брянск, начаты поставки в Кемерово (50).

Троллейбус "Авангард" в Ярославле
Троллейбус "Авангард" в Ярославле

Второй по значимости троллейбусостроитель страны вологодский завод «Транс Альфа» в предшествующий годы выполнил крупный заказ мэрии Санкт-Петербурга. Сегодня на очереди поставки троллейбусов «Авангард» в Петрозаводск, Ярославль, Рыбинск, Ковров и др. Предприятие надолго обеспечено заказами.

С полной загрузкой работает Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (УТТЗ) и даже не успевает в срок отправлять заказанные машины. География его поставок – Чебоксары, Пенза, Братск, и, конечно же, столица Сибири - Новосибирск. Этот город уникален тем, что руководство региона решило кардинально обновить городской троллейбусный парк. Помимо уже осуществленных поставок 2023 года, в текущем году партия из 49 новых троллейбусов УТТЗ-6241.01 «Горожанин» производства АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод», поступит по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги 2.0», а также недопоставленные 20 ед. из партии 120 троллейбусов прошлого года, и еще новый заказ на 80 троллейбусов по региональной программе губернатора НСО. После выполнения этих контрактов парк подвергнется серьезной омологации, а ряд ключевых троллейбусных маршрутов города (№№ 5, 8, 10, 13, 29 и др.) будут продлены в новые спальные микрорайоны, имеющие серьезные проблемы по вывозу пассажиров в часы пик и не только.

"Горожанин" в Новосибирске. Фото сайта https://transphoto.org
"Горожанин" в Новосибирске. Фото сайта https://transphoto.org

По сути, в последние годы на троллейбусостроителей Российской Федерации обрушился вал заказов. Причина в новых федеральных программах «Чистый воздух», программе инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК), проекте обновления парка техники в рамках БКАД 2.0 и многочисленных региональных программах. Российским троллейбусостроителям не хватает мощностей. Практически аналогичная ситуация сложилась в трамваестроении, о чем рассказывал наш канал.

На помощь приходят машиностроители из соседней Республики Беларусь. За последние годы в РБ отрасль производства пассажирской техники получила второе дыхание. В том числе белорусские троллейбусы марки БКМ (модель Olgerd, а ранее БКМ-32100) эксплуатируют на маршрутах в Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге и ряде других городов страны. Но только поставками нельзя объяснить всю многогранность связей соседних стран.

Уфимские "Горожанины" в ожидании выхода на маршруты регулярных перевозок в Новосибирске. Фото сайта https://transphoto.org
Уфимские "Горожанины" в ожидании выхода на маршруты регулярных перевозок в Новосибирске. Фото сайта https://transphoto.org

В прошлом году УТТЗ в Башкортостане получил 120 кузовов МАЗ-203 из Минска. Дело в том, что выпускаемый в Уфе троллейбус УТТЗ-6241 «Горожанин» построен на шасси и в кузове минского автобуса. На УТТЗ монтируется электрооборудование. Предприятие столкнулось с серьезной проблемой срыва срока поставок, поскольку производство занимает несколько помещений в одном из троллейбусных парков города Уфы. И его производственные мощности ограничены. Кстати, в текущем 2024 году УТТЗ должен получить 132 кузова из Минска.

Кузов двухсекционного автобуса МАЗ-216 станет сочлененным троллейбусом УТТЗ. Фото сайта fotobus.msk.ru
Кузов двухсекционного автобуса МАЗ-216 станет сочлененным троллейбусом УТТЗ. Фото сайта fotobus.msk.ru

Сегодня стало известно, что Уфимский трамвайно-троллейбусный завод и белорусский МАЗ намерены организовать совместное предприятие в ОЭЗ «Алга», расположенного между городами Ишимбай и Стерлитакмак в Башкортостане. Здесь будет создано новое производство мощностью 500 троллейбусов в год. Но самое интересное заключается в том, что в планах партнеров освоение выпуска сочлененного троллейбуса на базе кузова двухсекционной модели МАЗ-216 и нового троллейбуса в кузове автобуса нового третьего поколения МАЗ-303. 25 таких машин белорусского производства уже работают в Казани.

Белорусская модель троллейбуса МАЗ-303Т в Казани. Кузов автобуса третьего поколения. Фото сайта https://transphoto.org
Белорусская модель троллейбуса МАЗ-303Т в Казани. Кузов автобуса третьего поколения. Фото сайта https://transphoto.org

Сегодня в производство троллейбусов инвестируют сразу несколько компаний. Нельзя не отметить уральскую «Синара», которая в прошлом году открыла производство на пустующих площадях Челябинского трубопрокатного завода («Челябинский завод городского электрического транспорта»). Где выполняется крупный заказ по выпуску троллейбуса Синара-6254 в количестве 168 ед. для областного центра Южного Урала.

Фото сайта https://transphoto.org
Фото сайта https://transphoto.org

На троллейбусном рынке готов стать игроком камский автогигант.

Наш канал рассказывал о новом троллейбусе КАМАЗ-62825. Стартовым заказчиком машины могут стать Чебоксары.

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz