Найти тему
Surround Sound AudioDisc

Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0: Старомодная архаика

Мне уже доводилось делать обзоры на биг-бэнды и прекрасный тому пример был в случае с пластинками оркестра Поля Мориа. В нём сошлись все ингредиенты той алхимии, которые делают музыку и объёмный звук в гармонии с миром (нашими многоопытными и разнонаправленными ушами) и результат потрясает!

Обязательно ознакомьтесь с обзорами,пройдясь по ссылкам под этой статьёй.

Однако я должен признать, что квадра-альбомы большого друга СССР, знаменитого французского оркестра, есть исключение из правила. Ведь чаще всего биг-бэнды записываются в больших студиях\залах, в которых работают инженеры-«пуристы» («классические» чистоплюи).

Они много там чего говорят и рассуждают о «классических» подходах к записи оркестровой музыки и много заумного бла-бла-бла о том, как «не испортить великую мысль великого композитора».

На самом деле у них нет достаточного количества студийных микрофонов, или они их прячут, потому что лень с ними разбираться и, по чеснаку, не умеют записывать и микшировать. Это хлопотно, это долго и напрягает. Это никому, точнее, среднестатистическому слушателю классики, уж точно, не нужно! Не надо его, типичного, идеализировать и наделять сверхспособностями!

Arthur Fiedler & Boston Pops записывают музыку - вверху над оркестром несколько микрофонов, которые снимают звук общей массой
Arthur Fiedler & Boston Pops записывают музыку - вверху над оркестром несколько микрофонов, которые снимают звук общей массой

Поэтому чаще оркестр, биг-бэнд, записывают на «плёнку» так, как показано тут на фото. Над исполнителями вешаются микрофоны (чем меньше, тем лучше), с которых сигнал идёт на пульт, и далее на стереомагнитофон и… вуа-ля! В итоге получаем моно с признаками псевдо-стерео, или аудио-кашу. Среднестатистическому фанату классики того вполне хватает, ибо ничего вкуснее винила с Апрелевской фабрики грампластинок не кушал он.

Если я тут чего из процесса упустил, то извиняюсь. Скажите мне только, почему в 95% случаев результат записи такой ужасный? Динамический диапазон – да, будет, точнее – он случается. Но чтобы каждая группа инструментов звучала обособленно от других групп – редчайший случай, которому я навскидку отдал 5%.

Ладно, к чему я это? Собственно, о предмете обзора, который являет собой пример ужаса, как с точки зрения звукозаписи, так и сведения в квадра – 4.0. У меня сейчас в руках этот артефакт и мы его сейчас после прослушивания оценим.

Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0

Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0
Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0

Hybrid SACD 4.0

"Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1" 1973

The Original LP ARL1 0035 (1973) Stereo / ARD1 0035 Quadraphonic

1. Popcorn (Kingsley)
2. Play Me (Diamond)
3. Me and Julio Down by the Schoolyard (Simon)
4. Amazing Grace (Trad)
5. Everything is Beautiful (Stevens)
6. Lost Horizon (Bacharach; David)
7. Help Me Make it Through the Night (Kristofferson)
8. Song Sung Blue (Diamond)
9. The First Time Ever (I Saw Your Face) (MacColl)
10. We’ve Only Just Begun (Nichols; Williams)

"Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1" 1974

The Original LP ARL1 0552 (1974) Stereo / ARD1 0552 Quadraphonic

11. Love’s Theme (White)
12. The Way We Were (Hamlisch; A & M Bergman)
13. (I Never Promised You a) Rose Garden (South)
14. One Less Bell to Answer (Bacharach; David)
15. Leave Me Alone (Ruby Red Dress) (Laurie)
16. Time in a Bottle (Croce)
17. The Most Beautiful Girl (Wilson; Sherrill; Bourke)
18. You Are the Sunshine of My Life (Wonder)
19. Killing Me Softly with His Song (Fox; Gimbel)
20. Boogie Woogie Bugle Boy (Raye; Prince)
21. Take Me Home, Country Roads (Danoff; Nivert; Denver)
22. Joy to the World (Axton)

Arranged by Eric Knight (tracks: 2, 3, 5, 10, 12, 14, 16, 17, 19, 21, 22), Richard Hayman (tracks: 1, 4, 6-9, 11, 13, 15, 18, 20)

Conductor: Arthur Fiedler

Recording Engineer: Bernard Keville

Orchestra: The Boston Pops Orchestra

Producer: Peter Dellheim

Remastered by Michael J. Dutton

Sony Music Entertainment / Vocalion Ltd. (CDLK4598). 1973, 1974 / 2017

А вот и некоторая информация об исполнителе.

Артур Фидлер, Arthur Fiedler (17 декабря 1894 – 10 июля 1979) – долговременный дирижёр американского Boston Pops Orchestra, симфонического оркестра, специализирующегося на популярной и лёгкой классической музыке. Благодаря сочетанию музыкальности и зрелищности он сделал The Boston Pops одним из самых известных оркестров в Соединенных Штатах.

Как следует из описания и треклиста, у нас сегодня в программе оркестровки популярных в 1970-х годах эстрадных мелодий, авторы которых горят и не меркнут по сию пору целые десятилетия.

Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0 - back side
Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0 - back side

Прослушав диск кряду несколько раз, прихожу сразу к выводу, минуя обычный у нас расклад звучания по трём критериям: баланс \ статика \ динамика.

Если в упомянутых выше дисках Поля Мориа всё отлично, то тут наоборот. Американский оркестр звучит так, словно микрофоны стояли за пределами оркестровой площадки, вне сцены. Поэтому

1. Баланс. Нет.

2. Статика. Едва-едва издалека.

3. Динамика. Нет.

Бутлег? Чур меня! – Конечно же, нет.

Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0 - disc
Arthur Fiedler & Boston Pops "Greatest Hits Of The ‘70s Volume 1 & 2" SACD 4.0 - disc

Просто сделано всё архаично и согласно святым традициям записи из зала консерватории. А такой звук «издалека», сами понимаете, корректировке поддаётся плохо: это только на рекламных картинках он строг в своей прямолинейности.

В "оркестровой яме", образно говоря, манипуляции с ним требуют определённой сноровки. Ну, можно, выделить громкостью и настройкой статики солирующие инструменты. Так ведь и они, похоже, не были заведены отдельной микрофонной подачей на консоль звукозаписи. Потому и солисты естественным образом размыты и сливаются с прочими инструментами.

Помимо этого, мне показалось, что левый фронт звучит громче остальных. В тылах находится естественное эхо с выносом туда редких инструментов. Цык-цык-цык... что это было, одинокая тарелочка? Всё.

Кое-какой, натуральный объём, конечно же, по законам акустики придаёт квадрафонический шарм, который ушлые маркетологи обозвали "A Natural Sound Spectacular!" (натур-продукт, короче).

А вы что хотели? Негоже такую поп-красоту всякими миксами-шмиксами портить!

Надеюсь, я никого не обидел и дал объективно-верное описание творящегося здесь квадра-безобразия: 4 балла.

Обычно, если диск приходит в формате «2 в 1», два альбома на одном диске, я разделяю обзоры по числу альбомов. Здесь же я не вижу смысла этого делать. Весь диск категорически не рекомендуется. Лучше приберегите ваши денежки для покупки других SACD от компании Vocalion Ltd. – Поля Мориа и Хьюго Монтенегро.

Издания из каталога уважаемой Vocalion Ltd.
Издания из каталога уважаемой Vocalion Ltd.

Другие биг-бэнды, OST (саундтреки) с 5.1 к фильмам, играм и прочие многоканальные диски в таком же жанре:

Paul Mauriat "El Bimbo & Toccata" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №1

Paul Mauriat "Penelope & Holidays" SACD 4.0: Из Франции с любовью к квадрафонии, №2

Hugo Montenegro "Neil's Diamonds Fashioned By Hugo Montenegro" SACD 4.0: Бриллианты Нила, огранённые Хьюго

Hugo Montenegro "Hugo In Wonder-Land" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Стиви Уандера

Kazuma Jinnouchi "Halo 5: Guardians" Blu-ray 5.1: Геймерская музыка?

Nature's Colors with the World's Greatest Music - Blu-Ray 5.1: Популярная классика на природе

HD Scape Sampler "Advancing the Art of HD" Blu-ray 5.1: Мини-каталог HD видео и звука

M83 & Joseph Trapanese "Oblivion" Blu-ray 5.1: Партизаны против деспотии

Σ = 4

Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:

1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.

Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.

Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:

Kitaro "Sacred Journey Of Ku-Kai" SACD 5.1: Путешествие мастера Ку-Кая

Fiona Mackenzie "Elevate" SACD 5.1: Гэльский язык, кельтская музыка

Andreas Vollenweider "Vox" DD 5.1: Эй, ты, да... ты!

Dozan Fujiwara & Isao Tomita "Kyo" SACD 5.1: Флейта и синтезатор

George Ritchie & Joan Lippincott "Uncommon Bach - Johann Sebastian Bach Organ Works" DTS-CD 5.1: Неизвестный Бах

Jon Lord "Beyond The Notes" SACD 5.0: За пределами нот

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel5.1 Audiodisc

"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!

Принцип записи и воспроизведения квадрафонической музыки
Принцип записи и воспроизведения квадрафонической музыки