Я обнаружил, что на протяжении многих лет этот альбом был для меня весьма заманчивым. Обложка поразительно проста, на ней фотография, изображающая интерьер Королевского Альберт-холла, и группа сначала действительно не видна, но если сильно приглядеться - вот они, ссутулившиеся в креслах большого театра. Это стало довольно культовой обложкой, и это было именно то, что привлекло и привлекает меня к этому альбому. И всё же я нахожу это трудным музыкальным произведением, но не в том смысле, который можно было бы себе представить…
Так что же это? – Страшное слово: гибридная компиляция.
С одной стороны - концертный альбом британской рок-группы Deep Purple, записанный вместе с Королевским филармоническим оркестром. Одна из первых попыток соединить классическую музыку и рок-музыку в одном произведении. Вышел в США в декабре 1969 года, а в Великобритании в январе 1970 года.
С другой – типичная симфония от дирижёра вышеуказанного Оркестра. Два в одном.
Deep Purple "Concerto for Group and Orchestra" DVD-Audio
DVD-Audio 5.1 MLP 48/24 5.1, MLP 48/24 2.0, Dolby Digital 5.1
+ Best of all Worlds - Рекламный видео трейлер
1. Malcolm Arnold's 6th Symphony Op.95 First Movement: Energico
2. Malcolm Arnold's 6th Symphony Op.95 Second Movement: Lento
3. Malcolm Arnold's 6th Symphony Op.95 Third Movement: Fuoco
4. Hush
5. Wring That Neck
6. Child In Time
7. Concerto For Group & Orchestra First Movement: Moderato Allegro
8. Concerto For Group & Orchestra Second Movement: Andante
9. Concerto For Group & Orchestra Third Movement: Vivace Presto
10. Encore: Concerto For Group & Orchestra Third Movement: Vivace Presto (Part)
Mixed by Jonathan Allen
Engineered by Chris Bolster
Digital Mastering Peter Mew
Project Produced by Nigel Reeve
ВИА
Ritchie Blackmore - lead guitar
Ian Gillan - lead vocals
Jon Lord - organ, keyboards, backing vocals, [string/woodwind arrangements]
Ian Paice - drums, percussions
Roger Glover - bass, backing vocals
Производство
Deep Purple recorded live at the Royal Albert Hall with the Royal Philharmonic
Orchestra. The LP was released by Harvest (UK)Tetragrammaton (USA) in 1969.
EMI promo vinyl PSR-325 released in 1970 has edited highlights from the concert.
Mixed by Jonathan Allen at Studio 3, Abbey Road Studios, London June 2001.
EMI / Harvest / Rhino (R9 73927) © 1969 / 2003
Я думаю, что этот обзор вызовет некоторый резонанс среди профессионалов, но у нас здесь катастрофа на носу! На самом деле мне никогда не нравились те группы, которые добивались признания высших искусств, играя в оркестре, как будто рок должен был получить благородство от этого факта. "Метла"… - так, вспомнилось всуе…
Как начинающий меломан в конце 70-х, я возлагал такие большие надежды, когда нашёл информацию в куцых музыкальных публикациях, и не мог дождаться, как буду поражен, когда дома поставлю плёнку на свой магнитофон. В течение многих лет я жаждал услышать сотрудничество между роком и симфонической / оркестровой музыкой, и это была не первая попытка, с которой я столкнулся.
Это уже сделали для меня The Nice, Ekseption и ELP. Когда The Moody Blues попробовали это в "Days Of Future Past", они на самом деле были довольно успешными! Даже когда Procol Harum и Caravan попробуют это сами, у них будет больше успеха, в основном потому, что они переработали свои песни, включив в них оркестр. Таким образом они преодолевали конкретную пропасть между жанрами и создавали союз классической музыки и рока. Помпезность классической музыки порой хорошо сочетается с роком и там рождается прогрессивный рок. К сожалению, это не всегда получается так здорово, как могло бы получиться.
Хотя на первый взгляд "Concerto..." звучит как самый прогрессивный рок-альбом Deep Purple, дела обстоят не совсем хорошо.
После трёх интересных, но коммерчески ущербных ранних прото-прог /психоделических альбомов они (или, скорее, Джон Лорд в качестве лидера в то время) решили перейти на симфонический. И, как это обычно бывает в подобных случаях из-за простых амбиций, они потерпели неудачу просто потому, что этот "симфонический рок" - это не то, что мы все понимаем под этим термином как суб-жанр – арт-рок (такие как Yes, Genesis, Gentle Giant...).
Вы не добьетесь прогресса в роке, просто добавив Королевский филармонический или любой другой оркестр, если уж на то пошло. Прогрессивный рок - это не обязательно включение интонаций и музыкальных идей, заимствованных из классической симфонической музыки XIX века. Или не только это. В противном случае это становится трогательно снисходительным произведением, в котором рокеров призывают продемонстрировать свою музыкальность и композиторские способности довольно напыщенным и помпезным способом.
Джон Лорд, каким бы блестящим человеком он ни был, мечтал создать идеальное сочетание двух жанров и действительно несколько раз добивался успеха в своей карьере. Первой попыткой был "Концерт для группы с оркестром", и идея родилась более полувека назад. Чтобы слияние было успешным, классическая музыка (в данном случае симфонический оркестр) должна сотрудничать с рок-музыкой (группой).
Исполнитель: Deep Purple - Concerto for Group and Orchestra (1969 нео-классика)
В случае с "Concerto..." вы получаете шизофренический опыт, поскольку два жанра по большей части кажутся отделёнными друг от друга. Настоящего смешения жанров вообще не произошло. Это было так, как будто кто-то говорил: "Хорошо, теперь играет группа", а затем "Хорошо, теперь встречаем оркестр", и так далее и тому подобное на протяжении всего альбома.
Вы заставляете оркестр играть без группы в течение 8-10 минут, а затем группа играет некоторое время, прежде чем передать микрофон (или что-то ещё) оркестру. Так обстоит дело, в общем, с "Кончерто...". Лишь изредка они взаимодействуют друг с другом.
Это было ужасное разочарование даже для моих наивных и идеалистических ушей. Казалось, не было никаких попыток объединить или адаптировать ни ту, ни другую среду, просто музыканты играли то, что им было сказано играть. Мне немного неинтересны длинные классические движения-movements, и это позор на мою седую голову: я просто жду, когда группа вырвется из динамиков.
Зная сейчас об опытах The Moody Blues игры с оркестром, я бы не назвал данную программу чисто "пёрпловской", хотя диск и вышел под этим именем.
Два исполнителя, два разных жанра в одном концертном зале.
Программу открывает 6 симфония – опус 95 cэра Малкольма Генри Арнольда (21 октября 1921 – 23 сентября 2006).
Во втором действии объявляется группа, которая исполняет три вокальных номера.
Что, по крайней мере, немного отличает этот альбом, так это расширенные версии этих песен. Вступительное исполнение "Hush" просто великолепно, Гиллан вкладывает в свой вокал больше энергии, чем это делал Эванс.
"Wring That Neck" - песня с предыдущего альбома "Book of Taliesyn", но эта версия намного лучше и виртуознее. Вы слышите, как все музыканты выкладываются особенно Джон Лорд на органе Хаммонда.
Песня "Child In Time" с альбома "In Rock" 1970 года, но этот альбом выпущен раньше, так что это оригинальная версия песни. Аранжировки чрезвычайно просты, но построение песни, тем не менее, потрясающее и очень мощное.
В третьем действии все пытаются сыграть вместе творение Джона Лорда – "Concerto For Group & Orchestra 1-2-3 Movement". Исполнители "Оркестра" не скрывают ехидных улыбок во время выступления "Группы".
Я бы с удовольствием поменял временную пропорцию выступлений: большую - группе, меньшую - оркестру. Оставляем Лорда, снабдив его парой дополнительных электроорганов. Даже простил бы Блэкмору чрезмерные запилы там, где ему нечего было сказать. И... и... "все в сад!"
Но хорошей новостью было то, что все они старались, и за это я ставлю им двойку за старания.
Резюмируя. Исполнение "Кончерто" вполне честное и достойное, но какой в этом смысл? Оркестровые партии и вся эта структура "движения" довольно скучны, сольные партии Блэкмора и Пейса безыскусны и просто напоминают вам, что это, в конце концов, рок-группа. Джон Лорд, вероятно, хотел представить себя "серьёзным" композитором и аранжировщиком перед академически подготовленными музыкантами, но ему это не удалось.
Наконец о нашем главном – объёмном.
1. Баланс. Нет.
2. Статика. Шестая симфония сэра Арнольда представлена в чистом стерео: даже тылы пусты. Произведения группы смикшированы чуть лучше с эхом и овациями в тылу.
3. Динамика. Нет.
Вывод.
Что и говорить – классика в святом её виде – нетронутом стерео / моно.
Средний балл = 3, а может и 2.
Резюме.
После этого альбома группа сменила направление и получила известность как ведущая хард-рок / хэви-метал группа, которая повлияла на орды будущих хэдбэнгеров, так что эта её работа с оркестром остаётся в значительной степени интересной для историков раннего прог-рока и для преданных поклонников, которые должны владеть всем, что несёт название группы.
Сам концерт, который составляет последние две трети альбома, просто смешон. "Классические" фрагменты в лучшем случае посредственного качества саундтреки к фильмам. Оркестровки здесь предназначены для того, чтобы рассматриваться как важнейшие части крупномасштабной композиции, и они просто недостаточно интересны, чтобы работать таким образом.
Части звучат громко, части становятся мягкими, и, прежде всего, части уходят в никуда. И те части, где группа присоединяется, чёрт возьми – это внезапный просвет. Но остальное - это куча тревожно неинтересных групповых джемов вперемешку с оркестром, как будто Блэкмор играет на разминке. О, упоминал ли я, что центральной особенностью третьей части является соло на ударных? А говорил ли я, что "Encore" включает в себя то, что группа и оркестр повторяют секцию с соло на ударных во второй раз?
- Нет, спасибо, достаточно.
Таким образом, хотя это могло бы стать определяющим моментом в развитии прогрессивной рок-музыки, оно довольно плоско по сравнению с другими экскурсами в тот же жанр, сделанными другими группами. Я думаю, что Лорд, как бы он ни гордился своим достижением, должен был еще раз подумать о его выполнении. Если бы он объединил два жанра в одно помпезное связное произведение, это действительно было бы чем-то экстраординарным. И вторая попытка вроде бы была... в "Сарабанде".
Открытие стороны А не должно было состоять из восьми минут классической музыки. Больше подошло бы альбому, если бы классическая музыка начинала альбом, скажем, не более трёх минут, а затем позволяла группе войти, это было бы совершенно другое дело. Когда вы как следует знакомитесь с альбомом, из-за этого слушать альбом становится как бы тяжело. Вы просто сидите, ожидая, когда рок-партии нырнут с головой в омут оркестрованной музыки. На самом деле этого никогда не происходит. Хотя всё это очень довольно смело, оно не достигает тех высот, на которые я надеялся и всё ещё надеюсь.
Диск не станет моим любимым, слушать его я буду крайне редко... скорее он - часть культурного наследия ДП в моей коллекции.
Σ = 3
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Deep Purple: Quadra-тный “Stormbringer” в DTS 5.1
Ian Gillan "Gillan's Inn" Dolby Digital 5.1: Посиделки с мистером Гилланом
Kazuma Jinnouchi "Halo 5: Guardians" Blu-ray 5.1: Геймерская музыка?
Tamiya Terashima "Tales From Earthsea" SACD 5.0: Сказанья Земноморья
Jon Lord "Beyond The Notes" SACD 5.0: За пределами нот
Nature's Colors with the World's Greatest Music - Blu-Ray 5.1: Популярная классика на природе
M83 & Joseph Trapanese "Oblivion" Blu-ray 5.1: Партизаны против деспотии
Lars Danielsson "Libera Me" SACD 5.1: Басист – не приговор
Isao Tomita "Clair de Lune - Ultimate Edition" SACD 4.0: Вдохновляясь музыкой Дебюсси
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 44 серия: Uriah Heep "High And Mighty" (1976)
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!