Авторы: Виктор Владимирович Семенов, Борис Юрьевич Шапиро
В ближайшее время должно состояться слушание в Государственной Думе «Закона об оказании психологических услуг населению РФ». Предпосылкой разработки такого закона явилось, с одной стороны, возросшее, в силу ряда причин, количество запросов граждан на такие услуги, с другой — отсутствие контроля качества психологической помощи.
Первая редакция Закона появилась еще в 2014 г., после чего произошло множество социально-экономических событий, повлиявших как на количество, так и на формат оказания психологических услуг населению. В частности, начавшаяся в 2020 г. пандемия привела к резкому спросу на оказание психологической помощи в дистанционном/онлайн формате. Реакцией на этот спрос оказался не только массовый переход психологов-консультантов на данный формат, но и появление на рынке большого числа так называемых «психологических агрегаторов», своего рода «зонтичных брендов», пропагандирующих и продающих психологические услуги. Иначе говоря, являющихся коммерческими посредниками между клиентами и частнопрактикующими психологами-консультантами.
На сегодняшний день в Интернете представлено свыше 40 наиболее популярных агрегаторов, предоставляющих услуги, главным образом в формате онлайн, по психологическому консультированию и немедицинской психотерапии. Однако этот сегмент рынка психологических услуг оказался совершенно бесконтрольным с точки зрения качества оказываемой психологической помощи. И эта обширная область практики консультативной работы оказалась вне поля внимания разработчиков обсуждаемого закона.
Проведенный нами анализ вышеупомянутых агрегаторов показал, что существуют значительные различия в деятельности агрегаторов как организационно-финансового характера, так и в плане требований, предъявляемых к психологам-кандидатам на членство в агрегаторе. Мы сосредоточимся на последнем, поскольку именно от квалификации консультантов зависит качество оказываемой психологической помощи.
Отбор психологов для работы с агрегаторами в подавляющем большинстве случаев осуществляется на основе наличия у претендентов высшего или дополнительного образования по психологии, подтвержденного соответствующими дипломами и сертификатами. Но не везде в требования «на входе» включаются такие важные факторы высокого профессионализма, как значительный стаж консультативно-терапевтической работы, прохождение личной терапии и супервизии. И лишь в очень редких случаях от кандидатов на участие в работе агрегатора требуют предоставить рекомендации известных специалистов-супервизоров. При этом следует отметить, что, хотя отдельные агрегаторы предлагают собственные анкетирование или тестирование на профкомпетентность, а также обучающие программы и супервизию, их содержание и качество также ничем не регулируются. Весьма актуален и вопрос подготовки психологов к специфике онлайн-консультирования.
В связи с вышеизложенным нам представляется, что в целях обеспечения высокого качества оказываемой психологической помощи при приеме психологов-консультантов на работу агрегаторам (а также НКО и негосударственным психологическим консультациям) следует руководствоваться принципами и квалификационными требованиями, содержащимися в федеральном «Законе об оказании психологических услуг населению РФ», о чем в законе должно быть ясно и недвусмысленно сказано.